Напоминание

Использование метода "погружения" при изучении русского языка в начальной школе


Автор: Богомолова Ульяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Брянский городской лицей № 2 им. М.В. Ломоносова
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование метода "погружения" при изучении русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование метода «погружения» при изучении

русского языка в начальной школе.

Добрый день, уважаемые коллеги и дорогие студенты.

Каждому учителю хочется идти в ногу со временем и создавать современные

уроки. Что же такое современный урок? Это результат совместной

деятельности учителя и учащихся. Урок рождается именно в момент его

проведения. Учителю нужно быть готовым применить любой прием из

арсенала учителей - новаторов, чтобы направить мысли и деятельность

учеников

в

нужное

русло.

Для

рождения

такого

урока

нужны

соответствующие цели, задачи и мотивация учения.

Конечно

же,

когда

мы

только

начинаем

свою

профессиональную

деятельность, нам, молодым специалистам, приходится столкнуться с рядом

проблем, которые мы обязаны решить. Свое выступление я хотела бы начать

с истории из моей педагогической практики.

Начиная свой путь, я видела, как дети тянутся к познанию чего-то нового.

На уроке русского языка мы приступили к выполнению синтаксического

разбора предложений.

Я предложила ребятам следующие:

Врач дал (кому?) больному лекарство — сущ.

Девочка помогает (какому?) больному дедушке — прил.

Определить часть речи и еë синтаксическую роль можно лишь в

предложении

Такие существительные называются по-научному субстантиватами.

А

само

явление

перехода

слов

из

других

частей

речи

в

разряд

существительных — субстантивацией.

У меня возникла проблема. Как объяснить детям такое явление. Если в

учебники данной информации нет.

В поисках новых форм и методов в изучении данной темы

меня

заинтересовал метод погружения. Хотелось бы поподробнее описать метод

интегративного погружения, который я используем на своих уроках. Очень

много проблемных вопросов можно решить в полном объеме, лишь

прикоснувшись к ним с разных сторон.

Метод погружения при изучении русского языка в начальной школе

предполагает серию уроков, посвящённых одной значимой теме. В основе

обучения лежит схема «Всеобщее — общее — единичное» с постепенным

погружением в детали.

Сначала

учащиеся

получают

общие

знания

по

теме

в

виде

предусмотренной схемы – это всеобщее.

Далее рассматриваются отдельные тематические блоки, включенные в

общую схему- это общее.

Затем

происходит

перевод

этих

знаний

в

единичное,

которое

проявляется

в

отработке

практических

навыков

на

разного

уровня

упражнениях и творческих заданиях – это единичное.

Такое

построение

учебного

процесса

позволяет

увеличить

интенсивность

занятий, перевести знания в долговременную память и

поднять мотивацию.

Урок, с использованием методом погружения — не новый, но зато

проверенный годами педагогический прием. Это метод, позволяющий

школьникам усвоить большие объемы новой информации по определенному

предмету без увеличения сроков на изучение.

Данную методику можно сравнить со сбором пазла

🧩

, когда ребенку в школе

дают много кусочков, и из них он пытается составить полную картину, но

зачастую безрезультатно.

Сегодня, я предлагаю вам рассмотреть, как реализуется данный метод на

уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное».

Русский язык настолько богат, что его можно бесконечно изучать как вширь,

так и вглубь.

Вместе с вами мы сейчас погрузимся в тему «Имя существительное», узнаем

больше, чем написано в учебнике, упорядочим свои знания и как пазл

соберём полученные знания воедино.

Я нашла эту сказку

Поэтому я делюсь с вами этой изюминкой.

В 3 классе – общая тема.

В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ полный порядок.

В каждом городе живут словечки-человечки, у которых есть что-то общее.

В первом городе (первом склонении) живут мальчишки и девчонки с

окончанием а/я

Там только и слышно:

«А я?», «А я!»

Очень уж они хотят похвастаться своим певучим окончанием.

Кто живëт во втором городе во втором склонении склонении?

Мальчики с нулевым окончанием

Они постоянно ищут своë окончание.

Смотрятся то в зеркалО, то в окнО — вдруг увидят?

Ныряют то в озерО, то в морЕ — вдруг найдут?

Но ничего они, конечно, не находят.

Словечки среднего рода на о/е. Они утешают ребят без окончаний

Третье склонение или третий город — царство девчонок .

Хотя у них и нулевое окончание, все они украшают себя Ь на конце. И ничуть

не грустят.

Существительные ведут разумную, мирную жизнь в своей стране.

Некоторые из них любят путешествия.

Бывает, захочет словечко из Первого склонения попасть в гости к Третьему.

«Милости просим! — говорят ему обитатели Третьего.

— Не забудь только хвостик поменять, чтобы стать одним из нас».

И вот существительное «лошадка» превращается в «лошадь», а «дочка» – в

«дочь».

Так происходит и с существительными других склонений.

лошадка лошадь

1-е скл. 3-е скл.

Петя Пëтр

1-е скл. 2-е скл.

💚

В 4-м городе живут — несклоняемые имена существительные.

💚

В 5-ом — разносклоняемые.

💚

А в 6-м городе живут эмигранты.

Да-да, не удивляйтесь!

Они переселились сюда из других стран.

Такие существительные называются по-научному

субстантиватами.

А

само

явление

перехода

слов

из

других

частей

речи

в

разряд

существительных — субстантивацией.

Примеры существительных-эмигрантов:

передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная,

больной, дежурный, вошедший, каждый, трое, ничья, вчера и т. д.

Как вы увидели из таблицы, выявить эмигранта несложно.

Достаточно задать к слову вопрос.

Другие вопросы — другие части речи.

Врач дал (кому?) больному лекарство — сущ.

Девочка помогает (какому?) больному дедушке — прил.

Определить

часть

речи

и

еë

синтаксическую

роль

можно

лишь

в

предложении!

Легко?

Давайте попробуем сами выявить эмигранта.

Мясо (какое?) мороженое — отглагольное прилагательное.

Купил (что?) мороженое — существительное.

Как

вы

заметили,

при

существительном-перебежчике

нет

другого

существительного.

А вот при других частях речи (склоняемых прил., причастии, местоимении,

числительном) существительное есть

Чтобы

назвать

«родину»

субстантивата,

применяют

термин

«субстантивированный» (перешедший в разряд существительных).

Примеры

На предприятии есть хорошая столовая.

Столовая — субстантивированное прилагательное.

Бегущие остановились возле нас.

Бегущие — субстантивированное причастие.

В нашем коллективе любой готов помочь.

Любой — субстантивированное местоимение.

Двое вышли из леса.

Двое — субстантивированное числительно

Субстантивация прилагательных может быть как полной, так и частичной.

🔹

Одни прилагательные (в основном относительные) полностью перешли в

класс имён существительных, утратив способность изменяться по родам.

Такая субстантивация называется полной.

🔸

Примеры:

запятая,

приданое,

городничий,

подноготная,

вселенная,

набережная,

портной, мостовая, горничная, родословная.

🔹

Другие прилагательные могут употребляться и в роли существительных, и

в роли прилагательных.

Такая субстантивация называется частичной.

🔸

Примеры:

новая кондитерская (сущ.) – кондитерская (прил.) фабрика,

бывший военный (сущ.) – военный (прил.) врач,

хороший знакомый (сущ.) – знакомый (прил.) мужчина,

уютная столовая (сущ.) – столовая (прил.) посуда,

клубничное мороженое (сущ.) – мороженое (прил.) мясо,

поздравлять молодых (сущ.) – молодые (прил.) люди.

По традиции в конце изучения темы даю творческие задания.

😁

🦉

Вспомнить

пословицы,

поговорки,

стихи

и

т.

д.

с

субстантиватами.

🦉

Придумать свои предложения с обилием субстантиватов (как

я, например, сочинила

🙈

).

Можно выполнить оба задания, можно одно на выбор.

Уверена,

что

из

ваших

предложений

удастся

сделать

интересную викторину.

Для развития информационных умений у школьников педагог применяет как

индивидуальные, так и групповые формы работы с детьми. Индивидуальная

форма предполагает организацию работы индивидуально с ребенком. Такая

форма работы со школьником позволяет развить у него самостоятельность,

уверенность в себе и т.д. Однако, применение индивидуальной формы работы

требует больше затрат как от педагога, так и от учащегося.

Организация учебного процесса в интерактивной форме меняет привычную

логику: процесс выстраивается не от теории к практике, а от формирования

нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Особенно

ценным является этот аспект в контексте формирования информационной

компетентности,

поскольку учитель не может быть единственным

источником знаний и опыта, а приобретение социальных знаний и

формирования умений, навязанное «сверху», часто вызывает внутреннее

сопротивление и попытки подойти к процессу формально. Применение

интерактивных

методов

обучения

актуализирует

ситуативные

мотивы

деятельности; активность, мотивированная этими побуждениями, ведет к

формированию устойчивых мотивов и ценностей, лежащих в семантическом

поле информационной компетентности личности.

Основными

методами

информационного

аспекта

информационной

компетентности является проблемно-поисковый метод, самообучение и

взаимообучение,

элементы

проектного

обучения,

эвристические

исследования, ролевые игры, экскурсии.

Проект как метод развития информационной компетентности имеет

практическую

ценность:

предполагает

самостоятельность

проведения;

возможность решения актуальных проблем; гибкий в направлении работы и

скорости ее выполнения; способствует проявлению способностей подростков

при решении задач более широкого спектра; способствует налаживанию

взаимодействия

между

школьниками.

Основная

задача

проекта

предоставить ребенку такой спектр знаний и теоретико-практических

навыков, которые ему позволяют в дальнейшем решать различные социально

жизненные проблемы.

Функциональная грамотность – работа с информацией

Диаграмма

Кружочки

Зеленый- пятерки

Слово -итог, вывод, пообщаемся все вместе, размышления

Одним из методов развития информационной компетентности является игра.

Применение данного метода является эффективным, поскольку игра остается

естественным для младших школьников видом деятельности, в которой они

не только отображают реальную жизнь, а перестраивают его. Игры, которые

могут развить в детях оптимизм, веру в собственные силы, чувство общности

с другими, могут использоваться в любом возрасте, участие в них требует от

детей творчества, воображения, активности ‒ то есть именно тех качеств,

которые необходимы для формирования оптимистического отношения к

жизни. Очень важно учить детей чувствовать радость жизни, чувствовать

себя счастливым.

Интернет- это не всегда культура , но раз вы обозначаете в вопросе, что

ребенок находится в популярной культуре, то наверное,родители выставляют

какие-то ограничения

Учителя- новаторы предлагают размышлять на планшетах

Планшет – это то, что ребенку близко

Ссылки на образовательную платфоры

Наши дети в сегодняшнем пространстве информационной среды оказались

абсолютно незащищенными.

Конечно, родители не в силах в полной мере уберечь от соблазна своих чад, и

чем старше они становятся, тем труднее это сделать. Но и здесь, как во всех

сторонах

воспитания,

родители

должны

предпринимать

все

от

них

зависящее. Прежде всего – самим подбирать ту литературу, которая бы

питала детей прекрасными чувствами и высоко нравственными примерами. И

действительно, чтобы привить ребенку вкус к хорошей, серьезной книге,

следует немало потрудиться и, в частности, собственным примером. Но это

того стоит. Хочется напомнить сказку о Буратино и его маленьких друзьях.

Они все же смогли победить злого Карабаса-Барабаса и открыть золотым

ключиком дверь, за которой была страна доброй и прекрасной сказки.



В раздел образования