Напоминание

Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста


Автор: Забирова Гульчачак Халиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сказка
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Современные образовательные технологии в ДОУ
Тема: Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые технологии как основа развития детей дошкольного

возраста

В

речевом

развитии

ребёнка

раннего

возраста

главным

является

стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного

использования разнообразных методов и приемов:

1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.

2. Чтение художественной литературы.

3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

4. Игровые ситуации.

5. Общение.

Более подробно хочу остановиться на приёме использования народных

игр, так как он позволяет развить речь детей в доступной и интересной для

них форме и даёт отличные результаты.

В

произведениях

устного

народного

творчества

заложен

тонкий

педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи.

Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение

слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность

речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение

голоса.

- обогащение словаря.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных

картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры

сопровождаются потешками, прибаутками

с

множеством повторов, где

неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения

и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем

активному их употреблению.

- формирование грамматического строя речи.

- развитие монологической и диалогической речи.

- развитие мелкой моторики.

Народные игры

как

способ воспитания детей

высоко оценивали

К.Д.Ушинский,

Е.М.Водовозова,

Е.И.Тихеева,

П.Ф.Лесгафт.

Ушинский

подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных

игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные

формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с

взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее

содержание, которое подаётся в игровой форме.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на

то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В

них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания,

народной

педагогики,

как

естественность,

непрерывность,

массовость,

комплексность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры

дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае

происходит без заранее поставленной цели – стихийно.

Методические рекомендации по применению игровых технологий в

образовательном процессе ДОО

Использование

народных

игр,

песенок,

потешек,

приговоров

в

совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость.

Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному

обучению его

умению

вслушиваться

в

звуки

речи,

улавливать

её

ритм,

отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство

произведений устного народного творчества создавалось с целью развития

двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с

формированием

речевой

активности.

Чем

больше

мелких

и

сложных

движений

пальцами

выполняет

ребёнок,

тем

больше

участков

мозга

включается в работу.

Немаловажное

значение

народных

игр

состоит

в

том,

что

они

удовлетворяют

потребность

малыша

в

эмоциональном

и

тактильном

(прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей

по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности

в ласке, в физическом контакте.

Целенаправленное и систематическое использование народных игр в

детском саду позволяет заложить фундамент психофизического

благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в

дошкольный период детства.

При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить

понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи,

изменению

тембра

голоса.

Таким

образом,

восстанавливается

речевое

взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-

образное мышление.

Особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни

ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок

скучает

по

дому,

маме,

ещё

не

может

общаться

с

другими

детьми.

Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая

поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные

эмоции,

симпатию

к

пока

ещё

мало

знакомому

человеку-воспитателю.

Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя,

не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие

потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(имя ребёнка) - хороший!

(имя ребёнка) - пригожий!

Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

Ласковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный

фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому

приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его

речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все

произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие

мелкой моторики рук, идёт и развитие речи

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно

содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности:

либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению

комплекса действий в хороводе. На первых этапах развития речь малышей

тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может

говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь

слов с конкретными действиями очень важное условие формирования

активной речи у детей, а большинство произведений устного народного

творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка,

которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Это игры - хороводные игры, игры - заводилки, игры-инсценировки,

звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками,

игры с движениями кистей и пальцев рук, игры-потешки. Многие из них

сопровождаются

стихами,

песенками,

поговорками,

пестушками

которые

отражают знакомые детям события. При организации этих игр

целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон

речи. Остановимся коротко на некоторых из игр.

Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого

с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В

коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные

движения по роли.

Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями,

стихами,

считалками,

игровыми

зачинами,

они

не

только

развивают

физические

качества

детей,

учат

выполнять

движения

в

соответствии

с

текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют

словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с

педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется

желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.

Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют

процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного

центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.

Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем

больше участков мозга включается в работу.

В

раннем

возрасте

очень

важно

ускорить

«рождение»

первых

сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в

которых

привлекается

внимание

детей

к

предметам,

животным,

людям.

Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать

потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок… », «Наши уточки с утра

– кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».

Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить,

что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова

потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.

Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её

наизусть.

Чистая водичка умоет

Саше личико

Анечке — ладошки, пальчики — Антошке.

Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие

представления о плодотворном труде человека.

- Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.

Сопровождение

действий

ребенка

словами

способствует

непроизвольному

обучению

его

умению

вслушиваться

в

звуки

речи,

улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их

смысл.

Благодаря

ритмичности,

музыкальности,

эмоциональной

и

двигательной

насыщенности

потешки

превратились

в

игры

со

словом,

игровые

упражнения,

которые

помогают

работать

над

согласованием

движения со словом.

Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует

игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет обо всем с детства знакомой

«считалке». Она

как бы

вводит в

игру, помогает распределению ролей,

служит

самоорганизацией

детей,

подобно

присказке,

которая

вводит

в

сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-

то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после

которой

они

начинают

настоящую

игру.

Это

дети

«считались».

Общеизвестны такие считалки:

Кады – бады, Налей воды,

Корове пить, Тебе водить.

Катился горох по блюду

Ты води, а я не буду.

«Считалки» занимают большое место в детской игре, в них своеобразно

проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые

ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие

игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих.

Чем их меньше, тем короче считалка.

Игры - заклички украшают и обогащают речь ребенка, расширяют

словарный

запас,

развивают

воображение.

Ведь,

чтобы

использовать

простейшие

считалки

и

заклички,

ребенок

должен

достаточно

быстро

оценить

ситуацию,

как

бы

приложить

ее

к

закличке

каким

именно

явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и

только

тогда проговорить ее. Они помогут

научить детей

наблюдать за

природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них

как можно больше.

«Уж ты зимушка – зима»

«Ой, ты радуга – дуга»

«Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей!»

Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения

познавательной

активности,

самостоятельности,

яркой

индивидуальности

малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно

шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной

культуре

следует

начинать

с

раннего

детства.

Постепенно

у

малышей

формируется

внутренняя

готовность

к

более

глубокому

восприятию

произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется

словарный запас.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и

вами!

Развивайте

речь

средствами

фольклора,

ведь

малышам

эти

произведения близки!

Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте потешки, и ваши дети заговорят

гораздо быстрее, делайте всё это с душой!

Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как

традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на

глазах

у

детей

разыгрывается

красочное

действие:

звери

разговаривают

человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д.



В раздел образования