Автор: Валеева Диана Раяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Алексеевка
Населённый пункт: Республика Башкортостан Уфимский район д.Алексеевка
Наименование материала: публикация
Тема: Здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии в процессе обучения, развития и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии являются важным фактором
укрепления и сохранения здоровья дошкольников, а также одним из
факторов и показателей эффективности системы дошкольного
образования.
Цель здоровьесберегающих технологий — дать детям дошкольного
возраста возможность сохранить здоровье, сформировать у них
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Средства и методы здоровьесберегающих технологий:
1.
Средства двигательной направленности.
2.
Оздоровительные силы природы.
3.
Гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся такие
двигательные действия, которые направлены на реализацию задач
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это
движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры;
эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная гимнастика,
пальчиковая, дыхательная).
К оздоровительным силам природы относятся проведение занятий на
свежем воздухе, при которых активируются биологические процессы,
вызываемые процессом обучения, повышается работоспособность,
замедляется процесс утомления.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения, способствующих укреплению
здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма,
относятся: соблюдение санитарно-гигиенических требований,
регламентированных СанПиН. Осуществляется постоянный контроль по
таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела,
чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка
помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной
активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных
навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и
кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа
жизни, ограничение предельного уровня нагрузки во избежание
переутомления.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в
различных видах деятельности.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы — это физкультминутки, физические и игровые
упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2–5
минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения
включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой
гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного
занятия. Рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в
спортивном зале. Игры подбираются исходя из возраста детей, места и
времени их проведения. Игры создают хорошее настроение,
способствуют дружбе и взаимной поддержке.
Релаксация. Психическое здоровье детей требует баланса между
положительными и отрицательными эмоциями для поддержания
душевного спокойствия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача
— не подавлять или искоренять эмоции, а научить детей чувствовать
свои эмоции, контролировать свое поведение и слышать свое тело. С
этой целью в работе можно использовать специально подобранные
упражнения для расслабления отдельных частей тела и всего тела.
(«Карусель», «Солнце и дождь», «Шалтай-Болтай»). Выполняется в
любом подходящем помещении. Интенсивность технологии
определяется в зависимости от состояния детей и поставленных целей.
Здесь звучит спокойная классическая музыка, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика занимаются индивидуально или в группе
детей каждый день. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение,
скорость реакции. Выполняется в любое удобное время в виде движений
пальцев в сочетании с речью, обычно в поэтической или игровой форме.
Гимнастика для глаз выполняется ежедневно по 3–5 минут. В любое
свободное время помогает, в зависимости от интенсивности визуального
напряжения, снять статическое напряжение глазных мышц и
кровообращение. При выполнении используется наглядный материал,
педагогическая демонстрация. Например, привлекающие внимание
объекты прикреплены или подвешены в разных частях группового
пространства — яркие визуальные подсказки. Это могут быть небольшие
предметы, игрушки или красочные картинки. Их рекомендуется
размещать в разных местах комнаты: например, два подвесить к потолку
посередине, два по углам. Игрушки или картинки рекомендуется
подбирать так, чтобы вместе они образовывали единый визуальный
сюжет игры, например, из известных сказок, басен и т. д. Рекомендуется
менять сюжеты каждые две недели. Упражнение следует выполнять
стоя. Для этого педагог периодически дает соответствующие команды, и
по счету «раз, два, три, четыре» ребенок быстро ремонтирует визуально
обозначенные участки комнаты.
Дыхательная гимнастика выполняются различные виды физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во
всех тканях организма, что способствует нормализации и общей
оптимизации его работы. Все упражнения выполняются в хорошо
проветриваемом помещении.
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после
дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватях
для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания
правильной осанки, обширное умывание. В профилактических целях
можно сделать коврик с пуговицами. По ней с удовольствием гуляют
дети после сна. Дорожка отлично массирует стопы, укрепляет мышцы и
связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика выполняется ежедневно по 7–10 минут. Утренняя
зарядка начинается с разогрева тела движением. Приучаем
самостоятельно и с удовольствием двигаться. Составляем комплекс
таким образом, чтобы движения были направлены на разогрев всех
суставов тела, позвоночника и различных групп мышц.
Активный отдых — это физкультурный досуг, спортивно-
оздоровительные праздники, «Дни здоровья», спортивные эстафеты. В
свободное время и на отдыхе все дети напрямую участвуют в различных
соревнованиях, соревнованиях, с энтузиазмом выполняют двигательные
задания, при этом дети ведут себя проще, чем во время занятий
физкультурой, и это расслабление позволяет им двигаться без лишних
усилий и стресса. При этом используются те двигательные навыки и
умения, которыми они уже хорошо владеют, поэтому у детей
проявляется своеобразный артистизм, эстетика в движениях.
Спортивный отдых и оздоровление можно сопровождать музыкой: она
благотворно влияет на развитие чувства прекрасного у детей, улучшает
способность двигаться под музыку, понимать характер музыкального
произведения и развивать музыкальный слух и память.
Последовательное, а не немедленное, использование
здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными
возможностями позволяет исправить проблемы физического и
психического здоровья детей, помогает адаптироваться в группе.
Использование в работе здоровьесберегающих технологий повышает
эффективность коррекционно-развивающей работы. Они способствуют
возбуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные
инструкции, развитию речи, внимания, памяти, усидчивости. Это
руководящий принцип ценностей, направленных на поддержание и
укрепление физического и психического здоровья, сильная мотивация к
здоровому образу жизни.