Автор: Яковлева Маргарита Абдукаххоровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: ЧОУ "Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Использование цифровых ресурсов в формировании естественнонаучной грамотности на уроках химии"
Тема: Методическая работа
Раздел: среднее образование
В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу
научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре
современного урока.Согласно Приложению к письму МОНМ РК от 22.01.16 №01-14/179
«Методические рекомендации по анализу современного урока» выделяют следующие типы
уроков:
1.
Урок усвоения новых знаний.
2.
Урок усвоения навыков и умений.
3.
Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).
4.
Урок обобщения и систематизации знаний.
5.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
6.
Комбинированный урок
Подробно рассмотрим структуру каждого из них.
Урок усвоения новых знаний
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7
мин.).
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация
учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в
объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для
старшеклассника /).
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).
5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
Урок усвоения навыков и умений
1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся
(подготовительные задачи).
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
3. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков
(тренировочные упражнения).
а) упражнения по образцу;
б) упражнения по инструкции;
в) упражнения по заданию учителя.
5. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
(творческие упражнения).
6. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, умений и навыков
1. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого
решения задач.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и
умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.
6. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
7. Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация
полученных результатов.
8. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)
1. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого
решения задач.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
3. Усвоение новых знаний.
4. Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных условиях.
5. Формирование дифференцированных обобщенных умений.
6. Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).
7. Подготовка необходимого для работы оборудования.
8. Самостоятельное выполнение практической части работы.
9. Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно меняющихся
условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.
10. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.
11. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.
Урок обобщения и систематизации знаний
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний,
ведущих идей и основных теорий.
5. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:
- показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях
приобретенных в школе знаний, навыков и умений;
- сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения,
оформление результатов самостоятельной работы.
2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные
внешние связи в предметах и явлениях:
- устная фронтальная беседа;
- устный индивидуальный опрос.
3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность,
приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:
- письменная работа (8 - 10 мин.)
- индивидуальный опрос.
4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:
- письменный опрос;
- самостоятельное составление или заполнение таблицы.
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:
- письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)
- выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными
вопросами и известным способом выполнения действий.
6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:
- выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных
знаний и способов выполнения действий в новых условиях;
- выполнение комплексных творческих практических задач.
Задания по объему или степени трудности должны соответствовать рабочей программе и быть
посильными для каждого обучающегося.
7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Комбинированный урок
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Сообщение темы, задач урока.
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков
(тренировочные упражнения).
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений
(творческие упражнения).
7. Анализ достижений учащихся.
8. Итоги урока.
Актуализация опорных знаний
Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися
знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также
осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Условия достижения положительных результатов:
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий
изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех
способов действий, которые используются при построении нового знания;
количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать
внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна
превышать 5-7 минут.
Задания используемые на данном этапе и личного опыта обучения 9-х классов:
1.Высший оксид химического элемента неметалла х в обычных условиях представляет собой
бесцветную, очень летучую жидкость, кипящую при 44, 8 ◦с. Твердеет он при -16, 8 ◦с и
становится очень похожим на обыкновенный лед. При растворении оксида в воде образуется
сильная кислота н
2
хо
4
.это сильный электролит, для обнаружения кислоты и ее солей применяют
раствор соли бария. Назовите химический элемент х, формулу его высшего оксида и запишите
уравнения реакции.
Формулируем тему урока.
2.Внимательно изучаем текст: «Это произошло в солнечный день 22 апреля 1915 года. Солдаты
увидели желто-зеленый туман, который стелился по земле и надвигался на них. Они
почувствовали резкий запах, от которого щипало в носу и резало глаза. Этот туман душил
французских солдат, они вылезли из траншей и побежали; кто не успел убежать, тот падал
замертво. Утешало лишь то, что спастись от газа было не сложно: достаточно прикрыть органы
дыхания повязкой, смоченной в воде. Это послужило началом нового поколения оружия, более
мощного, чем пули и снаряды».
Использование какого газа в годы Первой мировой войны описано в тексте?
Какие физически свойства газа описаны?
Формулируем тему, цели и задачи урока.
Приемы мотивации:
Дата урока изменена. Учитель не ошибся. «давайте представим, что мы заглянули в будущее.
Актуальна ли будет наша тема в XXII в.в?»
Ученик — родитель. «2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте
объяснить своим детям значимость нашей темы.»