Напоминание

Планирование и реализация образовательной деятельности


Автор: Кабирова Виктория Мухаметгалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 17 "Незнайка"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ, Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Планирование и реализация образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное

образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это

признание значимости дошкольного образования в развитии ребёнка, с другой – повышение

требований к дошкольному образованию, в том числе принятие федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования.

Ради чего был создан ФГОС ДО и что побудило сделать это? Ради поддержки разнообразия

ДЕТСТВА. В связи с тем, что закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определил

дошкольное образование как уровень образования. ФГОС ДО появляется в нашей культуре, в

соответствии с принятой разработчиками идиологией. Дошкольное детство рассматривается в

ценностной системе координат культуры достоинства, а не культуры полезности.

Культура полезности

Культура достоинства

1.Формовка, штамповка человека для решения типовых задач.

1.Поддержка разнообразии личности нестандартных жизненных задач.

2.Ребёнка подгоняют под программу.

2.Программа создаётся с учётом мотивации и способностей.

3. Ребёнка оценивают.

3 Ребёнка ценят.

4. Подготовка к школе.

4 Детство является самоценным этапом .Образование выступает как институт социализации и

индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

5 Практическая психология не востребована.

5 Потребность в практической психологии.

6.Учебно-дисциплинарная модель, унифицированного образования.

6.Личностно–ориентированная модель вариативного образования.

В основу Стандарта была положена культурно - историческая методология развивающихся

систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности

входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как

ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип Стандарта -

поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к

диагностике развития.

Центральная психо - дидактическая технология стандарта – это развивающее

взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, а не только одностороннее воздействие

на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели

образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,

поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской

игры.

Уникальность Стандарта в том, что он включает в свою концепцию такие лозунги:

* Стандарт «Детство ради Детства».

*Детоцентризм Стандарта.

* Стандарт ради ребёнка.

* В Стандарте отразилось социокультурное моделирование.

Ребёнку не надо готовиться к жизни, он уже живёт, поэтому важно на государственном

уровне понимать, что необходимо, по словам Президента РФ В. В. Путина, «инвестировать» в

человека. В связи с этим отмечено, что дошкольное детство – самоценный этап жизни. И

поэтому важно осуществлятьпсихолога - педагогическую поддержку дошкольного детства

Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для

того чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией «Хочу учиться!

В дошкольном детстве, в детском саду, ребёнок должен жить хорошо, интересно, празднично,

так как

праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь.

Детский – сад – это институт социализации человека

В ФГОСах старались отразить то, что взаимодействие взрослого и ребёнка (к. г. н., питание,

ОБЖ и др.) – это всё образовательная деятельность.

Стандарты носят инновационный характер. В систему условий его развития входит его социальная

ситуация развития. Л. С. Выготский обозначал её так: «В особой позиции ребёнка к миру».

Система условий развития включает в себя:

1. Создание системы общения.

2.Обязательные виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

3.Поощрение инициативы и самостоятельности ребёнка.

На что направлена основная образовательная программа?

На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной

социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на

основе сотрудничества свзрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов

деятельности.

Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования

детей (образовательные области)

*социально – коммуникативное развитие;

*познавательное развитие;

*речевое развитие;

*художественно – эстетическое развитие;

*физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в

обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия

ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства

принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование

позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира

( форме, цвете, материале, звучании, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой

родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях

ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение

активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи. Развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-

смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словестного, музыкального,

изобразительного ), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности

детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на

развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному

формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации

движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба

организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе

стороны ), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение

подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в

двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его

элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при

формировании полезных привычек и др. ).

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают.

1.Обеспечение эмоционального благополучия:

*через непосредственное общение с каждым ребёнком;

*уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей:

*через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

деятельности;

*создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;

*недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных

видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

*создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе

принадлежащим к разным национально – культурным, религиозным общностям и социальным

слоям, а также имеющими различные возможности здоровья:

*развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные

ситуации со сверстниками;

*развитие умения детей работать в группе сверстников.

4.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития,

проявляющейся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными

сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности ( далее – зона

ближайшего развития каждого ребёнка)

*через создание условий для овладения культурными средствами деятельности:

*организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,

общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно -

эстетического развития детей;

*поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и

пространства;

*оценка индивидуального развития детей.

В каких видах деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО ? – во всех видах

детской деятельности

* Структура образовательной деятельности.

1. Тема. Цель. Задачи. Мотив.

Организационный момент – Приглашение к деятельности – необязательный, непринуждённый: а)

Давайте сегодня…. б) кто хочет, устраивайтесь поудобнее или в) я буду: кто хочет –

присоединяйтесь. Игровая мотивация.

Виды деятельности. Игровая, предметная, речевая, продуктивная.

2.Процесс, (ход) цепочка действий, дело.

Взрослый как равноправный участник:

*предлагает всевозможные способы реализации задачи

*исподволь «задаёт» развивающее содержание (новые задание, способы деятельности и пр.

*предлагает свою идею или свой результат для детской критики,

*проявляет заинтересованность в результате других.

*усиливает интерес ребёнка к работе сверстника, поощряет содержательное общение,

провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Виды деятельности: игровая, развивающая продуктивная, речевая.

3Результат(окончание) Каждый ребёнок работает в своём темпе и решает сам, закончил он или

нет исследование, работу,открытый конец занятия.

Оценка взрослым деятельности детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление

результата с целью ребёнка: что хотел сделать – что получилось.

Виды деятельности: игровая, предметная, художественная, речевая.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ.

Выбор мотивации зависит от задач целей.

1 Младший дошкольный возраст. Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол -

живущих в группе, зайцев - прибежавших из леса). Что – то случилось (нечто сломалось, грозит

опасность и т.д.)

Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать,

построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том, что в этой группе

очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Старшая группа –

главное не персонаж, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты

могут быть продолжительными (путешествие на машине времени).Может использоваться не

большая атрибутика, установленные роли.

3. В подготовительных группах используются проблемные ситуации.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него

задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например :Тема «Объём». Зайке

необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким

горлышком

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребёнок:

* сам формирует проблему

* сам находит её решение.

* решает и само контролирует правильность этого решения.

Изменились цели и задачи. В соответствии с ФГОС мы создаём условия для развития детей.

Отсюда следует новые задачи.

* Создание социальной ситуации развития в процессе организации игровой деятельности,

познавательной, исследовательской и т.д.

*создать условия для ознакомления (познавательное развитие).

*обеспечить условия развития поисковой деятельности детей (познав-е речевое).

*обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра (социально – ком развитие).

*создать условия для пробуждения детей к речевой активности(речевое развитие).

*способствовать развитию навыков взаимодействия(социально – ком развитие).

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.

2.Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.

3. Будь не «над», а «рядом»

4 Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

5.Учи анализировать каждый этап работы.

6 Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

Дороти Лу Нолт.

Примечание:

*Взрослого на занятиях должно быть мало.

*Меняются организационные методические приёмы.

*Приоритетом – является желание узнавать.

*Стандарт ориентирован «глаза в глаза»

*успех в любой деятельности определяется мотивом.



В раздел образования