Напоминание

"Упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"


Авторы: Власова Юлия Александровна, Бурлуцкая Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1391
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: "Упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа №1391

Сборник упражнений для развития фонематического и фонетического слуха у

детей дошкольного возраста.

Речевое развитие старшая и подготовительная группа.

Составили:

Воспитатель:

Власова Юлия Александровна

Бурлуцкая Людмила Евгеньевна

Фонематический слух - это умение слышать и различать звуки речи. Без

развитого фонематического слуха речь не будет полноценной. У детей

формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной

речи окружающих, и, одновременно при собственном проговаривании слов.

Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста.

Упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному».

Задания на выделение первого звука, узнавание слов на заданный звук,

договаривание рекомендуется выполнять с 4 лет.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того

или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные

звуки.

Попросите ребёнка договорить недостающий звук в слове.

• звук «Т»

пло..., паке..., самоле..., све..., пру..., мос...,

• звук «Н»

бато..., бана..., кра..., бана..., ваго...,

• звук «С»

коло..., абрико..., воло..., анана...,

• звук «К»

цвето..., звоно..., бура..., подаро..., шнуро...,

1.

Попросите ребёнка договорить недостающий слог в слове.

• слог «ПА»:

ре..., па..., шля..., ла..., ли...,

• слог «ВА»:

тра..., голо..., коро..., сли...,

слог «ШИ»:

у..., ка..., гру..., кры..., мы...,

слог «ГИ»:

но..., доро..., подру..., утю..., фла...,

2.

Покажите ребенку картинки. Попросите ребёнка определить

последний звук в названиях картинок:

• цыплёнок, ананас, кот, ландыш, гном.

Попросите ребёнка определить первый звук в названиях картинок:

• лампа, автобус, варежки, самолёт, груша, лук.

Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, где стоит звук «К» в

названиях предметов: в начале или в конце слова:

• корова, замок, кот, курица, крючок.

Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, где стоит звук «Т» в

названиях предметов: в начале или в конце слова:

• тигр, самокат, крот, туча, вертолет.

Покажите малышу картинки. Попросите сказать, где стоит звук «Н» в

названиях предметов: в начале или в конце слова:

• кувшин, ножницы, банан, носок, слон.

3.

Покажите ребёнку картинки.

Попросите малыша сказать, где стоит звук «Ф» в названиях предметов: в

начале или в конце слова:

• флаг, шкаф, фонтан, шарф, футболка.

4.

Попросите малыша поднять руку, когда он услышит звук «ы»:

• О-И-Ы-У-Ы

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит звук «И»:

• И-О-А-И-Э

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит звук «Э»:

• О-А-Э-И-Э

5.

Попросите ребёнка назвать лишний звук:

o

А-А-У-А-А

o

0-И-0-0-0

o

У-У-У-У-Ы

6.

Попросите ребёнка повторить за вами слоги:

o

ВЫ-КУ-30

o

ГО-ХИ-МУ

o

ДО-ГА-ДО

o

БЫ-30-30-НО

o

ТУ-ТУ-НА-ПА

СУ-НО-ВО-ГА

Ми-ми-ми!

ЛО-ГО-НА-КА

ДО-ДО-ДО-ПО

МИ-НИ-НИ-ЛИ

БА-НО-ПУ-ЛЫ-ГО

ЗУ-ДИ-ВУ-МО-ВЕ

• КУ-ТО-НЫ-ЦО-ЧА

7.

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «МА»:

• ПА-ЛА-МА-ВА-МА

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «КО»:

• НО-КО-ДЫ-ГО-КО

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «ТЫ»:

• МА-ДУ-ТЫ-КО-ТЫ

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «БУ»:

• ГУ-ДО-БУ-СЫ-БУ

8.

Попросите ребёнка повторить за вами звуки:

o

А-О-И-У-Ы

o

И-О-А-Ы-Э

o

У-О-И-А-Ы

Попросите ребёнка повторить за вами звукосочетания:

• АО-ИУ, ЫА-УЭ

Попросите малыша поднять руку, когда он услышит звук «А»:

• О-У-А-И-А

Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит звук «У»:

• И-О-У-Ы-У

9.

Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, на какой звук они

начинаются:

o

автобус, арбуз, апельсин, аист

o

машина, майка, малина, молоко

o

кот, крыша, корабль, кружка

o

шарик, шапка, шкаф, штаны

10.Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, какая картинка

лишняя:

o

дом, дверь, дерево, кузнечик

o

носки, ножницы, тыква, носорог

o

яблоко, юбка, ящик, якорь

11.Покажите ребёнку картинки. Попросите выбрать предметы, названия

которых начинаются на «Б»:

o

пальто, банан, дыня, бочка, бабочка

o

Покажите ребёнку картинки. Попросите выбрать предметы, названия

которых начинаются на «Т»:

o

сумка, рыба, торт, трактор, ваза

o

Покажите ребёнку картинки.

12. Попросите выбрать предметы названия которых начинаются на «3».

• сапоги, зонтик, заяц, шляпа, замок



В раздел образования