Напоминание

Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в процессе обучения, развития и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Валеева Диана Раяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Алексеевка
Населённый пункт: Республика Башкортостан Уфимский район д.Алексеевка
Наименование материала: публикация
Тема: Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в процессе обучения, развития и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии являются важным фактором

укрепления и сохранения здоровья дошкольников, а также одним из

факторов и показателей эффективности системы дошкольного

образования.

Цель здоровьесберегающих технологий — дать детям дошкольного

возраста возможность сохранить здоровье, сформировать у них

необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Средства и методы здоровьесберегающих технологий:

1.

Средства двигательной направленности.

2.

Оздоровительные силы природы.

3.

Гигиенические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся такие

двигательные действия, которые направлены на реализацию задач

здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это

движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры;

эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная гимнастика,

пальчиковая, дыхательная).

К оздоровительным силам природы относятся проведение занятий на

свежем воздухе, при которых активируются биологические процессы,

вызываемые процессом обучения, повышается работоспособность,

замедляется процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих

образовательных технологий обучения, способствующих укреплению

здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма,

относятся: соблюдение санитарно-гигиенических требований,

регламентированных СанПиН. Осуществляется постоянный контроль по

таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела,

чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка

помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной

активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных

навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и

кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа

жизни, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание

переутомления.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в

различных видах деятельности.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы — это физкультминутки, физические и игровые

упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2–5

минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения

включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой

гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного

занятия. Рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в

спортивном зале. Игры подбираются исходя из возраста детей, места и

времени их проведения. Игры создают хорошее настроение,

способствуют дружбе и взаимной поддержке.

Релаксация. Психическое здоровье детей требует баланса между

положительными и отрицательными эмоциями для поддержания

душевного спокойствия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача

— не подавлять или искоренять эмоции, а научить детей чувствовать

свои эмоции, контролировать свое поведение и слышать свое тело. С

этой целью в работе можно использовать специально подобранные

упражнения для расслабления отдельных частей тела и всего тела.

(«Карусель», «Солнце и дождь», «Шалтай-Болтай»). Выполняется в

любом подходящем помещении. Интенсивность технологии

определяется в зависимости от состояния детей и поставленных целей.

Здесь звучит спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика занимаются индивидуально или в группе

детей каждый день. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,

пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение,

скорость реакции. Выполняется в любое удобное время в виде движений

пальцев в сочетании с речью, обычно в поэтической или игровой форме.

Гимнастика для глаз выполняется ежедневно по 3–5 минут. В любое

свободное время помогает, в зависимости от интенсивности визуального

напряжения, снять статическое напряжение глазных мышц и

кровообращение. При выполнении используется наглядный материал,

педагогическая демонстрация. Например, привлекающие внимание

объекты прикреплены или подвешены в разных частях группового

пространства — яркие визуальные подсказки. Это могут быть небольшие

предметы, игрушки или красочные картинки. Их рекомендуется

размещать в разных местах комнаты: например, два подвесить к потолку

посередине, два по углам. Игрушки или картинки рекомендуется

подбирать так, чтобы вместе они образовывали единый визуальный

сюжет игры, например, из известных сказок, басен и т. д. Рекомендуется

менять сюжеты каждые две недели. Упражнение следует выполнять

стоя. Для этого педагог периодически дает соответствующие команды, и

по счету «раз, два, три, четыре» ребенок быстро ремонтирует визуально

обозначенные участки комнаты.

Дыхательная гимнастика выполняются различные виды физкультурно-

оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во

всех тканях организма, что способствует нормализации и общей

оптимизации его работы. Все упражнения выполняются в хорошо

проветриваемом помещении.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после

дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватях

для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания

правильной осанки, обширное умывание. В профилактических целях

можно сделать коврик с пуговицами. По ней с удовольствием гуляют

дети после сна. Дорожка отлично массирует стопы, укрепляет мышцы и

связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика выполняется ежедневно по 7–10 минут. Утренняя

зарядка начинается с разогрева тела движением. Приучаем

самостоятельно и с удовольствием двигаться. Составляем комплекс

таким образом, чтобы движения были направлены на разогрев всех

суставов тела, позвоночника и различных групп мышц.

Активный отдых — это физкультурный досуг, спортивно-

оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. В

свободное время и на отдыхе все дети напрямую участвуют в различных

соревнованиях, соревнованиях, с энтузиазмом выполняют двигательные

задания, при этом дети ведут себя проще, чем во время занятий

физкультурой, и это расслабление позволяет им двигаться без лишних

усилий и стресса. При этом используются те двигательные навыки и

умения, которыми они уже хорошо владеют, поэтому у детей

проявляется своеобразный артистизм, эстетика в движениях.

Спортивный отдых и оздоровление можно сопровождать музыкой: она

благотворно влияет на развитие чувства прекрасного у детей, улучшает

способность двигаться под музыку, понимать характер музыкального

произведения и развивать музыкальный слух и память.

Последовательное, а не немедленное, использование

здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными

возможностями позволяет исправить проблемы физического и

психического здоровья детей, помогает адаптироваться в группе.

Использование в работе здоровьесберегающих технологий повышает

эффективность коррекционно-развивающей работы. Они способствуют

возбуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные

инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Это

руководящий принцип ценностей, направленных на поддержание и

укрепление физического и психического здоровья, сильная мотивация к

здоровому образу жизни.



В раздел образования