Напоминание

Перспективный план "Знакомство детей 5-6 лет с картинами художников"


Автор: Тянгаева Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: г. Саров, Нижегородская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план "Знакомство детей 5-6 лет с картинами художников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективный план "Знакомство детей 5-6 лет с картинами художников"

месяц

Название картины

Задачи

Содержание

Описание картины

сентябрь

Ф.А. Васильев "Перед

дождем"

Познакомить

детей

с

творчеством

Ф.А.Васильева.

Дать представления детям

о

пейзаже

как

жанром

изобразительного

искусства.

Подвести

к пониманию

того,

что

художники

не

просто

изображают природу, но и

передают свое отношение к

ней.

Развивать

умение

рассматривать

картину,

делиться впечатлениями.

Воспитывать

сопереживание

чувствам

художника,

его

настроению.

Примерный план:

1. Рассматривание картины

2.Искусствоведческий рассказ

сообщение названия картины,

сообщение фамилии

художника,

о чём написана картина ,

что самое главное в картине

(выделить композиционный

центр),

как оно изображено (цвет,

построение, расположение),

что изображено вокруг

главного в произведении и

как с ним соединены детали,

что красивого показал своим

произведение художник,

о чём думается, что

вспоминается

3. Музыкальная пауза Шопен

"Вальс дождя"

4. Вопросы с целью закрепления

понимания содержания

картины

Художник изобразил на ней сельский

пейзаж: собирается сильный дождь, две

крестьянки

торопятся

загнать

небольшую стайку гусей домой. Они

переходят маленькую, но довольно-таки

быструю

речушку

по

бревенчатому

мостику. Видно, что непогода вот-вот

застанет людей в поле: растущие вдоль

речки деревья сильно склоняют свои

ветви под напором ветра, стая птиц,

предчувствуя грозу, беспокойно кружит

над их кронами. Женщины одеты в

традиционные наряды: сарафаны, на их

головах

повязаны

цветные

платки.

Впереди по дороге бежит мальчик,

одетый в красную рубаху, цвет которой

перекликается с красноватыми кронами

деревьев.

Небо застилают низкие темные тучи,

сильный ветер сгибает кусты, изящные

стволы берез и даже толстые ветви

деревьев. Глядя на картину начинаешь

ощущать некоторый холод, который

несет

с

собой

непогода.

Отлично

художнику

удалось

передать

игрой

красок

напряжение

перед

грозой,

которое наполняет всю картину. На

горизонте

темное

небо

практически

сливается с таким же темным лесом,

Васильев использует переход от темно-

голубых оттенков к сине-зеленым. Небо

еще не полностью затянуто тучами и

играет множеством цветов — от светло-

розового до почти черного.

октябрь

И.И. Машков

"Натюрморт. Фрукты на

блюде"

Продолжать формировать у

детей интерес к живописи.

Познакомить

детей

с

картиной

И.И.

Машкова

"Фрукты

на

блюде".

Расширять знания детей о

живописи и её жанрах -

натюрморт,

об

отличительных

чертах,

основных элементах картин

с

изображением

натюрморта.

Р

азвивать

эстетический

вкус,

эстетическое

восприятие

произведений

искусства.

В

оспитывать

бережное

отношение

к

произведениям искусства.

Примерный план:

1. Рассматривание картины

2. Загадка

Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет... (натюрморт)

3. Искусствоведческий рассказ

воспитателя (план см. выше)

4. Творческое задание "Собери

натюрморт"

5. Вопросы с целью закрепления

понимания содержания картины

Центральное

место

в

композиции

занимает

ярко-оранжевый

апельсин,

окруженный более темными сливами,

создавая

контраст. Белая,

немного

смятая

скатерть

и

серый

фон

подчеркивают

сочность

и

фактуру

фруктов, таких как персики и яблоки.

Чувствуем аромат спелых плодов и,

кажется, если прикоснемся, то ощутим

гладкость

слив,

мягкую,

чуть

шершавую кожицу персика и бугристую

кожуру апельсина.

ноябрь

А.А. Пластов "Первый

снег"

Развивать у детей интерес к

живописи.

Продолжать

формировать

умение

внимательно рассматривать

картину.

Учить выделять

выразительные

средства

используемые художником

.

Развивать

диалогическую

речь, обогащать словарный

запас.

Воспитывать

эмоциональное восприятие

картин, самостоятельность,

любовь к природе.

Примерный план:

1. Загадка

Снегопад,

Снегопад.

Шёл он день

И ночь подряд.

Шёл он полем,

Шёл он лесом,

Заглянул и под навесы,

Пухом лёг он

На дома,

И мы поняли : (Зима)

2. Чтение отрывка

Посмотрите-ка, ребята,

Все вокруг покрыла вата!

А в ответ раздался смех:

- Это выпал первый снег.

А.А. Пластов очень любил природу и

жизнь людей, которые живут в деревне.

Он много рисовал картин о природе и о

том, как люди взаимодействуют с ней.

«На картине «Первый снег» А. А.

Пластова изображены дети, которые как

завороженные

любуются

падающим

снегом. Для своей картины Пластов

выбрал

неяркие,

спокойные

цвета.

Братишка в теплой одежде и шапке-

ушанке,

а

девочка

выскочила

на

заснеженное

крыльцо

в

платьице,

наскоро набросив на голову платок.

Девочка одета в белое и поэтому она

такая же нежная и хрупкая, как большая

снежинка. Видно, что ей холодно, но

(Иван Бурсов)

3. Рассматривание картины с

постановкой вопросов

4. Словесная игра "Какая зима?"

5. Обобщающий рассказ

воспитателя

уходить

ей

не

хочется

и

она,

очарованная красотой первого снега,

смотрит на падающие снежинки. А по

двору

разгуливает

большая

черная

ворона, она похожа на черную кляксу. И

от этой кляксы белый снег кажется еще

белее».

декабрь

Ф.В. Сычков "Катание с

горы зимой"

Продолжать

знакомить

детей с жанром - пейзаж.

Дать

представления

об

играх и развлечениях детей

в

старину.

Знакомить

с

понятием «колорит».

Развивать

художественное

восприятие

и

умение

последовательно

рассматривать

произведение

живописи,

диалогическую речь.

Воспитывать

эмоциональный отклик на

произведение искусства.

Примерный план:

1. Чтение стихотворения

С горки скатываюсь - Ух!

Ох! - захватывает дух!

На ледянках - А-ааа-а-х!

И на санках - А-ааа-а-х!

Холодит лицо снежок,

Лает радостно Дружок,

Ушки вьются на ветру,

Затевает пёс игру!

Я лечу! Лечу! Лечу!

То кричу, то хохочу!

2. **Сообщение информации о

художнике.

3. Рассматривание картины с

постановкой вопросов.

4.*** Обобщающий рассказ

воспитателя.

5. Рефлексия

- Как называется картина?

- Какие чувства она у вас

вызывает?

- Хотели бы вы сейчас очутиться

среди этой детворы?

- Кто написал эту картину?

** художника Федота Васильевича

Сычкова называли «художник радости».

Он оставлял радость для людей на

своих творческих работах. Художник

любил изображать детвору. Детям он

посвятил много картин. В картинах

Сычкова много радости, света, детского

веселья.

***

На картине изображен огромный склон,

густо покрытый снегом. По нему дети

катаются на санках. Царит веселье,

слышен смех; все радуются. Художник

использует

сочетание

различных

цветом: здесь и жёлтый, и золотистый,

синеватый, красный. При всём при

этом, картина не пёстрая, а написана в

одном колорите. Ф.В. Сычков нам хотел

передать ощущение счастья, радости. О

том, что зимняя пора тоже бывает очень

весёлой и любимым временем года.

январь

И.И. Левитан "Зимой в

лесу"

Продолжать знакомство с

пейзажной

живописью.

Формировать

представление

о

выразительных

средствах,

которые

использует

художник.

Учить

улавливать

настроение,

передаваемое

мастером в картине.

Выражать

словами

впечатления,

полученные

от восприятия картины.

Воспитывать

эмоциональный отклик на

картину.

Примерный план:

1. Загадка

Лес укрыла одеялом, Льдом

озера заковала, Застудила все

дома, Это к нам пришла…

(Зима)

2. Рассказ-образец личностного:

-отношения педагога к картине

название картины ,

- **кто написал,

-*** о чём произведение,

- какими красками написано,

- какое в нём передано настроение,-

что особенно понравилось ,

- какие возникли чувства, мысли,

когда смотришь на эту картину.

3. Вопросы по картине

4. Словесная игра "Картина"

(Каждый задумывает

персонаж/предмет картины.

Педагог сообщает: «Я зима, хочу

взять в картину ... имя ребенка.

Скажи , кто ты?» Они берутся за

руки и второй ребёнок приглашает

другого, так до тех пор, пока все

дети не войдут в картину.)

5. Рефлексия

**

Исаак Ильич Левитан был великим

русским

художником-пейзажистом.

Родился он в семье бедного учителя в

маленьком городке.

Он прославился

своими картинами, которые передают

красоту и настроение русской природы.

***

На картине мы видим зимний лес,

черный, голый, прозрачный, холодный.

Белый

снег,

черные

деревья,

серое

низкое небо, тонкие ветки кустарника,

торчащие из-под снега. Вдали лес более

густой, стоит сплошной темной стеной.

На переднем плане - опушка, редкие

деревья с мощными черными стволами.

Какое

настроение

вызывает

этот

пейзаж? (ответы детей) Правильно. От

пейзажа

веет

тоской,

грустью,

бесконечным

холодом.

Когда Левитан закончил свой пейзаж

«Зимой в лесу», он показал его другу

Алексею Степанову. Оба художника

видели,

что

пейзаж

получился

настоящий, зимний, но все же, ему не

хватало еще одного акцента, чтобы

пейзаж

получился

более

выразительным.

Тогда мастер Степанов твердой рукой

внес

в

пейзаж

Левитана

фигуру

одинокого волка

февраль

Грабарь "Февральская

лазурь"

Развивать умение

внимательно рассматривать

картину.

Продолжать формировать

интерес к

Примерный план:

1. Загадка

Не скульптура, не лепнина,

Лишь вчера сотворена

В рамке на стене она –

**Историю написания картины.

Автор картины очень любил зиму.

Однажды зимой он приехал на дачу.

Ночью был сильный мороз. Утром,

выглянув в окошко, художник увидел

средствам пейзажной

живописи,

Развивать способность

видеть и чувствовать

состояние зимней природы

и эмоционально.

Закреплять понятие

"пейзаж". Обогащать

пассивный и активный

словарь.

Воспитывать любовь к

русской природе.

Труд художника – (картина)

2. **История написания картины

3. Чтение стихотворения

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною немою

Чудной жизнью он блестит.

(Ф.Тютчев)

4. Рассматривание картины с

постановкой вопросов.

5. Словесная игра "Зимний день"

6.*** Обобщающий рассказ

воспитателя.

7. Рефлексия

чудную зимнюю картину и сказал сам

себе: «Скорее, скорее написать, пока

ветер,

метель

и

вьюга

мне

не

помешали!». Он рисовал, а зимушка

ходила вокруг него и напевала свои

песенки.

И

«выросло»

на

картине

настоящее чудо-дерево, как в сказке.

Смотрите, какое оно высокое, словно

продолжает расти у нас на глазах.

Чтобы показать березу во всей ее

величавой красоте, художник писал ее,

стоя в специально вырытой яме. Вот что

он вспоминал позже: «Когда я однажды

взглянул на верхушку березы снизу, с

поверхности

снега,

я

обомлел

от

открывшегося передо мной зрелища

фантастической

красоты:

какие-то

перезвоны и перекликания всех цветов

радуги, объединенные голубой эмалью

неба». Так появилась картина, ставшая

знаменитой во всем мире.

***

В своей картине «Февральская лазурь»

художник И.Э.Грабарь передает красоту

зимнего дня.

День морозный, солнечный, ясный. На

переднем плане художник нарисовал

березу. Она белоствольная, ветвистая,

высокая,

нарядная.

Вдалеке

видны

тонкие березки, стоящие стройными

рядами.

Снег

на

солнце

блестит,

сверкает.

Художник

использовал

сиреневые,

нежно-розовые,

голубые,

лазурные

краски,

чтобы

передать

красоту

природы.

Оказавшись

в

этом

лесу,

я

бы

послушала тишину, почувствовала, как

легко дышится: воздух чистый, свежий;

услышала бы как трещат от мороза

ветки,

как

пролетает

птица.

Когда

смотришь

на

картину

«Февральская

лазурь», охватывает чувство радости и

восхищения

природой.

Картина

поражает

чистотой

света,

ослепляет

лазорево-синим небо

март

В.Т. Тимофеев "Девочка с

ягодами"

Познакомить

детей

с

портретом

как

жанром

изобразительного искусства

Развивать

умение

воспринимать

и

анализировать

произведения

изобразительного

искусства,

эстетический

вкус.

Расширять

словарный

запас

терминами,

связанными с живописью

(колорит,

композиция,

пейзаж,

портрет),

диалогическую речь.

воспитывать любовь к

природе и уважение к

труду

.

Примерный план:

1. Обзор картины, сведения о

художнике

2. Загадка

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька- твой сосед,

Обязательно картина

Называется ……(портрет)

Художники,

рисуя

человека,

стремятся передать не только его

внешний облик, его одежду, но и

характер, настроение, а также свое

отношение к образу.

3. Рассматривание картины с

постановкой вопросов.

4. Словесная игра "Кто больше

назовет слов"

5. ***Обобщающий рассказ

воспитателя.

6. Рефлексия

**Картину создал художник Василий

Тимофеев, которого называли певцом

«женских головок». Мастер написал

большое

количество

женских

портретов, воплощающих в себе идеалы

русской природной красоты, которые

вызывают восхищение и в наше время.

***На

этой

картине

художник

изобразил

темноволосую

девочку,

держащую

деревянную

тарелку

с

ягодами.

Девочка

счастлива,

что

собрала так много вкусных

спелых

ягод. У неё румянец на щеках , взгляд

спокойный, в то же время немного

задумчивый.

Юная красавица одета в

белую рубаху, синий цветастый сарафан

и красный платочек.

На фоне видны

деревья и трава, поэтому, скорее всего,

она в лесу.

Портрет подчёркивает очарование и

красоту крестьянской девочки.

Картина находится в Нижегородском

художественном музее.

апрель

Ф.П. Толстой "Букет

цветов, бабочка и птичка"

Познакомить

детей

с

картиной

Ф.П. Толстого

"Букет

цветов,

бабочка

и

птичка".

Расширять

представления

детей о жанре натюрморта,

его особенностях.

Развивать

умение

анализировать и сравнивать,

выделять главное в картине.

Обогащать словарный запас

детей

словами,

обозначающими

цвета,

предметы, действия.

Развивать

творческое

воображение и фантазию.

Развивать

связную

речь,

умение

строить

предложения.

Воспитывать

интерес

к

искусству,

любовь

к

природе,

бережное

отношение к красоте.

Примерный план:

1. Рассматривание картины

2. Загадка

Если видишь на картине чудо

вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и

стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце с

золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована

там дичь.

В завершение положим спелых

персиков и слив.

А ещё в картине может

нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется –

натюрморт!

3. Искусствоведческий рассказ

воспитателя (план см. выше)

4. Д/игра "Собери натюрморт"

5. Вопросы с целью закрепления

понимания содержания картины.

6. Рефлексия.

Картина Фёдора Петровича Толстого

"

Букет

цветов,

бабочка

и

птичка" изображает натюрморт, в котором

центральное место занимает стеклянная

ваза с букетом садовых цветов. В букете

можно различить маки, космеи, бархатцы,

левкои и мышиный горошек, создающие

яркую и гармоничную композицию.

Слева выше всех - красный с белым

ободком мак, в середине которого торчат

многочисленные тычинки. Ниже справа –

оранжевый

бархатец

с

ярко-жёлтой

сердцевиной. Он изображен так натурально,

что

чувствуешь,

как

по

комнате

распространяется его терпкий запах. Тут же

скромный насыщенно

синий левкой и

незатейливо

простой

мышиный

горошек.

Рядом с букетом мастер рисует яркую

бабочку,

гусеницу,

ползущую

по

упавшему на стол листу, и птичку,

сидящую на карандаше. Если бабочка

расположилась

на

стеклянной

вазе,

поближе к цветам, то птица, наоборот,

отвернулась от неё, как будто ей всё

равно. Её не интересует даже гусеница,

которой можно без труда поживиться.

Фон картины выполнен в светлых,

спокойных тонах, что позволяет ярким

цветам букета и животным выделяться

и привлекать внимание зрителя.

Сегодня

картину

можно

увидеть

в

Государственной Третьяковской галерее

в Москве.

май

И.Е. Репин "Стрекоза"

Познакомить

с

картиной

И.Е. Репина "Стрекоза".

Развивать

умение

Примерный план:

1.Представление картины.

2. Загадка

На

портрете

изображена

дочь

художника В.И.Репина – Вера. Картина

производит

впечатление

случайно

внимательно

рассматривать

картину,

выделять

детали

и

описывать их, определять

жанр.

Формировать

умение

соотносить

картину

с

названием.

Развивать

эстетический

вкус

и

чувство

прекрасного.

Обогащать словарный запас

детей

эмоционально-

окрашенной

оценочной

лексикой,

образными

выражениями.

Воспитывать

эмоциональную

отзывчивость

на

произведения искусства.

Если видим на картине чей – то

профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и

весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый,

может, добрый или злой.

В нарисованной картине это

главное лицо.

Может, пап или мам, может,

дедушка и я

Нарисованы в картине. может,

вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

неуверенности нет,

Что красивая картина называется

портрет!

2. Рассматривание картины с

постановкой вопросов.

3. Игра «Оживи картину»

4. Обобщающий рассказ

воспитателя.

5. Рефлексия

- Ребята, что мы сегодня

рассматривали?

- Как называется картина?

- А кто автор этой картины?

- Почему же Репин назвал

картину «Стрекоза»?

увиденной жизненной сценки.

На переднем плане – девочка.

Она

похожа

на

мальчишку-сорванца.

Девочка прищурила глазки. На ее лице

легкая улыбка Верочка качает ногой,

легко присев на жердочку изгороди.

Она

как

стрекоза

на

цветке,

продолжающая

помахивать

прозрачными крылышками.

Девочка одета в пестрое платье, желтые

колготки, черные ботинки на шнуровке

и

шляпке.

Шляпка,

смешно

закрепленная под подбородком черной

лентой. На лицо падает тень от шляпки,

а вся фигура залита солнцем, светом,

излучая ощущение детского счастья и

радости

жизни.

За ее спиной прозрачно-голубое небо с

легким маревом облачков и травинки

выцветшего луга, намеченные тонкой

кистью.

составила старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 44", г. Саров

Тянгаева Е.В.



В раздел образования