Авторы: Долгих Ольга Юрьевна, Чевелий Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка, учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45, МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья обобщение педагогического опыта
Тема: Курс "Час чтения"- путь к достижениям детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Тема:
Курс «Час чтения» - путь к достижениям детей с ОВЗ
Долгих Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 45
Чевелий Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 41
2025 год
Мечта каждого учителя, в том числе и наша, воспитать ученика знающего,
умеющего самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, задавать вопросы и
отвечать на них.
Но в нашей работе часто бывает так, что приходится обучать и другую группу
ребят. Это дети с ОВЗ 7 вида.
Какие они, обучающиеся с ОВЗ 7 вида?
Эти дети не могут усвоить учебный материал без помощи учителя, так как у
них имеются отклонения в психическом развитии, внимание малоустойчивое, узкая
направленность мышления, нарушена речь, плохо развита память как механическая,
так и логическая, низкая работоспособность. А эти дети сдают обязательные
экзамены по русскому языку: итоговое устное собеседование и письменный русский
язык.
Чтобы помочь таким детям в достижении определенного результата,
используем внеурочную деятельность, а именно курс «Час чтения».
Почему именно этот курс?
Во-первых, это не урок, отметки не ставим, домашнего задания не задаем,
поэтому дети не волнуются, а в результате – повышается интерес к чтению.
Во-вторых, «Час чтения» позволяет менять приемы, виды деятельности в
зависимости от состояния ребят, от настроения.
В-третьих, появляется возможность совместной деятельности таких учеников
и ребят из других классов.
С чего начинаем работу?
Первое занятие курса «Час чтения»
лучше всего проводить в библиотеке.
Здесь мы знакомим ребят с книгами, которые будем читать, знакомим их с
писателями, жанрами и темами. Поясняем, что и как читать, но вести разговор о
книгах и героях будем только на занятии, Внимательно следим за настроением
детей, так как важен индивидуальный подход к каждому такому ученику.
Что делать, чтобы ребенок почувствовал свою успешность?
Мы должны создать ситуацию успеха, поэтому напоминаем детям: «Если
сегодня что-то не получится, то получится в следующий раз». И начинаем читать
произведения.
Нам хорошо известно, что на протяжении многих лет чтение являлось не
только главным источником развития и воспитания детей, но и одним из самых
популярных видов досуга. С появлением кино, телевидения и интернета роль чтения
отодвинулась на второй план. А бумажная книга потеряла свою актуальность,
поэтому мы, учителя, должны помочь детям выбрать интересную книгу, потому что
чтение решает не только познавательные, коммуникативные, творческие задачи, но
и психолого-социальные, так как в ходе чтения формируется культура общения.
Мы прекрасно понимаем, что чтение для таких детей – тяжелый труд, читать
они не любят. Тут на помощь приходят разные методы и приемы.
Например, на занятии мы можем почитать хором, почитать по ролям,
«пожужжать».
А если у детей нет настроения читать?
И такое часто бывает. Приходится читать и комментировать нам, учителям.
Естественно, мы понимаем, что реагировать на это надо спокойно, так как у детей с
ОВЗ повышенная тревожность и возбудимость.
Следующий этап – это работа с вопросами.
Что нравится детям в этом задании? Восстанавливать в вопросе пропущенное
слово, исправлять ошибку в вопросе. Предлагаем ребятам поработать в парах. Они
выбирают из нескольких слов нужное, подставляют и
читают полученное
предложение. Очень радуются, когда все получается.
Определенные трудности вызывают пересказы эпизодов. Чтобы справиться с
этой работой, мы готовим шаблоны. Так ребята учатся пересказу.
Приводим примеры.
Перескажи – кто и что сделал?
Добавь детали – когда, где, почему и как?
Или другой вариант.
Кто? (ГЕРОЙ) сказал о ком…? Сделал, что …
Сам о себе герой сказал, что ….
Рисуем картинки - это самый любимый вид деятельности. Таким детям легче
нарисовать картинку по прочитанному тексту, чем выразить свои мысли словесно.
Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие
каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Приведем примеры.
Интересным получилось внеурочное занятие по теме «Это будет настоящий
человек» (по рассказу Пантелеева «Честное слово»).
Основной прием: занятие - игра.
На этом занятии дети выступили в роли журналистов и выпустили газетные
странички о главном герое рассказа. Героя рисовали сами. Работа получилась
интересной, странички были разные, каждому хотелось показать свое творчество.
В течение года учились создавать презентации, на такие занятия приходили
старшеклассники. Взрослые ребята оказывали положительное влияние на таких
детей, поддерживали их, успокаивали, учили отбирать нужный материал для
работы. Дети с ОВЗ слушали их очень внимательно, охотно выполняли поручения.
В конце года с большим интересом прочитали повесть А. П. Гайдара «Тимур
и его команда». Ребята получили задание: создать презентацию. Дети работали в
маленьких группах, помогали друг другу, давали советы, никто без дела не остался.
Итак, курс «Час чтения» показал, что и детей с ОВЗ можно заинтересовать
хорошей книгой. Эти книги побудили участников занятия к рассуждениям, к
собственной оценке описанных ситуаций, героев и их поступков. Иногда мнения не
совпадали, но именно это и важно в таком чтении для таких детей.