Напоминание

Курс "Час чтения"- путь к достижениям детей с ОВЗ


Авторы: Долгих Ольга Юрьевна, Чевелий Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка, учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45, МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Статья обобщение педагогического опыта
Тема: Курс "Час чтения"- путь к достижениям детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

Курс «Час чтения» - путь к достижениям детей с ОВЗ

Долгих Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 45

Чевелий Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 41

2025 год

Мечта каждого учителя, в том числе и наша, воспитать ученика знающего,

умеющего самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, задавать вопросы и

отвечать на них.

Но в нашей работе часто бывает так, что приходится обучать и другую группу

ребят. Это дети с ОВЗ 7 вида.

Какие они, обучающиеся с ОВЗ 7 вида?

Эти дети не могут усвоить учебный материал без помощи учителя, так как у

них имеются отклонения в психическом развитии, внимание малоустойчивое, узкая

направленность мышления, нарушена речь, плохо развита память как механическая,

так и логическая, низкая работоспособность. А эти дети сдают обязательные

экзамены по русскому языку: итоговое устное собеседование и письменный русский

язык.

Чтобы помочь таким детям в достижении определенного результата,

используем внеурочную деятельность, а именно курс «Час чтения».

Почему именно этот курс?

Во-первых, это не урок, отметки не ставим, домашнего задания не задаем,

поэтому дети не волнуются, а в результате – повышается интерес к чтению.

Во-вторых, «Час чтения» позволяет менять приемы, виды деятельности в

зависимости от состояния ребят, от настроения.

В-третьих, появляется возможность совместной деятельности таких учеников

и ребят из других классов.

С чего начинаем работу?

Первое занятие курса «Час чтения»

лучше всего проводить в библиотеке.

Здесь мы знакомим ребят с книгами, которые будем читать, знакомим их с

писателями, жанрами и темами. Поясняем, что и как читать, но вести разговор о

книгах и героях будем только на занятии, Внимательно следим за настроением

детей, так как важен индивидуальный подход к каждому такому ученику.

Что делать, чтобы ребенок почувствовал свою успешность?

Мы должны создать ситуацию успеха, поэтому напоминаем детям: «Если

сегодня что-то не получится, то получится в следующий раз». И начинаем читать

произведения.

Нам хорошо известно, что на протяжении многих лет чтение являлось не

только главным источником развития и воспитания детей, но и одним из самых

популярных видов досуга. С появлением кино, телевидения и интернета роль чтения

отодвинулась на второй план. А бумажная книга потеряла свою актуальность,

поэтому мы, учителя, должны помочь детям выбрать интересную книгу, потому что

чтение решает не только познавательные, коммуникативные, творческие задачи, но

и психолого-социальные, так как в ходе чтения формируется культура общения.

Мы прекрасно понимаем, что чтение для таких детей – тяжелый труд, читать

они не любят. Тут на помощь приходят разные методы и приемы.

Например, на занятии мы можем почитать хором, почитать по ролям,

«пожужжать».

А если у детей нет настроения читать?

И такое часто бывает. Приходится читать и комментировать нам, учителям.

Естественно, мы понимаем, что реагировать на это надо спокойно, так как у детей с

ОВЗ повышенная тревожность и возбудимость.

Следующий этап – это работа с вопросами.

Что нравится детям в этом задании? Восстанавливать в вопросе пропущенное

слово, исправлять ошибку в вопросе. Предлагаем ребятам поработать в парах. Они

выбирают из нескольких слов нужное, подставляют и

читают полученное

предложение. Очень радуются, когда все получается.

Определенные трудности вызывают пересказы эпизодов. Чтобы справиться с

этой работой, мы готовим шаблоны. Так ребята учатся пересказу.

Приводим примеры.

Перескажи – кто и что сделал?

Добавь детали – когда, где, почему и как?

Или другой вариант.

Кто? (ГЕРОЙ) сказал о ком…? Сделал, что …

Сам о себе герой сказал, что ….

Рисуем картинки - это самый любимый вид деятельности. Таким детям легче

нарисовать картинку по прочитанному тексту, чем выразить свои мысли словесно.

Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие

каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Приведем примеры.

Интересным получилось внеурочное занятие по теме «Это будет настоящий

человек» (по рассказу Пантелеева «Честное слово»).

Основной прием: занятие - игра.

На этом занятии дети выступили в роли журналистов и выпустили газетные

странички о главном герое рассказа. Героя рисовали сами. Работа получилась

интересной, странички были разные, каждому хотелось показать свое творчество.

В течение года учились создавать презентации, на такие занятия приходили

старшеклассники. Взрослые ребята оказывали положительное влияние на таких

детей, поддерживали их, успокаивали, учили отбирать нужный материал для

работы. Дети с ОВЗ слушали их очень внимательно, охотно выполняли поручения.

В конце года с большим интересом прочитали повесть А. П. Гайдара «Тимур

и его команда». Ребята получили задание: создать презентацию. Дети работали в

маленьких группах, помогали друг другу, давали советы, никто без дела не остался.

Итак, курс «Час чтения» показал, что и детей с ОВЗ можно заинтересовать

хорошей книгой. Эти книги побудили участников занятия к рассуждениям, к

собственной оценке описанных ситуаций, героев и их поступков. Иногда мнения не

совпадали, но именно это и важно в таком чтении для таких детей.



В раздел образования