Авторы: Власова Юлия Александровна, Бурлуцкая Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1391
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Дидактические игры
Раздел: дошкольное образование
Игры для лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного
возраста.
Словесные игры построены на словах и действиях. В этих играх дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширять знания о
них. В этих играх требуется использовать, ранее приобретенные знания в
новых обстоятельствах.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Но особенно
они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста,
т.к. способствуют подготовке детей к школе.
Дидактические игры развивают умения внимательно слушать педагога,
быстро находить ответ на поставленный вопрос, правильно строить
предложения, формулируя свои мысли.
Игра «Сложи полезное в корзинку»
Цель: сформировывать представление о правильном питании, правильно
строить предложения.
Оборудование: корзинка, картинки с изображением разных продуктов.
На столе вперемешку лежат картинки с изображением продуктов. Ребёнок
выбирает картинки, на которых изображены только полезные продукты.
Называет их, рассказывает чем они полезны и кладёт их в корзинку.
Игра «Один или много»
Цель: учить правильно образовывать существительные множественного
числа.
Оборудование: мяч.
Взрослый называет существительное в единственном числе и кидает мяч
ребёнку. Ребёнок формирует множественное число из этого слова и
возвращает мяч. Например: шар- шары, комар- комары, дождь- дожди, зонт-
зонты, птица- птицы, лист- листья.
Игра «Прыгает, летает, или плавает»
Цель: закрепить знания детей о способах передвижения различных
животных.
Оборудование: картинки с различными насекомыми, рыбами и животными.
На столе вперемешку лежат карточки с различными животными. Ребёнок
берет карточку, называет животное и действие. Пример: это улитка- она
ползёт, это рыба- она плавает; это зайчик- он прыгает.
Игра «Назови ласково»
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов большого
и маленького размера.
Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо
предмета, например стул, и спрашивает как он называется.
«Это стул. Какой он? (большой). Взрослый показывает картинку с маленьким
стулом. «А как ты назовешь ласково маленький стул?» (Стульчик)
Аналогично рассматриваются другие картинки с предметами. Пример Мяч-
мячик, зонт- зонтик, бант-бантик, кепка-кепочка.
Игра «Найди звук»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонетического
слуха
Оборудование: предметные картинки с изображением.
На столе разложены карточки с предметами. Взрослый задаёт ребенку звук,
который нужно найти в словах на картинках. Ребёнок берёт картинку,
называет предмет, делая акцент на этот звук. Можно усложнить игру и
просить ребёнка назвать предмет у которого звук находится в начале,
середине, конце слова.
Игра «Подбери описание»
Цели: Знакомство с частью речи «Имя прилагательное, развитие внимания,
мышления, речи, обогащение словаря.
Взрослый называет предмет, а ребёнок его описание, прилагательное.
Например: Солнце- жёлтое, яркое; Яблоко-зелёное, красное, кислое, вкусное;
кошка- пушистая, ласковая.
Игра «Раздели грибы на две группы»
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и
разделять слова по родам.
Оборудование: карточки с картинками грибов, две корзинки.
На столе вперемешку разложены карточки с изображением грибов.
Взрослый предлагает выбрать из них грибы, к которому можно сказать «он
мой» и положить их в одну корзинку (подберёзовик). А в другую корзинку
грибы к которому можно сказать «она моя» (сыроежка).
Игра «Назови одним словом»
Цели: Формирование умения классифицировать предметы, развитие
внимания, мышления, сообразительности, пополнение словарного запаса.
Взрослый произносит ряд слов и спрашивает как их можно назвать одним
словом. Например:
Кошка, собака, лев, тигр, кролик- животные
Автомобиль, велосипед, мотоцикл, автобус, поезд- транспорт
Ручка, карандаш, тетрадь, учебник, ластик- школьные принадлежности
Футбол, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика- спорт
Яблоко, банан, апельсин, груша, слива- фрукты
Врач, учитель, инженер, художник, музыкант- профессии
Природные явления - дождь, снег, гроза, радуга, ветер
Красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый- цвета.