Напоминание

"Использование электронного конструктора ЗНАТОК – как средство развития интеллектуальных и технических способностей дошкольников"


Автор: Курягина Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ООШ№ 7 корпус 2
Населённый пункт: г.Гусь-Хрустальный, Владимирской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование электронного конструктора ЗНАТОК – как средство развития интеллектуальных и технических способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование электронного конструктора ЗНАТОК – как средство

развития интеллектуальных и технических способностей дошкольников»

В связи с развитием новых технологий в XXI веке обществу требуются люди,

способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все

сферы жизнедеятельности. Сегодня государство испытывают острую потребность в

высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными

возможностями. В связи с этим важным направлением развития на всех уровнях

образования становится развитие предпосылок инженерно- технического мышления.

И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно

раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к

техническому

творчеству.

Необходимо

развивать

техническую

пытливость

мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Следовательно, перед нами дошкольниками стоит задача развивать у детей

навыки

конструкторской,

экспериментально-исследовательской,

творческой

деятельности.

Техническое творчество — это процесс, в рамках которого дети дошкольного

возраста занимаются созданием различных объектов, конструкций, электронных схем,

используя различные материалы, инструменты и конструкторы. Этот вид деятельности

позволяет детям развивать свою фантазию, логическое мышление, пространственное

восприятие и моторные навыки.

В рамках реализации одного из направлений инженерно-технического творчества

-

мной

разработана

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

технической

направленности

«ЗНАТОК»,

целью

которой

является

формирование основ инженерно-технического мышления у дошкольников через

электро-конструирование.

Отличительной

особенностью данной

программы является то, что при ее

изучении используется специальный электронный конструктор «Знаток», с помощью

которого дети получают практический опыт по созданию и сборке электрических

схем. Конструктор «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать

основы электротехники, физики и электроники. При построении моделей и схем

затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире.

Электронный конструктор «Знаток» содержит элементы, которые присутствуют

практически

во

всей

окружающей

нас

технике

компьютерах,

телефонах,

автомобилях, фото- и видеокамерах, телевизорах, музыкальной аппаратуре и т.д.

Конструктор «Знаток» объединяет

в

себе

элементы

игры

с

экспериментированием,

а

следовательно,

активизирует

мыслительно-речевую

деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое

мышление, воображение

и

навыки

общения,

способствует

интерпретации

и

самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень

развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих

успешности их дальнейшего обучения в школе.

Конструктор

«Знаток»

поможет

ребенку

в

освоении

разделов

школьной

программы, как «Механические колебания и волны», «Звук», «Основы электроники»,

«Интегральные микросхемы», «Цифровая техника. Логические схемы» и многое

другое.

Разработкой конструкторов занимался знаменитый на все руки мастер, ведущий

программы «Очумелые ручки» Андрей Бахметьев.

Конструктор проверен временем и десятками тысяч детей и взрослых. С 2002

года он признается в России самым популярным конструктором для детей.

Электронный конструктор «ЗНАТОК» и увлекательные опыты с ним будет интересен

и понятен даже детям с 5 лет.

Задачи:

1. Развивать у детей исследовательский интерес при использовании электронного

конструктора«ЗНАТОК.»

2.

Развивать

навыки

рационального

конструирования

и

моделирования,

конструкторского

мышления

и

творческой

инициативы.

3. Формировать умение читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.

4. Формировать навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в

детях уверенность в себе и своих возможностях.

Преимущества электронного конструктора «Знаток»

1. Электронный конструктор представляет собой набор электронных блоков и

соединений, позволяющих конструировать электронные цепи без пайки. Он имеет

схемы сборки, которые будут понятны для детей дошкольного и школьного возраста.

2. Количество схем, по которым можно собирать устройство, варьируются от 15 до

999, в зависимости от выбранного конструктора.

3. Для удобства использования детьми, все детали конструктора отличаются цветом,

маркировкой, пронумерованы и легко узнаваемы на приведенных схемах.

4. Все детали соединяются между собой с помощью специальных конструктивных

элементов, позволяющих многоразовую сборку и разборку.

5. В качестве электропитания, в конструкторе применяются обычные батарейки,

мощность которых не является опасной.

6.

Конструктор

наглядно

покажет

ребенку,

что

никогда

нельзя

делать

с

электроприборами, как не допустить короткого замыкания.

7. Конструктор абсолютно безопасен и прост в обращении.

Работа детей с конструктором:

1. Сначала мы с детьми познакомились с деталями самого конструктора:

- узнали, что все детали собираются на монтажной плате;

- все электронные детали соединяются между собой кнопками-клеммами ( по принципу

работы платяных кнопок на нашей одежде)

- учились правильно прикреплять детали к монтажной плате;

- дети так же усвоили, что при сборке электронных схем, провода нужно соединять

друг с другом прочно и надежно, иначе схема может не работать.

Прикреплять провода на монтажной плате можно только по вертикале и горизонтали.

Соединять электронные детали по диагонали нельзя.

2. Затем познакомились с условными обозначениями и цифровыми кодами, которые

используются

в

электрических

схемах.

Для

удобства

использования

все

детали конструктора отличаются цветом,

маркировкой, пронумерованы и легко

узнаваемы на приведенных схемах.

3. Также порассуждали о природе электрического тока, что такое электрика и для чего

она нужна.

4. Изучали правила работы с электронным конструктором и технику безопасности.

Схемы, которые можно собрать с помощью электронного конструктора ЗНАТОК

делятся по уровню сложности. Мы с детьми начали собирать схемы, от самой простой

к сложной.

Самые простые схемы – электрические. Такие схемы состоят из батарейки,

выключателей и приборчиков, по которым видно, что в цепи идет ток к лампочке,

электрический мотор, светодиод.

Сложные схемы уже включают в себя дополнительные детали: транзистор,

резистор, динамик, интегральная микросхема.

В

схемах

используется

ручное,

магнитное,

световое,

водяное,

звуковое,

электрическое, а также сенсорное управление. Так же проводится с детьми

коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется

такое

важное

качество,

как

осознание

собственных

действий,

самоконтроль,

возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Дети

сами оценивали свои успехи. Это создает особый положительный

эмоциональный

фон:

раскованность,

интерес,

желание

научиться

выполнять

предлагаемые задания.

Так же разбирали вместе с детьми ошибки, которые могут происходить при

сборке схем:

1. Разрыв цепи – дети сделали вывод, что если цепь не замкнута, то электрический

ток течь не будет;

2. Отсутствие источника тока - дети пришли к выводу, электрическая цепь,

к которой не подключен батарейный блок, работать не будет, т.к.

электрическому току в ней неоткуда взяться.

Еще в нашем саду есть наборы:

1. Электронный конструктор ЗНАТОК «УМНАЯ МАШИНА». Она действительно

умная! Машина понимает человеческий голос, слушается радиокоманд, включает

фары, издаёт звуки, распознает преграды и даже может измерить расстояние до них.

Всё

это

стало

возможным

благодаря

современному

цифровому

сигнальному

процессору (DSP), который является «мозгом» машины.

2.

Электронный

конструктор

ЗНАТОК

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

ЭНЕРГИЯ».

Конструктор Знаток «Альтернативная энергия» поможет изучить экологически чистые

источники питания и лучше узнать мир электроники.

Таким

образом,

конструктор

ЗНАТОК

предоставляет

неограниченные

возможности для проявления фантазии детей, развивая смекалку и воображение. Даже

если

ребенок

абсолютный

гуманитарий,

ему

будет

интересно

поработать

с

конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или

оригинальный чудо-прибор. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы,

ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого

удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает

моторчик, издаются различные звуки, детали приходят в движение.

Используя электронные конструкторы в своей работе с детьми дошкольного возраста,

мы

расширяем

инженерно-технические,

конструктивные

навыки,

стимулируем

интерес и любознательность к техническому творчеству, умение исследовать

проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы.

Так,

последовательно,

шаг

за

шагом,

в

виде

разнообразных

игровых,

интегрированных, тематических занятий у детей развивается умение пользоваться

схемами,

инструкциями,

чертежами,

развивается

логическое

мышление,

коммуникативные навыки.



В раздел образования