Автор: Кабирова Виктория Мухаметгалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 17 "Незнайка"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ, Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Планирование и реализация образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное
образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это
признание значимости дошкольного образования в развитии ребёнка, с другой – повышение
требований к дошкольному образованию, в том числе принятие федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Ради чего был создан ФГОС ДО и что побудило сделать это? Ради поддержки разнообразия
ДЕТСТВА. В связи с тем, что закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определил
дошкольное образование как уровень образования. ФГОС ДО появляется в нашей культуре, в
соответствии с принятой разработчиками идиологией. Дошкольное детство рассматривается в
ценностной системе координат культуры достоинства, а не культуры полезности.
Культура полезности
Культура достоинства
1.Формовка, штамповка человека для решения типовых задач.
1.Поддержка разнообразии личности нестандартных жизненных задач.
2.Ребёнка подгоняют под программу.
2.Программа создаётся с учётом мотивации и способностей.
3. Ребёнка оценивают.
3 Ребёнка ценят.
4. Подготовка к школе.
4 Детство является самоценным этапом .Образование выступает как институт социализации и
индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
5 Практическая психология не востребована.
5 Потребность в практической психологии.
6.Учебно-дисциплинарная модель, унифицированного образования.
6.Личностно–ориентированная модель вариативного образования.
В основу Стандарта была положена культурно - историческая методология развивающихся
систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности
входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как
ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип Стандарта -
поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к
диагностике развития.
Центральная психо - дидактическая технология стандарта – это развивающее
взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, а не только одностороннее воздействие
на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели
образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской
игры.
Уникальность Стандарта в том, что он включает в свою концепцию такие лозунги:
* Стандарт «Детство ради Детства».
*Детоцентризм Стандарта.
* Стандарт ради ребёнка.
* В Стандарте отразилось социокультурное моделирование.
Ребёнку не надо готовиться к жизни, он уже живёт, поэтому важно на государственном
уровне понимать, что необходимо, по словам Президента РФ В. В. Путина, «инвестировать» в
человека. В связи с этим отмечено, что дошкольное детство – самоценный этап жизни. И
поэтому важно осуществлятьпсихолога - педагогическую поддержку дошкольного детства
Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для
того чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией «Хочу учиться!
В дошкольном детстве, в детском саду, ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично,
так как
праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь.
Детский – сад – это институт социализации человека
В ФГОСах старались отразить то, что взаимодействие взрослого и ребёнка (к. г. н., питание,
ОБЖ и др.) – это всё образовательная деятельность.
Стандарты носят инновационный характер. В систему условий его развития входит его социальная
ситуация развития. Л. С. Выготский обозначал её так: «В особой позиции ребёнка к миру».
Система условий развития включает в себя:
1. Создание системы общения.
2.Обязательные виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
3.Поощрение инициативы и самостоятельности ребёнка.
На что направлена основная образовательная программа?
На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества свзрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов
деятельности.
Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования
детей (образовательные области)
*социально – коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно – эстетическое развитие;
*физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства
принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира
( форме, цвете, материале, звучании, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях
ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи. Развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словестного, музыкального,
изобразительного ), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба
организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны ), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др. ).
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают.
1.Обеспечение эмоционального благополучия:
*через непосредственное общение с каждым ребёнком;
*уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей:
*через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
*создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
*недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
*создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющими различные возможности здоровья:
*развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
*развитие умения детей работать в группе сверстников.
4.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития,
проявляющейся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности ( далее – зона
ближайшего развития каждого ребёнка)
*через создание условий для овладения культурными средствами деятельности:
*организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно -
эстетического развития детей;
*поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
*оценка индивидуального развития детей.
В каких видах деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО ? – во всех видах
детской деятельности
* Структура образовательной деятельности.
1. Тема. Цель. Задачи. Мотив.
Организационный момент – Приглашение к деятельности – необязательный, непринуждённый: а)
Давайте сегодня…. б) кто хочет, устраивайтесь поудобнее или в) я буду: кто хочет –
присоединяйтесь. Игровая мотивация.
Виды деятельности. Игровая, предметная, речевая, продуктивная.
2.Процесс, (ход) цепочка действий, дело.
Взрослый как равноправный участник:
*предлагает всевозможные способы реализации задачи
*исподволь «задаёт» развивающее содержание (новые задание, способы деятельности и пр.
*предлагает свою идею или свой результат для детской критики,
*проявляет заинтересованность в результате других.
*усиливает интерес ребёнка к работе сверстника, поощряет содержательное общение,
провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Виды деятельности: игровая, развивающая продуктивная, речевая.
3Результат(окончание) Каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он или
нет исследование, работу,открытый конец занятия.
Оценка взрослым деятельности детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление
результата с целью ребёнка: что хотел сделать – что получилось.
Виды деятельности: игровая, предметная, художественная, речевая.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ.
Выбор мотивации зависит от задач целей.
1 Младший дошкольный возраст. Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол -
живущих в группе, зайцев - прибежавших из леса). Что – то случилось (нечто сломалось, грозит
опасность и т.д.)
Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать,
построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том, что в этой группе
очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Старшая группа –
главное не персонаж, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты
могут быть продолжительными (путешествие на машине времени).Может использоваться не
большая атрибутика, установленные роли.
3. В подготовительных группах используются проблемные ситуации.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него
задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например :Тема «Объём». Зайке
необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким
горлышком
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребёнок:
* сам формирует проблему
* сам находит её решение.
* решает и само контролирует правильность этого решения.
Изменились цели и задачи. В соответствии с ФГОС мы создаём условия для развития детей.
Отсюда следует новые задачи.
* Создание социальной ситуации развития в процессе организации игровой деятельности,
познавательной, исследовательской и т.д.
*создать условия для ознакомления (познавательное развитие).
*обеспечить условия развития поисковой деятельности детей (познав-е речевое).
*обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра (социально – ком развитие).
*создать условия для пробуждения детей к речевой активности(речевое развитие).
*способствовать развитию навыков взаимодействия(социально – ком развитие).
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
2.Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
3. Будь не «над», а «рядом»
4 Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
5.Учи анализировать каждый этап работы.
6 Критикуя, стимулируй активность ребёнка.
Дороти Лу Нолт.
Примечание:
*Взрослого на занятиях должно быть мало.
*Меняются организационные методические приёмы.
*Приоритетом – является желание узнавать.
*Стандарт ориентирован «глаза в глаза»
*успех в любой деятельности определяется мотивом.