Автор: Кузнецова Наталья Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ЧОУ СОШ Ломоносовская школа
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Исторические источники на уроках истории
Раздел: среднее образование
Работа с историческим источником на уроках истории
(из опыта работы)
Работа с историческим источником - это не только познавательно, но и
интересно. Дети прикасаются к прошлому, то есть к тому, что является
предметом изучения. Важно начинать работу с историческим источником с
первых уроков истории, постепенно усложняя.
Работа с историческим источником – это процесс изучения предметов
прошлого, материала, с помощью которого можно прикоснуться к
прошлому. Это прикосновение к историческим источникам позволяет
сформировать яркие образы прошлого.
Работа с источником позволяет сделать более ярким и наглядным
рассказ учителя, ученик научится работать самостоятельно, делать выводы,
анализировать.
В основном в школах можно организовать работу с адаптированным
текстом, но можно разнообразить и другими вариантами. Например, в 5
классе на первых уроках, где происходит знакомство с историей как наукой,
можно организовать работу археолога. Когда мы говори детям о науках-
помощницах делю класс на группы и каждой группе даю задание. Одна
группа работает по теме – археология. На маркетплейсах можно приобрести
«Набор для юных исследователей. Раскопки» и дать детям на уроке этот
набор, они должны «провести раскопки» и рассказать остальным, чем
занимается археология, в чем сложности. Эта работа вызывает интерес у
детей. Дети сделали выводы, что для работы археологом необходимо сила,
так как тяжело раскапывать и аккуратность, чтобы не повредить экспонаты.
Вторая группа работала с монетами (это уже настоящие монеты) из
прошлого, задание – «разговорить монету», то есть получить информацию.
Дети сделали выводы – монеты делали из метала, наличие цифр на монете
говорит о том, что люди были знакомы с математикой, наличие денег
говорит о том, что люди занимались торговлей, герб государства и другие
факты.
Третья группа работала с письмами из прошлого, проработав с текстом
писем дети отметили, что письменные источники сложно прочитать, так как
почерк не всегда понятен, сделали вывод о том, что нужна еще информация,
чтобы знать о событии, так как в письме мнение автора.
В старших классах тоже можно организовать работу с источниками. В
8 классе детям был предоставлен семейный архив, в котором было:
свидетельство о рождении, военный билет, трудовая книжка колхозника,
справка о переводе на разные виды работы в годы ВОВ. Задача учащихся,
определить основные факты биографии человека, проанализировать события,
которые были в стране и как это отразилось в судьбе человека. Работа очень
увлекла детей, во время такой работы они дополнительно обращались к
картам, историческим справкам. В итоге удалось выяснить факты биографии
человека и сопоставить с событиями, которые были в стране. Дети не просто
сделали выводы о влиянии событий в стране на судьбу человека, но
выяснили много новых фактов, которые позволили лучше почувствовать и
понять эпоху.
Таким образом, через исторические источники можно не только
изучать события прошло, но как через «машину времени» окунуться в эпоху,
«прожить» ее, прикоснуться к прошлому.