Автор: Забирова Гульчачак Халиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сказка
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Современные образовательные технологии в ДОУ
Тема: Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игровые технологии как основа развития детей дошкольного
возраста
В
речевом
развитии
ребёнка
раннего
возраста
главным
является
стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного
использования разнообразных методов и приемов:
1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.
2. Чтение художественной литературы.
3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
4. Игровые ситуации.
5. Общение.
Более подробно хочу остановиться на приёме использования народных
игр, так как он позволяет развить речь детей в доступной и интересной для
них форме и даёт отличные результаты.
В
произведениях
устного
народного
творчества
заложен
тонкий
педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи.
Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение
слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность
речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение
голоса.
- обогащение словаря.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных
картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры
сопровождаются потешками, прибаутками
с
множеством повторов, где
неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения
и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем
активному их употреблению.
- формирование грамматического строя речи.
- развитие монологической и диалогической речи.
- развитие мелкой моторики.
Народные игры
как
способ воспитания детей
высоко оценивали
К.Д.Ушинский,
Е.М.Водовозова,
Е.И.Тихеева,
П.Ф.Лесгафт.
Ушинский
подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных
игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные
формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с
взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее
содержание, которое подаётся в игровой форме.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на
то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В
них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания,
народной
педагогики,
как
естественность,
непрерывность,
массовость,
комплексность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры
дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае
происходит без заранее поставленной цели – стихийно.
Методические рекомендации по применению игровых технологий в
образовательном процессе ДОО
Использование
народных
игр,
песенок,
потешек,
приговоров
в
совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость.
Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному
обучению его
умению
вслушиваться
в
звуки
речи,
улавливать
её
ритм,
отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство
произведений устного народного творчества создавалось с целью развития
двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с
формированием
речевой
активности.
Чем
больше
мелких
и
сложных
движений
пальцами
выполняет
ребёнок,
тем
больше
участков
мозга
включается в работу.
Немаловажное
значение
народных
игр
состоит
в
том,
что
они
удовлетворяют
потребность
малыша
в
эмоциональном
и
тактильном
(прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей
по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.
Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности
в ласке, в физическом контакте.
Целенаправленное и систематическое использование народных игр в
детском саду позволяет заложить фундамент психофизического
благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в
дошкольный период детства.
При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить
понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи,
изменению
тембра
голоса.
Таким
образом,
восстанавливается
речевое
взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-
образное мышление.
Особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни
ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок
скучает
по
дому,
маме,
ещё
не
может
общаться
с
другими
детьми.
Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая
поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные
эмоции,
симпатию
к
пока
ещё
мало
знакомому
человеку-воспитателю.
Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя,
не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие
потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) - хороший!
(имя ребёнка) - пригожий!
Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.
Ласковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный
фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому
приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его
речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все
произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие
мелкой моторики рук, идёт и развитие речи
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно
содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности:
либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению
комплекса действий в хороводе. На первых этапах развития речь малышей
тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может
говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь
слов с конкретными действиями очень важное условие формирования
активной речи у детей, а большинство произведений устного народного
творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка,
которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Это игры - хороводные игры, игры - заводилки, игры-инсценировки,
звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками,
игры с движениями кистей и пальцев рук, игры-потешки. Многие из них
сопровождаются
стихами,
песенками,
поговорками,
пестушками
которые
отражают знакомые детям события. При организации этих игр
целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон
речи. Остановимся коротко на некоторых из игр.
Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого
с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В
коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные
движения по роли.
Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями,
стихами,
считалками,
игровыми
зачинами,
они
не
только
развивают
физические
качества
детей,
учат
выполнять
движения
в
соответствии
с
текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют
словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с
педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется
желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют
процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного
центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем
больше участков мозга включается в работу.
В
раннем
возрасте
очень
важно
ускорить
«рождение»
первых
сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в
которых
привлекается
внимание
детей
к
предметам,
животным,
людям.
Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать
потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… », «Наши уточки с утра
– кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».
Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить,
что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова
потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её
наизусть.
Чистая водичка умоет
Саше личико
Анечке — ладошки, пальчики — Антошке.
Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие
представления о плодотворном труде человека.
- Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Сопровождение
действий
ребенка
словами
способствует
непроизвольному
обучению
его
умению
вслушиваться
в
звуки
речи,
улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их
смысл.
Благодаря
ритмичности,
музыкальности,
эмоциональной
и
двигательной
насыщенности
потешки
превратились
в
игры
со
словом,
игровые
упражнения,
которые
помогают
работать
над
согласованием
движения со словом.
Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует
игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет обо всем с детства знакомой
«считалке». Она
как бы
вводит в
игру, помогает распределению ролей,
служит
самоорганизацией
детей,
подобно
присказке,
которая
вводит
в
сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-
то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после
которой
они
начинают
настоящую
игру.
Это
дети
«считались».
Общеизвестны такие считалки:
Кады – бады, Налей воды,
Корове пить, Тебе водить.
Катился горох по блюду
Ты води, а я не буду.
«Считалки» занимают большое место в детской игре, в них своеобразно
проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые
ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие
игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих.
Чем их меньше, тем короче считалка.
Игры - заклички украшают и обогащают речь ребенка, расширяют
словарный
запас,
развивают
воображение.
Ведь,
чтобы
использовать
простейшие
считалки
и
заклички,
ребенок
должен
достаточно
быстро
оценить
ситуацию,
как
бы
приложить
ее
к
закличке
(к
каким
именно
явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и
только
тогда проговорить ее. Они помогут
научить детей
наблюдать за
природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них
как можно больше.
«Уж ты зимушка – зима»
«Ой, ты радуга – дуга»
«Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей!»
Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности,
яркой
индивидуальности
малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно
шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной
культуре
следует
начинать
с
раннего
детства.
Постепенно
у
малышей
формируется
внутренняя
готовность
к
более
глубокому
восприятию
произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется
словарный запас.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и
вами!
Развивайте
речь
средствами
фольклора,
ведь
малышам
эти
произведения близки!
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте потешки, и ваши дети заговорят
гораздо быстрее, делайте всё это с душой!
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как
традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на
глазах
у
детей
разыгрывается
красочное
действие:
звери
разговаривают
человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д.