Автор: Горлова Людмила Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1391
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Образовательная комплексная программа дополнительного образования
Тема: "Ступеньки к школе"
Раздел: дошкольное образование
1
«Подготовка к школе»
Образовательная комплексная программа
дополнительного образования
«Ступеньки к школе»
(2023-2024учебный год)
Педагог дополнительного образования:
Горлова Л.С.
Возраст обучающихся:6-7лет
Срок реализации:1год
г. Москва
2023
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке детей к школе разработана в соответствии с требованиями Феде-
рального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе
программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, научный руководи-
тель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых
возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на по-
тенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включе-
ния детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учеб-
ной, рассчитана для детей 6-7 летнего возраста.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
1. Н.А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2023.
2.С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвеще-
ние, 2023.
3. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвеще-
ние, 2018г.
Актуальность программы обусловлена положениями Федерального закона «Об образовании в Рос-
сийской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование
об-
щей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста. Программа направлена на решение вопросов выравнивания стартовых воз-
можностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняю-
щего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ
первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень
знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обес-
печивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в
единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игро-
вой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослы-
ми.
Педагогическая целесообразность: подготовка детей к школе занимает особое место в системе об-
разования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласс-
нику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к
новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность
выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познава-
тельные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными на-
выками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Программа» Ступеньки к школе» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность
между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе-задача комплекс-
ная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ее содержание можно разделить на два
основных компонента: во-первых, продолжающееся развитие личности
ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в буду-
щем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как
элементы письма, чтения, счёта.
Отличительная особенность программы заключаются в том, что подготовка детей старшего до-
школьного возраста к школе носит развивающий характер; не дублирует программу первого класса;
обеспечивает позитивную социализацию детей, формирует ценностные установки; ориентирует не на
3
уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего разви-
тия; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организовывает и
сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит пере-
ход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми; является инвариантной и готовит к любой системе школьного образования, к обучению в
начальной школе по любой из предлагаемых программ начального общего образования.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям. Создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной
ступени на другую. Создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи программы:
-
обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
-
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в
школе;
-
создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных
умений и навыков, коммуникативных умений; познавательному, эмоциональному развитию
ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями
детей;
-
развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность до-
школьников;
Основные принципы построения программы:
˗
Принцип возрастной адекватности - вся программа выстроена с учётом возрастных особенностей и
закономерностей физиологического психофизиологического развития детей.
˗
Принцип развивающего образования, целью которого является гармоничное физическое и когнитив-
ное(познавательное) развитие, сохранение укрепление здоровья ребёнка.
˗
Принцип индивидуализации образования - учёт индивидуальных особенностей ребёнка в ходе об-
разовательной деятельности.
˗
Принцип модульности - возможность интеграции различных образовательных областей в соответ-
ствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
˗
Принцип комплексности- все части программы предусматривают комплексное познавательное раз-
витие с опорой на формирование организации деятельности.
˗
Принцип систематичности и последовательности регулярная образовательная деятельность с
детьми, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей позволяют
эффективно осуществлять социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-
эстетическое и физическое развитие дошкольников.
Ведущая деятельность: игра, продуктивная, творческая деятельность, конструирование и
моделирование.
Место занятий в учебном плане
Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следую-
щих курсов:
«От слова к букве»;
«Математические ступеньки»;
Занятия организуются на базе ГБОУ Школы № 1391 и имеют следующую временную структуру: 2
занятия в день, раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 5-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 33 недели.
4
Количество занятий в неделю:
Название курса
Число занятий в неделю
«От слова к букве»
1
«Математические ступеньки»
1
Программа состоит из следующих модулей:
Модуль «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература)
нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполня-
ющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координа-
ции и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и дви-
гательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, пись-
му и формирует элементарные навыки культуры речи. Курс помогает детям объяснить основные раз-
личия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Модуль «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения,
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные ха-
рактеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» рассчи-
тана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, учитывает возрастные особенности старшего дошколь-
ного возраста.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Особое внимание в программе уделено формированию предпосылок универсальных учебных дей-
ствий. Предложенные ФГОС НОО УУД авторами программы «Преемственность», переработаны и
адаптированы в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей дошкольного
возраста и составляют основу планируемых результатов освоения программы.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление
целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих эле-
ментов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных усло-
вий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной
цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление
контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверст-
ника.
Коммуникативные УУД: умение слушать педагога, задавать вопросы, отвечать на вопросы педагога,
сверстников, овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоци-
онально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация
на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я –концепции и самооценки
при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
5
Планируемые результаты по модулю «От слова к букве».
Ребёнок научится:
-
правильно произносить все звуки;
-
выделять из слов звуки, называет слова с определённым звуком, находит слова с этим звуком
в предложении, определять место звука в слове.
-
проводить классификацию звуков по их произношению;
-
внимательно слушать литературные произведения;
-
называть персонажей, основные события;
-
отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание тек-
ста, делать элементарные выводы;
-
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин, рисункам и иллюстрациям к произ-
ведению;
-
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-
создавать речевые высказывания различных типов: описания (человека, животных, предметов,
помещения); рассуждения.
Планируемые результаты по модулю «"Математические ступеньки"»
Ребёнок научится:
-
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
-
вести счет предметов в пределах 10;
-
соотносить число предметов и цифру;
-
составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка;
-
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
-
составлять математические рассказы и отвечать на поставленные вопросы: Сколько было?
Сколько стало? Сколько осталось?
-
классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
-
устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо,
вверху - внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сего-
дня – завтра;
-
распознавать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди
предложенных и среди объектов окружающей действительности;
-
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простей-
шие фигуры «от руки».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг
при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Под-
готовка детей к школе», авторской программы Н.А. Федосовой «Речевое развитие. «От слова к бук-
ве», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки».
Общая характеристика модуля «От слова к букве»
Модуль «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению,
письму и совершенствованию устной речи.
Направлен на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успеш-
ного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтению;
-подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер, решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь.
6
Содержание модуля «От слова к букве»
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей:
обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные назва-
ния качеств неодушевлённых предметов материал, форма, цвет, размер и одушевлённых человек:
свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением,
уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, сти-
мулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведе-
нии, прочитанном педагогом (стихотворении сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точ-
но, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной ре-
чи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклор-
ных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, со-
ставлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной
монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содер-
жание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам педагога (рассказ об
интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание
рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное— развитие у детей интереса к самостоя-
тельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и
речи своих товарищей речевые ошибки.
Формировать правильное понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать
словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активи-
зировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать пере-
даче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей
внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучи-
вать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно
рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий
мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенно-
му педагогом, или по аналогии.
Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять расска-
зы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и сле-
дующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять со-
здание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к
речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных на-
выков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на
близкие темы.
Звукопроизношение: совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей назы-
вать слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место
звука в слове. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию:
обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонаци-
онных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку;
различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв;
узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре.
7
Тематическое планирование по модулю «От слова к букве»
№
п/п
Наименование дисциплины
Количество
часов
Развитие речи. Обучение грамоте.
1.
Осенние странички. Составление рассказа по картине на тему «Осень».
Распределение предметов по группам Выделение первых звуков в словах.
Письмо в ограниченном пространстве (строке).
Письмо наклонных линий.
Конструирование листьев деревьев (берёза, осина, дуб).Нарисовать недо-
стающие картинки .4 -7)
1
2.
Составление рассказа на тему «Как мы играем». Составление видовых пар.
Гласные и согласные звуки. Предметы живые и неживые.
Письмо кривых
линий. (с.8 – 9)
1
3.
Составление рассказа по картинке на тему «Осенний урожай». Выделение
звуков из слов. Звуковая схема. Распределение предметов по группам. На-
писание полуовалов в ограниченном пространстве. (с.10-11) .
1
4.
Рассказ М. Горького «Воробьишко». Ответы на вопросы по тексту. Работа
со словарем на тему «Зимующие птицы». Написание косых линий. (с.12-15)
Игра «кто лишний?»
1
5.
Гласные и согласные звуки. Выделение звуков из слов и составление зву-
ковых схем. Работа со словами и картинками на тему «Чаепитие». Письмо в
ограниченном пространстве (обвести и заштриховать предметы по конту-
ру). (с.16-17)
1
6.
Зимние странички. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему
«Зима». Вопросы детей к сюжетной картинке. Звуковой анализ слов. При-
знаки зимы. Игра « Найди закономерность» Работа со словарем на тему
«Перелётные птицы» (с.18-19)
1
7
Составление рассказа по теме «Зимние забавы».
Составление предложений
с использованием предлогов в, на, за, с, под, около.
Игра «Подбери слово
к звуковой схеме». Классификация предметов «Лишний предмет». Рисова-
ние предметов по контуру. (с.20-21)
1
8
Составление рассказа на тему «Зимняя ночь». Стихотворение Н. Некрасова
«Мороз, красный нос». Словарная работа по тексту. Звуковой анализ слов.
Игра «Чьи следы на снегу?» Рисование предметов по контуру. (с.22-25)
1
9
Стихотворение А. С. Пушкина «Зима». Работа над текстом Звуковой анализ
слов и составление звуковых схем. Заучивание стихотворения наизусть. Иг-
ра «Наряди ёлку». Рисование предметов по контуру. (с.26-29)
1
10
Весенние странички. Составление рассказа по сюжетной картинке на тему
«Весна», «Весенние заботы». Ответы на вопросы по темам «Птицы вес-
ной», «Перелётные птицы». Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром
злится…» Звуковой анализ слов. Рисование предметов по контуру. (с.30-33)
1
11
Составление рассказа к картинке «Скоро лето». Ответы на вопросы. Допол-
нение рассказа. Загадки, пословицы, поговорки на тему «Лето». Выделение
1
8
первых звуков в заданных словах. Звуковой анализ слов. Конструирование
цветов для открытки маме, бабушке, сестре. (с.34-37)
12
Работа над содержанием стихотворения Баратынского «Весна, весна...!»
Разбор слов небосклон, лазурь, слепит. Рассказ К. Ушинского «Ласточка».
Работа по содержанию рассказа. Пересказ рассказа. Звуковой анализ слов
Подбор названий к рисункам текста. (с.38-40)
1
13
Слушаем русские народные сказки. Сказка «Лиса, заяц и петух». Составле-
ние сказки по иллюстрациям. Работа над сказкой. Ответы на вопросы. Игра
«Подбери слово к схеме». Рисование предметов по контуру. (с.41-47)
1
14
Летние странички. Составление рассказа по картинке на тему «Летний
отдых детей».
Придумать название к рисунку.
Звуковой анализ слов. Стихо-
творение И. Сурикова «Лето». Игра «Кто лишний?», «Сравни» (с.48-51)
1
15
Составление рассказа на тему «В летнем лесу». Выделение первых звуков в
словах – названиях предметов. «Обведи по контуру и дорисуй». (с.52-55)
1
16
Составление рассказа по картинке на тему «Мир вокруг нас». Звуковая схе-
ма слова «радуга». Подбор глаголов – действий к персонажам картинки.
Игра «Подскажи словечко». (с.56-59)
1
17
Составление рассказов по картинкам на темы «Рыбы» и «Насекомые». За-
гадки о рыбах и насекомых. Рисование предметов по контуру. (с.60-63)
1
18
Обитатели леса и их детёныши. Загадки о зверях. Звуковой анализ слов
«лиса», «волк» и «белка». Чистоговорки. (с.64-65)
1
19
Составление рассказа на тему «Семья». Ответы на вопросы.
Составление
рассказа о своей семье. Рисование предметов в ограниченном пространстве
(обводка по контуру). (с.66-69)
1
20
Составление предложений на тему «Отдых семьи».
Составление
предложений о себе. Загадки. Пословицы. Чистоговорки. Письмо по образ-
цу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру).
Пересказ рассказа «Бишка». Задание «Продолжи рассказ» , (с.70-73)
1
21
Составление рассказов на тему «Профессии». Отрывок из стихотворения В.
Маяковского «Кем быть?»
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно». Письмо в ограниченном про-
странстве. (с.74-77)
1
22
Составление рассказов на темы «Школа», «Класс». Словарная работа на
тему «школьная мебель». Письмо прямых линий и зигзагов. (с.78-81)
1
23
Составление рассказа на тему «Урок». Игра «Помоги детям собрать порт-
фель». Школьная мебель. Пословицы. Письмо полуовалов. (с.82-85)
1
24
Составление рассказа на тему «На занятиях». Продолжи рассказ «Настина
кукла» Толстой. Составление схем предложений. Игра «Проведи по лаби-
ринту». Письмо прямых горизонтальных параллельных линий в ограничен-
ном пространстве. (с.86-87)
1
25
Рассказ «Воробей» Тургенев. Работа над текстом. Составление рассказов по
серии картинок. Потешка «Сегодня день целый все звери у дела». Дорисуй
по образцу. (с.87-90).
1
26
Составление рассказов по картинке. Классификация предметов(мебель, по-
суда, деревья).Звуковой анализ слов (сыр,ваза,вилка)
1
9
27
Звуки и буквы. Гласные двузначные буквы. Соотношение звуков и букв в
словах с йотированными гласными. Звуковой анализ слов. Работа в тетра-
дях.
3
28
Слово и предложение. Деление слов на слоги. Работа над предложением:
составление предложений с заданным словом, деление предложений на слова,
определение количества слов в предложении.
Схема предложения.
3
29
Игра «Умники и умницы». Закрепление пройдённого.
1
Общая характеристика модуля «Математические ступеньки"
Модуль «Математические ступеньки" направлен на развитие умений проводить наблюдения, срав-
нивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные харак-
теристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь ис-
пользовать эти выводы для дальнейшей работы. В основу отбора математического содержания, его
структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки де-
тей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка,
включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития
познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных про-
цессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: ариф-
метическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), гео-
метрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их
моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, вооб-
ражения, памяти, мышления у детей.
В модуле «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие позна-
вательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в про-
цессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным
подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увле-
кательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основ-
ных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти мето-
ды используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический
метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя экспери-
мент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая,
раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем),
с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и гео-
метрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Содержание работы по модулю «Математические ступеньки"
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур)
по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по
форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по
цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
10
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур.
Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-
ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве
(справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник (треугольник,
четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка –
инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная
нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента,
связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд
дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств,
способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)
Равенство, его обозначение в математике. Знаки: меньше «<», больше «>», равно «=»
Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание, название и
обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой
на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.
Тематическое планирование по модулю «Математические ступеньки"
№ п/п
Наименование дисциплин
Количество
часов
Математика
1.
Ознакомление детей с пособием, особенности работы в нём. Сравнение
предметов по размеру, по цвету, по форме. Понятия «большой -малень-
кий»,«высокий–низкий, «выше–ниже». «справа–слева». Стр.3-7
1
1
2.
Сравнение предметов по размеру, по цвету, по форме.
Понятия «справа–слева», «длиннее-короче». Стр.8-9
1
3.
Сравнение предметов по размеру, по цвету, по форме. Понятие
«больше, меньше, столько же». Стр.10-12
1
4.
Геометрические фигуры. Круг. Многоугольник. Отличие многоугольни-
ка от круга. Прямоугольник. Квадрат. Точка. Отрезок – как сторона
многоугольника. Стр.13-15.
1
5.
Ориентация на плоскости: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка
во времени. Позже. Раньше. Вчера, сегодня, завтра.Стр.16-19
1
11
6.
Ориентировка по весу. Легкий, тяжелый, легче, тяжелее. Обобщение,
повторение. Стр.20-23.
1
7.
Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Устная нумерация: на-
звания, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Знакомство
с цифрой и числом «1». Стр.24-26.
1
8.
Знакомство с цифрой и числом «2». Стр.27-29.
9.
Знакомство с цифрой и числом «3» Стр.30-33.
1
10.
Геометрический материал. Повторение. Стр.34-35.
1
11.
Знакомство с цифрой и числом «4». Стр.36-37
1
12.
Повторение. Стр.38-39
1
13.
Знакомство с цифрой и числом «0». Стр.40-41.
1
14.
Знакомство с цифрой и числом «5». Стр.42-44.
1
15.
Равенство. Сложение и вычитание. Обозначение этих действий. Стр.45-
46.
1
16.
Сложение «+». Вычитание « - ». Решение примеров +1, -1. Стр.47-48.
1
17.
Вычитание. Стр.49-51
1
18.
Решение логических задач Стр.52-53.
1
19.
Состав чисел 3,4. Стр.54-57.
1
20.
Состав числа 5. Стр.58-60.
1
21.
Число шесть, цифра 6. Стр.61-62.
1
22.
Число семь, цифра 7. Стр.63-65.
1
23.
Число восемь, цифра 8. Стр.66-67.
1
24.
Число девять, цифра 9.Стр.68-69.
1
25.
Повторение изученного. Стр.70-71.
1
26.
Повторение изученного.
Стр.72-73.
1
27.
Число 10, числа 10. Стр.74-75.
1
28.
Повторение изученного. Работа над составом числа. Стр.76-77.
1
29.
Числа от 1 до 10. Решение задач и примеров
Стр.78-79.
1
30.
Сравнение математических выражений, знаки Стр.80-81.
1
31.
Таблица +1, +2. Знакомство. Решение простых задач на вычитание с
опорой на наглядность. Задания на внимание Стр.84-86.
1
32.
Повторение и закрепление изученного материала Стр.87-90.
1
33.
Повторение и закрепление изученного материала Стр.90-94
1
Программно-методическое обеспечение:
1.
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. -
М.: Просвещение, 2023.
2.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2023.
Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет «Преемственность». Авторы:
3.
3.Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др.
Москва «Просвещение» 2015г.
4.
Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие
педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А.
Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.