Автор: Щелконогова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 "МАЛЫШ"
Населённый пункт: Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Робототехнический вертолет с использованием конструктора LEGOWeDo
Раздел: дошкольное образование
Щелконогова Любовь Васильевна
воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,
г. Сухой Лог Свердловской области
Робототехнический вертолет с использованием конструктора LEGOWeDo .
Аннотация. LEGOWeDo отвечает многими характеристиками конструированию и
программирования динамической модели «Вертолет». Можно смастерить все, что пожела-
ет ребенок во время заданий: биплан, самолет, транспортировщик багажа и их модифика-
ции.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на
что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять шири-
ну, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; разви-
вают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных
положениях.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему построй-
ки, находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти
части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый
ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает
свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назна-
чении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы обязательно
проверяется вместе с детьми правильность соединения деталей, сравнивается с образцом
либо схемой.
Цель: развитие конструктивно-модельных действий детей по теме «Воздушный
транспорт. Вертолет LEGOWeDo», формирование знаний о празднике защитников Отече-
ства, родах войск. рассмотрение модели вертолет и его функциях в деятельности человека,
сборка конструкции вертолет с помощью LEGOWeDo, программирование модели.
Задачи.
1.
Знакомить детей с элементарными сведениями о празднике защитников
Отечества, родах войск; закреплять умение собирать модель из конструктора LEGO, со-
единять детали, создавая вертолет; отрабатывать умение программировать динамическую
конструкцию вертолет; упражнять в конструировании по предложенным технологическим
картам; актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
2.
Развивать наглядно-образное восприятие; совершенствовать память, мелкую
моторику, творческие способности, логическое мышление (анализ, синтез, обобщение).
3.
Воспитывать умение работать в группе, малых группах, взаимопомощи друг
другу; усидчивости; умению доводить начатое дело до конца.
Дидактическая: осуществлять игровую деятельность при конструировании и про-
граммировании модели «Вертолета» с выполнением приготовленных игровых ситуаций,
динамических пауз, занимательных заданий по теме «Воздушный транспорт. Вертолет
LEGOWeDo».
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетиче-
ское,
социально-коммуникативное,
физическое,
речевое
развитие,
(конструктивно-
модельное).
Методы и приемы:
Отгадывание загадки, словесный (эвристическая беседа), метод наводящих вопро-
сов, проблемная ситуация, динамическая пауза, физ. минутка, визуализации интерактив-
ная игра «Защитники отечества».
Демонстрационный материал: образец, интерактивная доска «Защитники отечества»,
игрушка вертолет, «вертолет», музыкальное сопровождение С. Прокофьева «Марш».
Раздаточный материал: конструктор «LEGO», компьютеры, программа LEGO
WeDoEducation V.1, карточки-пазлы, готовые паспарту с формой звезды.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о воздушном транспорте. Словесная игра «Летает – не летает».
Подготовка к празднику «Защитник отечества», эвристическая беседа «Рода войск в Рос-
сии и их отличительные особенности».
ХОД ООД:
Этапы,
продолжитель-
ность
Задачи этапа
Деятельность
педагога
Предполагае-
мая
деятельность
детей
Методы, фор-
мы, приемы
Планируемые ре-
зультаты
Организационно-
мотивационный
Организовать и с
мотивировать на
работу на занятии
«Воздушный
транспорт. Верто-
лет LEGOWeDo».
Игра «Круг ра-
дости»
Добрый день,
дорогие ребята!
У меня сегодня
прекрасное на-
строение и я хо-
чу его передать
всем вам. А по-
может мне в
этом –этот цве-
ток.
Я приглашаю
всех встать в
круг радости и
сказать друг
другу добрые
пожелания,
передавая из рук
в руки «волшеб-
ный цветок».
Желаю счастья
и добра
Всем детям с
самого утра!
Вот какие мы
молодцы. Сей-
час можно прид-
ти друг другу на
помощь, дарить
позитивные впе-
чатления от на-
шего занятия.
Дети стоят в
кругу, взявшись
за руки и пере-
дают друг другу
цветок и произ-
носят добрые
пожелания.
Приветствие
детей в стихо-
творной форме,
положительны.
Эмоциональ-
ный настрой на
занятие.
Организация и
мотивация на за-
нятие «Воздуш-
ный транспорт.
Вертолет
LEGOWeDo».
Этап постановки
проблемы.
Создать проблем-
ную ситуацию,
для определения
темы занятия.
Ребята, а да-
вайте с вами за-
кроем глаза и
представим, что
мы отправились
в волшебное пу-
тешествие на
летное поле. Вот
мы с вами и
очутились на
летном поле.
Послышался
звук вертолета.
- Ребята, при-
слушайтесь, вы
что-нибудь слы-
шите?
Что-то гудит!
(появляется иг-
рушечный вер-
толет)
- Здравствуй
вертолетик!
- Ребята, верто-
летик мне
Дети сидят на
ковре, слушают
воспитателя.
Вертолет
Приветствуют
вертолетик.
Дети вступают в
диалог с воспи-
тателем.
День защитника
Отечества.
Сюрпризный
момент (появ-
ление вертоле-
та)
Словесный
(эвристическая
беседа), отгады-
вают загадки.
Метод наводя-
щих вопросов.
Решают проблем-
ную ситуацию и
определяют тему
занятия.
рассказал, что
он собирался на
праздник, а сам
ничего про этот
праздник не зна-
ет. А давайте с
вами ему помо-
жем, а для этого
ответим на во-
просы.
- Какой военный
праздник, будет
скоро отмечать
наша страна?
- А что можно
назвать Роди-
ной?
– Кого мы бу-
дем поздравлять
в этот день?
В этот день мы
отдаем дань ува-
жения и благо-
дарности солда-
там, защитни-
кам.
- Кто такие за-
щитники?
- Каких военных
вы знаете?
- Ребята, а ка-
ким должен
быть защитник
Родины?
Как вы думаете
какая тема на-
шего занятия?
Ну а сейчас при-
шла пора по-
играть нам всем
друзья
Динамическая па-
уза
Организовать
смену видов дея-
тельности при
проведении дина-
мической паузы.
Обработать пра-
вильное и отчет-
ливое произноше-
ния. Создать
условия для
удовлетворения
базовой детской
потребности в
движении, снятие
напряжения.
Летит над нами
вертолет,
Внутри него си-
дит пилот,
(руки в стороны,
качаем)
Исправно верто-
лет ведет,
(вращаем кулач-
ками перед гру-
дью)
Чтоб был устой-
чивым полет.
У вертолета нет
крыла,
Взамен его
лишь два винта.
(бежим легким
бегом по кругу,
руки в стороны)
Когда в дали он
пролетает,
То стрекозу на-
поминает.
(присели на кор-
Дети совместно
с воспитателем,
выполняют дви-
жения в соответ-
ствии с текстом.
Выполняют ди-
намическую па-
узу.
Проведение дина-
мической паузы.
Обрабатывание
правильного и от-
четливого произ-
ношения. Созданы
условия для
удовлетворения
базовой детской
потребности в
движении, снятие
напряжения.
точки)
Когда же в поле
он садится,
Похож на ска-
зочную птицу.
Этап ознакомле-
ния с материалом
Расширить зна-
ния об использо-
вании оружия,
формы. Отличи-
тельных знаков в
соответствии с
родом войск.
Присаживаемся
на места. Да-
вайте поиграем
на интерактив-
ной доске «Что
нужно: солдату,
моряку, танки-
сту, летчику?».
Разбиваемся на
пары, выбрать
правильный от-
вет, обсудив его
между собой. На
доске показаны
слайды с изоб-
ражением
разных родов
войск (солдаты,
моряки, танки-
сты, летчики).
Необходимо вы-
брать правиль-
ный вид воен-
ной техники, об-
мундирование,
оружие, соот-
ветствующий
каждому виду
войск.
(Если ответ пра-
вильный - зву-
чит музыка).
Дети выбирают
себе пару. Игра-
ют в интерактив-
ную игру, обсу-
ждают между
собой правиль-
ный ответ и вы-
полняют задания
на интерактив-
ной доске. Всту-
пают в диалог с
воспитателем.
Словесный
(эвристическая
беседа).
Метод наводя-
щих вопросов.
Визуализации
интерактивная
игра «Защитни-
ки отечества».
Проявление ак-
тивности в ре-
шении поис-
ковых задач,
уточнение зна-
чения военной
техники, об-
мундирования,
оружия.
Расширение зна-
ний о видах верто-
летов и их исполь-
зовании в деятель-
ности человека.
Созданы условия
для заинтересо-
ванности в даль-
нейшем развитии.
Основной
Отрабатывать
умение состав-
лять рассказ по
картинка-пазлу,
описывают изоб-
ражение. Фор-
мировать умение
слушать музыку
С. Прокофьева
«Марш» выпол-
няя задание.
Давайте прой-
дем за столы и
посмотрим. Что
у нас с вами на
столе.
На столах разло-
жены разрезные
на части кар-
тинки-пазлы с
изображением
военной техни-
ки: вертолет,
самолет, танк,
корабль, ракет-
ная установка
«Катюша», эс-
минец. Воспита-
тель предлагает
детям сделать
выбор, подойти
к столам, и со-
брать картинку,
под музыку С.
Прокофьева
«Марш».
Сейчас я вас по-
прошу соста-
вить рассказ по
картинке.
Под музыку, де-
ти подходят к
столам, выбирая
по желанию кар-
тинку-пазл, сов-
местно собира-
ют ее, помогая
друг другу. За-
тем рассматри-
вают другие кар-
тинки собран-
ные ребятами.
Составляют
рассказ.
Вертолет
Картинки-паз-
лы по родам
войск, метод
наводящих во-
просов, словес-
ный (эвристи-
ческая беседа),
похвала (одо-
брение)
Включение детей
в основную дея-
тельность занятия,
отрабатывают
умения составлять
рассказ по кар-
тинке-пазлу.
Завертел про-
пеллером
Пыль вспорхну-
ла веером
Покачнулся,
прыгнул, вот
В небо мчится
…
А сейчас да-
вайте отдохнем.
Физ. минутка
Организовать
смену видов дея-
тельности при
проведении физ.
минутки.
Вертолет, верто-
лет
Ты возьми нас
всех в полет.
Крылья быстро
раскрути,
Ввысь машину
подними.
Начал винт
большой вра-
щаться,
Вертолет стал
подниматься.
В воздухе он по-
кружился,
Замер вдруг,
остановился,
А потом опять,
опять
Стал по небу он
летать.
А внизу поля,
леса.
Словно ниточка,
река.
Вертолет опять
завис,
А потом спу-
стился вниз.
Хлопки ладо-
шками.
Руки вверх.
Круговые дви-
жения руками
вперед.
Руки вверх.
Круговые дви-
жения руками.
Подняться на
носочки, руки
вверх.
Покружиться во-
круг себя.
Остановиться,
руки в стороны.
Легкий бег по
свободному про-
странству.
Бег по разным
направлениям
(траекториям)
Наклониться
вниз, махи влево
– вправо.
Одновременно
обеими руками.
Встать прямо,
руки в стороны.
Вернуться на
свои места.
Выполняют
физ. минутку
совместно с
воспитателем.
Проведение физ.
минутки.
Этап практиче-
ского решения
проблемы
Сконструировать
и запрограммиро-
вать модель «Вер-
толет» по схеме
конструктора
LEGOWeDo, про-
верить технику
безопасности.
- Что мы будем с ва-
ми конструировать?
- Что лежит перед
вами?
- Что изображено на
нем?
Давайте вспомним
правила ТБ при ра-
боте с конструкто-
ром и правила рабо-
ты.
1. Работу начинать
только с разрешения
воспитателя. Когда
воспитатель обраща-
ется к тебе, приоста-
нови работу. Не от-
влекайся во время
работы.
2. Не пользуйся де-
талями конструкто-
ра, правила обраще-
ния, с которыми не
изучены.
3. Работай с деталя-
Вертолет
Конструк-
тор, схему
Модель вер-
толета
Называют
ТБ и прави-
ла.
Метод наводя-
щих вопросов,
словесный (бе-
седа), практиче-
ский по схеме
конструируют
модель «Верто-
лет» и создают
программу.
Проверка знаний
по ТБ, правила ра-
боты с конструк-
тором
LEGOWeDo, по
схеме конструиру-
ют модель «Вер-
толет» и програм-
мируют.
ми только по назна-
чению.
4. Нельзя класть де-
тали конструктора в
рот и уши.
5. Мелкие детали,
если упали надо по-
звать воспитателя.
Чтобы он их поднял.
Будь аккуратнее.
6. При работе держи
детали конструктора
так, как указанно в
инструкции или по-
казал воспитатель.
7. Детали конструк-
тора и оборудование
храни в коробке из-
под конструктора.
Бери по одной дета-
ли. Нельзя хранить
детали конструктора
навалом.
8. Содержи в чисто-
те и порядке рабочее
место.
9. Собираем модель
на подносе или
крышке от конструк-
тора.
10. Собирайте мо-
дель в указанном по-
рядке.
11. Не разговаривай
во время работы.
12. Выполняй работу
внимательно, не от-
влекайся посто-
ронними делами.
13. При работе с ПК
нельзя открывать
программы, вклю-
чать, выключать ПК.
Это может делать
только воспитатель.
14. Во время работы
за компьютером
нужно сидеть прямо
напротив экрана,
чтобы верхняя часть
экрана находилась
на уровне глаз на
расстоянии 45-60 см.
15. составляя про-
грамму пользуйтесь
мышью и пикто-
грамм располагайте
в порядке и функци-
онированию модели.
Подойдите к столам
с конструктором,
рассмотрите схему
сборки. При сборке
модели необходимо
сначала разделить и
отобрать детали
Составляет-
ся план ра-
боты
Собирают
модель, на-
ходят дета-
ли необхо-
димые для
сборки мо-
дели верто-
лета.
"LEGO WeDo" в
лотке по цветам и
необходимы для
конструкции.
Давайте обсудим ка-
кие требования к мо-
дели должны быть;
какие действия
должна выполнять
модель; модель
должна быть краси-
вой и прочной.
Молодцы, но наша
модель должна дви-
гаться.
Из каких пикто-
грамм будем состав-
лять программу (вос-
питатель дает
подсказку, кто за-
трудняется).
Рефлексия
Проверить уро-
вень усвоения
знаний, умений и
навыков получен-
ных во время за-
нятий по празд-
нику «День за-
щитника Отече-
ства», конструи-
ровать и програм-
мировать модель
вертолета.
Ребята, у вас полу-
чилось все, что мы
предлагали вам сде-
лать?
Какие основные де-
тали мы использова-
ли для конструкции
вертолета?
Какие механизмы
для динамической
модели вертолет ис-
пользовали?
Какие пиктограммы
использовали для со-
ставления програм-
мы?
С какими трудностя-
ми вы столкнулись,
над чем нужно пора-
ботать?
Отвечают
на вопросы
Рефлексии, ме-
тод наводящих
вопросов, ана-
лиз собствен-
ной деятельно-
сти
Итоги занятия
Самоопределение
Осуществлять
самостоятельную
деятельность рас-
крашивают пас-
порту звезды.
Раздает готовые пас-
парту с формой звез-
ды.
Дети закра-
шивают
звезду.
Самостоятель-
ная деятель-
ность. Развитие
умения прини-
мать словесную
инструкцию, за-
крашивать не
выходя за
контур.
Играют в свобод-
ное время и отра-
батывают артику-
ляции и четкое
произношение
звука.
Список литературы:
1.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с по-
мощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
2.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-поли-
граф центр «Маска», 2013.
3.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
4.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов ре-
ального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
5.
Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.:
изд. Сфера, 2011.