Автор: Щелконогова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 "МАЛЫШ"
Населённый пункт: Сухой Лог Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Щелконогова Любовь Васильевна
воспитатель МАДОУ № 43 «Малыш»,
г. Сухой Лог Свердловской области
Формирование предметно-развивающей среды в детском саду
для нравственно-патриотического воспитания дошкольников .
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и
вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется
систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах
деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край»,
«Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к
защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины»
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности
с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей
страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у
ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и
промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие
чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование
толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию
помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского
сада.
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада
позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками,
понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать
интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно
обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.
Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-
патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда
узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским
народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с
представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной
деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось
много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в
национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной
активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не
обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С
этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически
меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города,
края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды
приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки»,
«Зоологическое лото» и другие. Среда должна побуждать детей и к
двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные
движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней
народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому
физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования
содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе
организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны
соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных
персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты,
в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада
собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках,
выпускных вечерах.
Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок
патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области,
родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области,
страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому
воспитанию.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет
все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и
физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для
получения единого результата. Этому способствуют специально
организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим,
по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия,
праздники и развлечения. Педагоги продолжают работу по патриотическому
воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по физическому развитию
разучивают подвижные народные игры, по музыкальному развитию –
русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной
деятельности дети знакомятся с разными видами народной росписи. В
театральном кружке инсценируют русские народные сказки.