Напоминание

Дидактические игры


Авторы: Власова Юлия Александровна, Бурлуцкая Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1391
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Дидактические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры для лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного

возраста.

Словесные игры построены на словах и действиях. В этих играх дети учатся,

опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширять знания о

них. В этих играх требуется использовать, ранее приобретенные знания в

новых обстоятельствах.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Но особенно

они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,

т.к. способствуют подготовке детей к школе.

Дидактические игры развивают умения внимательно слушать педагога,

быстро находить ответ на поставленный вопрос, правильно строить

предложения, формулируя свои мысли.

Игра «Сложи полезное в корзинку»

Цель: сформировывать представление о правильном питании, правильно

строить предложения.

Оборудование: корзинка, картинки с изображением разных продуктов.

На столе вперемешку лежат картинки с изображением продуктов. Ребёнок

выбирает картинки, на которых изображены только полезные продукты.

Называет их, рассказывает чем они полезны и кладёт их в корзинку.

Игра «Один или много»

Цель: учить правильно образовывать существительные множественного

числа.

Оборудование: мяч.

Взрослый называет существительное в единственном числе и кидает мяч

ребёнку. Ребёнок формирует множественное число из этого слова и

возвращает мяч. Например: шар- шары, комар- комары, дождь- дожди, зонт-

зонты, птица- птицы, лист- листья.

Игра «Прыгает, летает, или плавает»

Цель: закрепить знания детей о способах передвижения различных

животных.

Оборудование: картинки с различными насекомыми, рыбами и животными.

На столе вперемешку лежат карточки с различными животными. Ребёнок

берет карточку, называет животное и действие. Пример: это улитка- она

ползёт, это рыба- она плавает; это зайчик- он прыгает.

Игра «Назови ласково»

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов большого

и маленького размера.

Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо

предмета, например стул, и спрашивает как он называется.

«Это стул. Какой он? (большой). Взрослый показывает картинку с маленьким

стулом. «А как ты назовешь ласково маленький стул?» (Стульчик)

Аналогично рассматриваются другие картинки с предметами. Пример Мяч-

мячик, зонт- зонтик, бант-бантик, кепка-кепочка.

Игра «Найди звук»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонетического

слуха

Оборудование: предметные картинки с изображением.

На столе разложены карточки с предметами. Взрослый задаёт ребенку звук,

который нужно найти в словах на картинках. Ребёнок берёт картинку,

называет предмет, делая акцент на этот звук. Можно усложнить игру и

просить ребёнка назвать предмет у которого звук находится в начале,

середине, конце слова.

Игра «Подбери описание»

Цели: Знакомство с частью речи «Имя прилагательное, развитие внимания,

мышления, речи, обогащение словаря.

Взрослый называет предмет, а ребёнок его описание, прилагательное.

Например: Солнце- жёлтое, яркое; Яблоко-зелёное, красное, кислое, вкусное;

кошка- пушистая, ласковая.

Игра «Раздели грибы на две группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и

разделять слова по родам.

Оборудование: карточки с картинками грибов, две корзинки.

На столе вперемешку разложены карточки с изображением грибов.

Взрослый предлагает выбрать из них грибы, к которому можно сказать «он

мой» и положить их в одну корзинку (подберёзовик). А в другую корзинку

грибы к которому можно сказать «она моя» (сыроежка).

Игра «Назови одним словом»

Цели: Формирование умения классифицировать предметы, развитие

внимания, мышления, сообразительности, пополнение словарного запаса.

Взрослый произносит ряд слов и спрашивает как их можно назвать одним

словом. Например:

Кошка, собака, лев, тигр, кролик- животные

Автомобиль, велосипед, мотоцикл, автобус, поезд- транспорт

Ручка, карандаш, тетрадь, учебник, ластик- школьные принадлежности

Футбол, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика- спорт

Яблоко, банан, апельсин, груша, слива- фрукты

Врач, учитель, инженер, художник, музыкант- профессии

Природные явления - дождь, снег, гроза, радуга, ветер

Красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый- цвета.



В раздел образования