Напоминание

"Использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Кукаева Анна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат "
Населённый пункт: д.Прудки
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТЕМА: «Использование технологий искусственного интеллекта в

образовательном процессе детей с ограниченными возможностями

здоровья»

▌ Аннотация

Статья посвящена изучению возможностей внедрения технологий искусственного

интеллекта (ИИ) в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ). Рассматриваются современные подходы и методы применения интеллектуальных

ассистентов, алгоритмов машинного обучения и анализа больших данных для повышения

эффективности образовательного процесса данной категории учащихся. Анализируются

преимущества и ограничения данного подхода, приводятся конкретные примеры

реализации проектов в образовательной практике. Поднимаются вопросы этики и

конфиденциальности

при

работе

с

персональными

данными

детей

с

особыми

потребностями.

▌ Введение

Современные образовательные технологии активно интегрируются в учебный

процесс, предлагая новые инструменты и методики работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья. Особое внимание уделяется применению искусственного

интеллекта (ИИ), который позволяет адаптировать обучение индивидуально под каждого

ребенка, учитывая специфику нарушений и особенности восприятия информации. Целью

исследования является выявление перспектив и проблем интеграции ИИ-технологий в

образование детей с ОВЗ.

▌ Основные направления применения ИИ в образовании детей с ОВЗ

Индивидуализация учебного процесса

Искусственный

интеллект

способен

анализировать

индивидуальные

характеристики учащегося (уровень знаний, темп усвоения материала, когнитивные

способности) и формировать персонализированные учебные программы. Например,

система распознавания речи помогает детям с нарушениями слуха воспринимать

аудиоматериал через визуализацию и субтитры. Алгоритмы обработки изображений

способствуют развитию зрительного восприятия у слабовидящих учеников путем

предоставления альтернативных способов представления графической информации.

Автоматизация мониторинга успеваемости

Интеллектуальные системы способны собирать данные о ходе обучения и

оперативно реагировать на изменения в уровне подготовки ученика. Такие системы

помогают педагогам своевременно выявлять трудности, возникающие у детей с ОВЗ, и

корректировать программу занятий соответствующим образом. Примером служит

автоматизированная оценка прогресса ребенка в освоении отдельных предметов и

разделов учебной программы посредством анализа выполненных заданий и тестов.

Улучшение взаимодействия учителя и ученика

Использование виртуальных помощников и чат-ботов позволяет улучшить

коммуникацию между учителем и ребенком с особенностями развития. Эти инструменты

упрощают доступ к учебному материалу, предоставляют дополнительные пояснения и

консультации вне рамок основного урока. Это особенно актуально для семей,

проживающих в отдаленных регионах или испытывающих трудности с транспортировкой

ребенка до школы.

▌ Этические и правовые аспекты применения ИИ в образовании детей с ОВЗ

Применение технологий ИИ требует соблюдения ряда норм и стандартов защиты

персональных данных. Важно обеспечить конфиденциальность и безопасность личной

информации учащихся, включая результаты тестирования, медицинские заключения и

психологические

оценки.

Регулирование

сбора

и

хранения

данных

должно

соответствовать

международным

стандартам

и

российскому

законодательству

(«Федеральный закон №152-ФЗ „О персональных данных“»).

Кроме

того,

существует

необходимость

разработки

четких

протоколов

информированного согласия родителей на обработку данных ребенка с учетом

особенностей

его

состояния

здоровья.

Необходимо

также

учитывать

риски

дискриминации, связанной с автоматическим отбором образовательных траекторий,

основанных исключительно на данных ИИ-анализа.



В раздел образования