Автор: Разумова Лариса Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 64 им. Б. Ручьёва"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Изучение комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Раздел: среднее образование
А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»
«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ЧАЦКИЙ»
1.
Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив Софью?
1. скука 2. ссылка 3 безответная любовь 4. болезнь
2. Какое значение имела для Чацкого заграничная поездка?
1. никакого 2 переменила характер 3. укрепила его убеждения. Сделала его высоко
образованным человеком.
3. С какой целью Чацкий едет в дом Фамусова после долгого отсутствия?
1. чтобы обличить фамусовское общество 2. искать покровительства у Фамусова
3. сделать предложение Софье 4. возобновить светские знакомства
4. Сравнительная таблица «Век нынешний» и «век минувший»
1. Отношение к крепостному праву (1-7, 2-2)
2. Отношение к идеалам (2-2)
3. Отношение к образованию
4. Отношение к службе (2-2)
5. Отношение к иностранному (1-8))
6. Отношение к богатству и чинам (2-2,5)
7. Взгляды на ум
5. Сформулируйте проблематику комедии.
6. В чем состоит конфликт комедии?
7. Закончите фразу, чтобы высказывание получилось верным::
В пьесе Грибоедова отражена смертельная борьба _________ лагерей московского
общества накануне_______ между консервативно-поместным, а также чиновным
барством и прогрессивным дворянством.
1. двух 2. трех 3. воны 1812г. 4. восстания декабристов 1825г.
«СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ»
1.
Дайте характеристику Фамусову и Скалозубу по плану. Опираясь на текст
комедии.
а. имя персонажа (возможна расшифровка «говорящей фамилии»)
б. место героя в системе персонажей
в. Степень участия героев в конфликте, поступки и их мотивы
г. Речь персонажа как социальная характеристика человека и свидетельство уровня его
развития
д. к какому «веку» можно отнести героя?
2.Дайте характеристику Молчалина, опираясь на следующие высказывания читателей
комедии:
1.
Н.В. Гоголь: «…замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое,
покамест тихомолком пробирающееся в люди».
2.
Ф.М. Достоевский: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении
безукоризненно притвориться святым».
3.
В.И. Немирович-Данченко: «…это самый сильный, самый живучий, самый липкий,
самый производительный…. Молчалин удержался на ногах целых три четверти века.
Чацкий не смог уничтожить его».
- Что каждый из критиков выделяет в образе Молчалина?
- По выписанным цитатам охарактеризуйте Молчалина.
1. «Вот он на цыпочках и не богат словами».
2. «День за день, нынче, как вчера».
3. «С тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».
4. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
5. «Ведь надобно ж зависеть от других».
3.Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина
1.Общее: 1. возраст
2. мировоззрение
3. социальная принадлежность
2. Различное: 1. положение в обществе
2. цель жизни
3. достижение цели
4. жизненная позиция
5. отношение с окружающими
6. отношение к Софье
7. личные качества
ВЫВОД: кто умнее: Чацкий или Молчалин?
4.
Дайте характеристику Софье.
1. Почему Софья выбрала Молчалина? Что руководило её выбором? (2д.)
2. В какой момент она решает пустить сплетню о Чацком? Что движет её поступком?
(3-14,15)
3. В чем Софья истинная дочь Фамусова?
4. С кем из героинь пьесы её можно сопоставить?
5. Можно ли назвать Софью положительной героиней?
1. да 2. нет 3. нельзя сказать однозначно
5. Каков смысл говорящей фамилии Репетилова?
–На кого Репетилов пародия: на Чацкого, фамусовское общество, общество декабристов,
на Скалозуба?
- Почему герой с воодушевлением рассказывает о том, что происходит на тайных
заседаниях? (4д.)
5.
Характеристика фамусовского общества.
1. Почему мы говорим о нем как о «коллективном образе»?
2.Охарактеризуйте героев, приехавших на бал (3д)
3. Охарактеризуйте внесюжетных героев, о которых упоминают главные герои:
- племянник Хлестовой (3д)
- брат Скалозуба (2-5)
- Максим Петрович (2-2)
- кн. Марья Алексеевна (4-5)
4. Отношение к сумасшествию Чацкого. Составление таблицы:
ГЕРОИ
ОТНОШЕНИЕ К СУМАСШЕСТВИЮ
1. Г.Д. и Г.Н.
2. Загорецкий
3. Графиня бабушка
4. Фамусов
5. Хлестова
6. Скалозуб
ВЫВОД:
АФОРИЗМ – это изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную,
законченную мысль автора, неожиданное суждение.
1.
Мильон…….
2.
Век нынешний и………
3.
Счастливые часов ……..
4.
Герой не……….
5.
В мои лета не………
6.
Шел в комнату……….
7.
Дома новы, но………..
8.
Не человек………
9.
Ах! Злые языки……….
10. Чуть свет………….
11. Дистанции …….
12. Шумим, братец,…………
13. А судьи……….
14. Умеренность и ……….
15. И дым Отечества нам …….
16. Минуй нас пуще всех печалей…..
17. С чувством, с ……
18. Где ж лучше!.......
19. Собрать все книги бы…..
20. Что за комиссия……..
21. Служить бы рад…..
22. Ну как не порадеть…..
23. Смешенье языков……
24. Я глупостей не чтец…….
25. Все врут……
26. В деревню, к тетке…….
27. Ах, боже мой, что станет говорить……
ТЕСТ (ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»)
1.Где происходит действие комедии?
1. дом Горичей 2. дом Фамусова 3. дом Чацкого
2. Сколько времени длитя действие комедии?
1. неделя 2. один день 3. 10 дней
3. Сколько лет Софье?
1. 16 2. 17 3. 18
4. Из какого города приехал Молчалин?
1. Тверь 2. Саратов 3. Петербург
5 .Сколько лет служит Молчалин в доме Фамусова?
1. год 2. три 3. пять
6. В кого влюблена Лиза?
1. Молчалин 2. Фамусов 3. Петрушка
7. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?
1. Софья 2. Фамусов 3. Хлестова
8. Молчалина звали:
1. Алексей Степанович 2. Павел Иванович 3. Иван Иванович
9. Звание Скалозуба:
1. генерал 2. бригадир 3. полковник
10 Соотнесите:
1. Скалозуб 1. Платон Михайлович
2. Фамусов 2. Александр Алексеевич
3. Чацкий 3. Сергей Сергеевич
4. Горич 4. Павел Афанасьевич
11. Исправьте ошибки в афише:
1. Софья- служанка в доме Фамусова
2. Наталья Дмитриевна Горич – молодая дама
3. Антон Антонович Зарецкий
4. Репетилов
5. Князь Тугоуховский – отец 6 дочерей