Напоминание

Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для нравственно-патриотического воспитания дошкольников


Автор: Щелконогова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 "МАЛЫШ"
Населённый пункт: Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Щелконогова Любовь Васильевна

воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,

г. Сухой Лог Свердловской области

Формирование предметно-развивающей среды в детском саду

для нравственно-патриотического воспитания дошкольников .

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и

длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и

вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется

систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах

деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край»,

«Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к

защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины»

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности

с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей

страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у

ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и

промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие

чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование

толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные

задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию

помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского

сада.

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада

позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и

способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками,

понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать

интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно

обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.

Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-

патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда

узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским

народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с

представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной

деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось

много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в

национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,

сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной

активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не

обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С

этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически

меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города,

края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды

приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки»,

«Зоологическое лото» и другие. Среда должна побуждать детей и к

двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные

движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней

народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому

физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования

содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе

организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны

соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных

персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты,

в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада

собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.

Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках,

выпускных вечерах.

Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок

патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области,

родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области,

страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому

воспитанию.

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет

все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и

физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для

получения единого результата. Этому способствуют специально

организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим,

по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия,

праздники и развлечения. Педагоги продолжают работу по патриотическому

воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по физическому развитию

разучивают подвижные народные игры, по музыкальному развитию –

русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной

деятельности дети знакомятся с разными видами народной росписи. В

театральном кружке инсценируют русские народные сказки.



В раздел образования