Автор: Богомолова Ульяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Брянский городской лицей № 2 им. М.В. Ломоносова
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование метода "погружения" при изучении русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование метода «погружения» при изучении
русского языка в начальной школе.
Добрый день, уважаемые коллеги и дорогие студенты.
Каждому учителю хочется идти в ногу со временем и создавать современные
уроки. Что же такое современный урок? Это результат совместной
деятельности учителя и учащихся. Урок рождается именно в момент его
проведения. Учителю нужно быть готовым применить любой прием из
арсенала учителей - новаторов, чтобы направить мысли и деятельность
учеников
в
нужное
русло.
Для
рождения
такого
урока
нужны
соответствующие цели, задачи и мотивация учения.
Конечно
же,
когда
мы
только
начинаем
свою
профессиональную
деятельность, нам, молодым специалистам, приходится столкнуться с рядом
проблем, которые мы обязаны решить. Свое выступление я хотела бы начать
с истории из моей педагогической практики.
Начиная свой путь, я видела, как дети тянутся к познанию чего-то нового.
На уроке русского языка мы приступили к выполнению синтаксического
разбора предложений.
Я предложила ребятам следующие:
Врач дал (кому?) больному лекарство — сущ.
Девочка помогает (какому?) больному дедушке — прил.
Определить часть речи и еë синтаксическую роль можно лишь в
предложении
Такие существительные называются по-научному субстантиватами.
А
само
явление
перехода
слов
из
других
частей
речи
в
разряд
существительных — субстантивацией.
У меня возникла проблема. Как объяснить детям такое явление. Если в
учебники данной информации нет.
В поисках новых форм и методов в изучении данной темы
меня
заинтересовал метод погружения. Хотелось бы поподробнее описать метод
интегративного погружения, который я используем на своих уроках. Очень
много проблемных вопросов можно решить в полном объеме, лишь
прикоснувшись к ним с разных сторон.
Метод погружения при изучении русского языка в начальной школе
предполагает серию уроков, посвящённых одной значимой теме. В основе
обучения лежит схема «Всеобщее — общее — единичное» с постепенным
погружением в детали.
Сначала
учащиеся
получают
общие
знания
по
теме
в
виде
предусмотренной схемы – это всеобщее.
Далее рассматриваются отдельные тематические блоки, включенные в
общую схему- это общее.
Затем
происходит
перевод
этих
знаний
в
единичное,
которое
проявляется
в
отработке
практических
навыков
на
разного
уровня
упражнениях и творческих заданиях – это единичное.
Такое
построение
учебного
процесса
позволяет
увеличить
интенсивность
занятий, перевести знания в долговременную память и
поднять мотивацию.
Урок, с использованием методом погружения — не новый, но зато
проверенный годами педагогический прием. Это метод, позволяющий
школьникам усвоить большие объемы новой информации по определенному
предмету без увеличения сроков на изучение.
Данную методику можно сравнить со сбором пазла
🧩
, когда ребенку в школе
дают много кусочков, и из них он пытается составить полную картину, но
зачастую безрезультатно.
Сегодня, я предлагаю вам рассмотреть, как реализуется данный метод на
уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное».
Русский язык настолько богат, что его можно бесконечно изучать как вширь,
так и вглубь.
Вместе с вами мы сейчас погрузимся в тему «Имя существительное», узнаем
больше, чем написано в учебнике, упорядочим свои знания и как пазл
соберём полученные знания воедино.
Я нашла эту сказку
Поэтому я делюсь с вами этой изюминкой.
В 3 классе – общая тема.
В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ полный порядок.
В каждом городе живут словечки-человечки, у которых есть что-то общее.
В первом городе (первом склонении) живут мальчишки и девчонки с
окончанием а/я
Там только и слышно:
«А я?», «А я!»
Очень уж они хотят похвастаться своим певучим окончанием.
Кто живëт во втором городе во втором склонении склонении?
Мальчики с нулевым окончанием
Они постоянно ищут своë окончание.
Смотрятся то в зеркалО, то в окнО — вдруг увидят?
Ныряют то в озерО, то в морЕ — вдруг найдут?
Но ничего они, конечно, не находят.
Словечки среднего рода на о/е. Они утешают ребят без окончаний
Третье склонение или третий город — царство девчонок .
Хотя у них и нулевое окончание, все они украшают себя Ь на конце. И ничуть
не грустят.
Существительные ведут разумную, мирную жизнь в своей стране.
Некоторые из них любят путешествия.
Бывает, захочет словечко из Первого склонения попасть в гости к Третьему.
«Милости просим! — говорят ему обитатели Третьего.
— Не забудь только хвостик поменять, чтобы стать одним из нас».
И вот существительное «лошадка» превращается в «лошадь», а «дочка» – в
«дочь».
Так происходит и с существительными других склонений.
лошадка лошадь
1-е скл. 3-е скл.
Петя Пëтр
1-е скл. 2-е скл.
💚
В 4-м городе живут — несклоняемые имена существительные.
💚
В 5-ом — разносклоняемые.
💚
А в 6-м городе живут эмигранты.
Да-да, не удивляйтесь!
Они переселились сюда из других стран.
Такие существительные называются по-научному
субстантиватами.
А
само
явление
перехода
слов
из
других
частей
речи
в
разряд
существительных — субстантивацией.
Примеры существительных-эмигрантов:
передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная,
больной, дежурный, вошедший, каждый, трое, ничья, вчера и т. д.
Как вы увидели из таблицы, выявить эмигранта несложно.
Достаточно задать к слову вопрос.
Другие вопросы — другие части речи.
Врач дал (кому?) больному лекарство — сущ.
Девочка помогает (какому?) больному дедушке — прил.
Определить
часть
речи
и
еë
синтаксическую
роль
можно
лишь
в
предложении!
Легко?
Давайте попробуем сами выявить эмигранта.
Мясо (какое?) мороженое — отглагольное прилагательное.
Купил (что?) мороженое — существительное.
Как
вы
заметили,
при
существительном-перебежчике
нет
другого
существительного.
А вот при других частях речи (склоняемых прил., причастии, местоимении,
числительном) существительное есть
Чтобы
назвать
«родину»
субстантивата,
применяют
термин
«субстантивированный» (перешедший в разряд существительных).
Примеры
На предприятии есть хорошая столовая.
Столовая — субстантивированное прилагательное.
Бегущие остановились возле нас.
Бегущие — субстантивированное причастие.
В нашем коллективе любой готов помочь.
Любой — субстантивированное местоимение.
Двое вышли из леса.
Двое — субстантивированное числительно
Субстантивация прилагательных может быть как полной, так и частичной.
🔹
Одни прилагательные (в основном относительные) полностью перешли в
класс имён существительных, утратив способность изменяться по родам.
Такая субстантивация называется полной.
🔸
Примеры:
запятая,
приданое,
городничий,
подноготная,
вселенная,
набережная,
портной, мостовая, горничная, родословная.
🔹
Другие прилагательные могут употребляться и в роли существительных, и
в роли прилагательных.
Такая субстантивация называется частичной.
🔸
Примеры:
новая кондитерская (сущ.) – кондитерская (прил.) фабрика,
бывший военный (сущ.) – военный (прил.) врач,
хороший знакомый (сущ.) – знакомый (прил.) мужчина,
уютная столовая (сущ.) – столовая (прил.) посуда,
клубничное мороженое (сущ.) – мороженое (прил.) мясо,
поздравлять молодых (сущ.) – молодые (прил.) люди.
По традиции в конце изучения темы даю творческие задания.
😁
🦉
Вспомнить
пословицы,
поговорки,
стихи
и
т.
д.
с
субстантиватами.
🦉
Придумать свои предложения с обилием субстантиватов (как
я, например, сочинила
🙈
).
Можно выполнить оба задания, можно одно на выбор.
Уверена,
что
из
ваших
предложений
удастся
сделать
интересную викторину.
Для развития информационных умений у школьников педагог применяет как
индивидуальные, так и групповые формы работы с детьми. Индивидуальная
форма предполагает организацию работы индивидуально с ребенком. Такая
форма работы со школьником позволяет развить у него самостоятельность,
уверенность в себе и т.д. Однако, применение индивидуальной формы работы
требует больше затрат как от педагога, так и от учащегося.
Организация учебного процесса в интерактивной форме меняет привычную
логику: процесс выстраивается не от теории к практике, а от формирования
нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Особенно
ценным является этот аспект в контексте формирования информационной
компетентности,
поскольку учитель не может быть единственным
источником знаний и опыта, а приобретение социальных знаний и
формирования умений, навязанное «сверху», часто вызывает внутреннее
сопротивление и попытки подойти к процессу формально. Применение
интерактивных
методов
обучения
актуализирует
ситуативные
мотивы
деятельности; активность, мотивированная этими побуждениями, ведет к
формированию устойчивых мотивов и ценностей, лежащих в семантическом
поле информационной компетентности личности.
Основными
методами
информационного
аспекта
информационной
компетентности является проблемно-поисковый метод, самообучение и
взаимообучение,
элементы
проектного
обучения,
эвристические
исследования, ролевые игры, экскурсии.
Проект как метод развития информационной компетентности имеет
практическую
ценность:
предполагает
самостоятельность
проведения;
возможность решения актуальных проблем; гибкий в направлении работы и
скорости ее выполнения; способствует проявлению способностей подростков
при решении задач более широкого спектра; способствует налаживанию
взаимодействия
между
школьниками.
Основная
задача
проекта
‒
предоставить ребенку такой спектр знаний и теоретико-практических
навыков, которые ему позволяют в дальнейшем решать различные социально
жизненные проблемы.
Функциональная грамотность – работа с информацией
Диаграмма
Кружочки
Зеленый- пятерки
Слово -итог, вывод, пообщаемся все вместе, размышления
Одним из методов развития информационной компетентности является игра.
Применение данного метода является эффективным, поскольку игра остается
естественным для младших школьников видом деятельности, в которой они
не только отображают реальную жизнь, а перестраивают его. Игры, которые
могут развить в детях оптимизм, веру в собственные силы, чувство общности
с другими, могут использоваться в любом возрасте, участие в них требует от
детей творчества, воображения, активности ‒ то есть именно тех качеств,
которые необходимы для формирования оптимистического отношения к
жизни. Очень важно учить детей чувствовать радость жизни, чувствовать
себя счастливым.
Интернет- это не всегда культура , но раз вы обозначаете в вопросе, что
ребенок находится в популярной культуре, то наверное,родители выставляют
какие-то ограничения
Учителя- новаторы предлагают размышлять на планшетах
Планшет – это то, что ребенку близко
Ссылки на образовательную платфоры
Наши дети в сегодняшнем пространстве информационной среды оказались
абсолютно незащищенными.
Конечно, родители не в силах в полной мере уберечь от соблазна своих чад, и
чем старше они становятся, тем труднее это сделать. Но и здесь, как во всех
сторонах
воспитания,
родители
должны
предпринимать
все
от
них
зависящее. Прежде всего – самим подбирать ту литературу, которая бы
питала детей прекрасными чувствами и высоко нравственными примерами. И
действительно, чтобы привить ребенку вкус к хорошей, серьезной книге,
следует немало потрудиться и, в частности, собственным примером. Но это
того стоит. Хочется напомнить сказку о Буратино и его маленьких друзьях.
Они все же смогли победить злого Карабаса-Барабаса и открыть золотым
ключиком дверь, за которой была страна доброй и прекрасной сказки.