Напоминание

Сказки и былины, сходство и различие


Автор: Борисова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Сказки и былины, сходство и различие
Раздел: начальное образование





Назад




Введение

Устное народное творчество (фольклор) является неотъемлемой частью

культурного наследия любого народа. Для русского народа оно представлено

многообразием жанров, среди которых особое место занимают сказки и

былины. Они знакомят ребенка с народной мудростью, моральными

ценностями, историческими событиями и представлениями о мире. Однако,

несмотря на кажущуюся близость, сказка и былина представляют собой

самостоятельные жанры, обладающие уникальными чертами. Понимание

этих отличий и сходств необходимо учителю начальных классов для

грамотного и эффективного преподавания, формирования у детей целостного

восприятия фольклора.

1. Определения и общая характеристика жанров

Сказка – это эпический жанр устного народного творчества, который

отличается наличием вымысла, фантастических элементов, волшебства. В

сказках часто действуют вымышленные персонажи (волшебные существа,

говорящие животные, антропоморфные предметы), а события могут

развиваться вне зависимости от законов реального мира. Сказки, как

правило, имеют четкую структуру: зачин (например, "Жили-были…"),

основную часть и концовку (например, "И стали они жить-поживать да добра

наживать…"). Основная моральная идея сказки часто сводится к торжеству

добра над злом.

Былина – это эпический жанр устного народного творчества,

представляющий собой поэтическое сказание о героических событиях

прошлого, о подвигах богатырей, защищавших родную землю. Былины, в

отличие от сказок, более тесно связаны с исторической реальностью, хотя и

допускают художественный вымысел и гиперболизацию. Главными героями

былин являются богатыри – идеализированные образы защитников Родины

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Былины часто имеют

особую напевность, исполнялись под музыкальный аккомпанемент (гусли) и

приурочены к конкретным историческим периодам или местам.

2. Сравнительный анализ жанров: сходства и различия

Для систематизации понимания жанров, целесообразно представить их

сравнительный анализ в виде таблицы:

Критерий сравнения

Сказка

Былина

Происхождение

Устное народное

творчество

Устное народное

творчество

Структура

повествования

Зачин, основная часть,

концовка (явные)

Отсутствие ярко

выраженного зачина и

концовки, более

свободная структура

Главные герои

Разнообразные: люди,

животные, волшебные

существа, сказочные

объекты

Богатыри (Илья

Муромец, Добрыня

Никитич, Алеша

Попович), князья,

защитники земли

Сюжетная основа

Волшебные

приключения, чудеса,

преодоление трудностей

Героические подвиги,

защита Родины, борьба

с врагами, исторические

события

Фантастические

элементы

Характерны и являются

основой сюжета

(волшебные предметы,

существа)

Могут присутствовать,

но не играют ключевую

роль; гиперболизация

силы богатырей

Связь с реальностью

Отсутствует или

минимальна

Основана на

исторических событиях,

реальных местах и

личностях

Цель и функции

Развлечение, обучение

(мораль), воспитание

Восхваление героев,

формирование чувства

патриотизма,

историческая память

Время и место

действия

Неопределенные ("В

некотором царстве…")

| Часто конкретные

(Киев, Чернигов, река

Смородинка)

Особенности

исполнения

Рассказывание

Напевность, исполнение

под музыкальный

инструмент (гусли)

Основная идея

Торжество добра над

злом, справедливости

Слава Родины, сила

духа, мужество, защита

народа

Сходства:

Жанры устного народного творчества: Оба жанра возникли и развивались

в народной среде, передавались из уст в уста.

Дидактическая функция: И сказки, и былины несут в себе определенную

мораль, воспитывают, учат.

Образность: Оба жанра используют яркие, запоминающиеся образы.

Эпическая природа: Оба жанра представляют собой повествование.

Отражение народной жизни: Оба жанра отражают представления народа о

добре и зле, о героизме, о жизни.

3. Методические рекомендации для учителя начальных классов

При изучении сказок и былин в начальной школе целесообразно

использовать следующие подходы:

Дифференцированный подход: Начинать с более близких и понятных

детям сказок, постепенно подводя их к восприятию былин.

Наглядность: Использовать иллюстрации, картины, слайды,

видеофрагменты, костюмы для создания атмосферы. Можно познакомить

детей с изображениями богатырей, старинных городов.

Интерактивность: Проводить игры ("Что общего?", "Что лишнее?", "Сказка

или Былина?"), инсценировки отрывков, составление сравнительных таблиц.

Работа с языком: Обращать внимание на особенности языка сказок

(повторы, устойчивые выражения) и былин (героическая лексика, архаизмы).

Звуковое восприятие: По возможности, дать детям послушать фрагменты

былин в исполнении мастеров художественного слова или народных

ансамблей, чтобы передать их напевность.

Связь с историей: Объяснять, что былины основаны на реальных

исторических событиях, связывать их с изучением истории Древней Руси.

Творческие задания: Предлагать детям самим сочинить небольшие

"сказочные" или "былинные" фрагменты, нарисовать иллюстрации.

Заключение

Сказка и былина, являясь жанрами устного народного творчества, имеют как

общие корни, так и существенные различия. Сказка – это мир безграничной

фантазии и волшебства, где добро всегда побеждает зло. Былина – это

эпическое сказание о героическом прошлом, о подвигах защитников

Отечества, воплощающее народную память и идеалы. Понимание этих

особенностей позволяет учителю начальных классов не только обогатить

знания учащихся о фольклоре, но и воспитать у них чувство гордости за

свою культуру, любовь к родному языку и истории.

Список литературы:

1.

Аникин В. П. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая

школа, 1987.

2.

Пропп В. Я. Русская сказка. – М.: Лабиринт, 2000.

3.

Соколов Ю. М. Русский фольклор: Учебник для вузов. – М.:

Просвещение, 1986.



В раздел образования