Напоминание

Кукольный театр, как средство развития детей дошкольного возраста


Автор: Ткаченко Вероника Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ 106 "Лазурный"
Населённый пункт: Республика Крым,г.Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Кукольный театр, как средство развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ткаченко Вероника Михайловна

Музыкальный руководитель МБДОУ №106 «Лазурный»

Республика Крым, г.Симферополь

Кукольный театр, как средство развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр является эффективным средством воспитания и

развития

детей

дошкольного

возраста.

Это

уникальная

форма

художественного творчества, позволяющая детям активно взаимодействовать

с окружающим миром, развивать воображение, коммуникативные навыки и

эмоциональную сферу. В статье рассмотрим особенности кукольного театра,

его влияние на развитие ребенка и методы организации занятий.

Основные виды кукол:

1.

Перчаточные – надеваются на руку взрослого или ребенка.

2.

Нитяные – управляются нитями сверху.

3.

Тростевые – держатся палочками-тростями снизу.

4.

Масочные

маски

одевают

лица

актеров,

придавая

выразительность.

Каждый вид имеет свою специфику управления и влияет на характер

взаимодействия ребенка с персонажем.

Следует отметить положительное воздействие кукольного театра на

дошкольников:

1.

Развитие речи и коммуникационных способностей.

Дети учат новые слова, повторяют диалоги персонажей, улучшают

дикцию и артикуляцию. Общение с персонажами помогает преодолеть

застенчивость и развить уверенность в себе.

2.

Формирование воображения и креативности.

Ребенок учится придумывать сюжеты, роли и декорации, развивая

творческое мышление и фантазию.

3.

Эмоциональное воспитание.

Через взаимодействие с героями дети лучше понимают эмоции других

людей, учатся сопереживать и выражать собственные чувства.

4.

Физическое развитие.

Работа с куклами развивает мелкую моторику рук, координацию

движений и зрительно-двигательную ориентацию.

Занятия могут проводиться индивидуально или в группе. Педагог

играет роль режиссера, организуя процесс таким образом, чтобы каждый

ребенок мог проявить себя.

Представления

кукольного

театра

позволяют

детям

познавать

окружающую действительность и усвоить социальные правила поведения.

Яркость и эмоциональность образов, создаваемых куклами, облегчают

восприятие новых сведений малышами.

Живой увлекательный сюжет, яркие декорации и костюмы погружают

ребёнка в удивительный мир фантазии, оживляя привычные игрушки. Дети

охотно ассоциируют себя с любимыми персонажами, что усиливает

положительное

воздействие

театра

на

эмоциональную

составляющую

детской психики.

Практика участия в спектаклях способствует развитию воображения и

творческой активности дошкольника. Ребята проявляют инициативу, сочиняя

сценарии, придумывая диалоги и эпизоды. Процесс подготовки постановки

вовлекает их в разнообразные формы художества: создание декораций,

оформление кукол и костюмов.

Создание ярких образов, работа над выразительной речью, мимикой и

движениями помогает ребёнку лучше осознать свои внутренние состояния,

выразить эмоции и чувства. Осваивая новые роли, ребёнок приобретает

навыки самоидентификации, развивается способность чувствовать чужие

переживания, понимать мотивы поступков других людей.

Особенно значимо участие в кукольном театре для социального и

коммуникативного

становления

малыша.

Совместная

подготовка

и

проведение

спектаклей

воспитывают

навыки

сотрудничества,

взаимоподдержки,

учат

договариваться

друг

с

другом,

находить

компромиссы и действовать сообща. Через игру преодолевается страх

публичных выступлений, снижается застенчивость, формируется готовность

открыто проявлять себя среди сверстников.

Таким образом, кукольный театр – это мощный инструмент развития

ребенка, позволяющий комплексно воздействовать на разные сферы его

психики

и

личностного

роста.

Использование

кукольных

спектаклей

способствует

формированию

гармоничной

личности,

способной

адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

В связи с чем, включение кукольного театра в образовательный

процесс детского сада позволяет педагогам эффективно решать задачи

воспитания

и

всестороннего

развития

детей

дошкольного

возраста.

Применение кукольного театра в занятиях с детьми дошкольного возраста

представляет собой интересный и творческий подход. Такая практика даёт

уникальную возможность раскрыть таланты каждого ребёнка, подготовить

его к самостоятельной жизни. Важно учитывать, что кукольные спектакли

служат не только развлечением, но прежде всего инструментом развития,

обучения и нравственного воспитания. Следовательно, педагоги должны

уделять особое внимание этому эффективному средству гармоничного

развития детей.



В раздел образования