Авторы: Власова Юлия Александровна, Бурлуцкая Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1391
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: "Упражнения для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа №1391
Сборник упражнений для развития фонематического и фонетического слуха у
детей дошкольного возраста.
Речевое развитие старшая и подготовительная группа.
Составили:
Воспитатель:
Власова Юлия Александровна
Бурлуцкая Людмила Евгеньевна
Фонематический слух - это умение слышать и различать звуки речи. Без
развитого фонематического слуха речь не будет полноценной. У детей
формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной
речи окружающих, и, одновременно при собственном проговаривании слов.
Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста.
Упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному».
Задания на выделение первого звука, узнавание слов на заданный звук,
договаривание рекомендуется выполнять с 4 лет.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того
или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные
звуки.
Попросите ребёнка договорить недостающий звук в слове.
• звук «Т»
пло..., паке..., самоле..., све..., пру..., мос...,
• звук «Н»
бато..., бана..., кра..., бана..., ваго...,
• звук «С»
коло..., абрико..., воло..., анана...,
• звук «К»
цвето..., звоно..., бура..., подаро..., шнуро...,
1.
Попросите ребёнка договорить недостающий слог в слове.
• слог «ПА»:
ре..., па..., шля..., ла..., ли...,
• слог «ВА»:
тра..., голо..., коро..., сли...,
слог «ШИ»:
у..., ка..., гру..., кры..., мы...,
слог «ГИ»:
но..., доро..., подру..., утю..., фла...,
2.
Покажите ребенку картинки. Попросите ребёнка определить
последний звук в названиях картинок:
• цыплёнок, ананас, кот, ландыш, гном.
Попросите ребёнка определить первый звук в названиях картинок:
• лампа, автобус, варежки, самолёт, груша, лук.
Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, где стоит звук «К» в
названиях предметов: в начале или в конце слова:
• корова, замок, кот, курица, крючок.
Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, где стоит звук «Т» в
названиях предметов: в начале или в конце слова:
• тигр, самокат, крот, туча, вертолет.
Покажите малышу картинки. Попросите сказать, где стоит звук «Н» в
названиях предметов: в начале или в конце слова:
• кувшин, ножницы, банан, носок, слон.
3.
Покажите ребёнку картинки.
Попросите малыша сказать, где стоит звук «Ф» в названиях предметов: в
начале или в конце слова:
• флаг, шкаф, фонтан, шарф, футболка.
4.
Попросите малыша поднять руку, когда он услышит звук «ы»:
• О-И-Ы-У-Ы
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит звук «И»:
• И-О-А-И-Э
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит звук «Э»:
• О-А-Э-И-Э
5.
Попросите ребёнка назвать лишний звук:
o
А-А-У-А-А
o
0-И-0-0-0
o
У-У-У-У-Ы
6.
Попросите ребёнка повторить за вами слоги:
o
ВЫ-КУ-30
o
ГО-ХИ-МУ
o
ДО-ГА-ДО
o
БЫ-30-30-НО
o
ТУ-ТУ-НА-ПА
СУ-НО-ВО-ГА
Ми-ми-ми!
ЛО-ГО-НА-КА
ДО-ДО-ДО-ПО
•
МИ-НИ-НИ-ЛИ
БА-НО-ПУ-ЛЫ-ГО
ЗУ-ДИ-ВУ-МО-ВЕ
• КУ-ТО-НЫ-ЦО-ЧА
7.
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «МА»:
• ПА-ЛА-МА-ВА-МА
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «КО»:
• НО-КО-ДЫ-ГО-КО
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «ТЫ»:
• МА-ДУ-ТЫ-КО-ТЫ
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит слог «БУ»:
• ГУ-ДО-БУ-СЫ-БУ
8.
Попросите ребёнка повторить за вами звуки:
o
А-О-И-У-Ы
o
И-О-А-Ы-Э
o
У-О-И-А-Ы
Попросите ребёнка повторить за вами звукосочетания:
• АО-ИУ, ЫА-УЭ
Попросите малыша поднять руку, когда он услышит звук «А»:
• О-У-А-И-А
Попросите ребёнка поднять руку, когда он услышит звук «У»:
• И-О-У-Ы-У
9.
Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, на какой звук они
начинаются:
o
автобус, арбуз, апельсин, аист
o
машина, майка, малина, молоко
o
кот, крыша, корабль, кружка
o
шарик, шапка, шкаф, штаны
10.Покажите ребёнку картинки. Попросите сказать, какая картинка
лишняя:
o
дом, дверь, дерево, кузнечик
o
носки, ножницы, тыква, носорог
o
яблоко, юбка, ящик, якорь
11.Покажите ребёнку картинки. Попросите выбрать предметы, названия
которых начинаются на «Б»:
o
пальто, банан, дыня, бочка, бабочка
o
Покажите ребёнку картинки. Попросите выбрать предметы, названия
которых начинаются на «Т»:
o
сумка, рыба, торт, трактор, ваза
o
Покажите ребёнку картинки.
12. Попросите выбрать предметы названия которых начинаются на «3».
• сапоги, зонтик, заяц, шляпа, замок