Напоминание

Исторические источники на уроках истории


Автор: Кузнецова Наталья Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ЧОУ СОШ Ломоносовская школа
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Исторические источники на уроках истории
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с историческим источником на уроках истории

(из опыта работы)

Работа с историческим источником - это не только познавательно, но и

интересно. Дети прикасаются к прошлому, то есть к тому, что является

предметом изучения. Важно начинать работу с историческим источником с

первых уроков истории, постепенно усложняя.

Работа с историческим источником – это процесс изучения предметов

прошлого, материала, с помощью которого можно прикоснуться к

прошлому. Это прикосновение к историческим источникам позволяет

сформировать яркие образы прошлого.

Работа с источником позволяет сделать более ярким и наглядным

рассказ учителя, ученик научится работать самостоятельно, делать выводы,

анализировать.

В основном в школах можно организовать работу с адаптированным

текстом, но можно разнообразить и другими вариантами. Например, в 5

классе на первых уроках, где происходит знакомство с историей как наукой,

можно организовать работу археолога. Когда мы говори детям о науках-

помощницах делю класс на группы и каждой группе даю задание. Одна

группа работает по теме – археология. На маркетплейсах можно приобрести

«Набор для юных исследователей. Раскопки» и дать детям на уроке этот

набор, они должны «провести раскопки» и рассказать остальным, чем

занимается археология, в чем сложности. Эта работа вызывает интерес у

детей. Дети сделали выводы, что для работы археологом необходимо сила,

так как тяжело раскапывать и аккуратность, чтобы не повредить экспонаты.

Вторая группа работала с монетами (это уже настоящие монеты) из

прошлого, задание – «разговорить монету», то есть получить информацию.

Дети сделали выводы – монеты делали из метала, наличие цифр на монете

говорит о том, что люди были знакомы с математикой, наличие денег

говорит о том, что люди занимались торговлей, герб государства и другие

факты.

Третья группа работала с письмами из прошлого, проработав с текстом

писем дети отметили, что письменные источники сложно прочитать, так как

почерк не всегда понятен, сделали вывод о том, что нужна еще информация,

чтобы знать о событии, так как в письме мнение автора.

В старших классах тоже можно организовать работу с источниками. В

8 классе детям был предоставлен семейный архив, в котором было:

свидетельство о рождении, военный билет, трудовая книжка колхозника,

справка о переводе на разные виды работы в годы ВОВ. Задача учащихся,

определить основные факты биографии человека, проанализировать события,

которые были в стране и как это отразилось в судьбе человека. Работа очень

увлекла детей, во время такой работы они дополнительно обращались к

картам, историческим справкам. В итоге удалось выяснить факты биографии

человека и сопоставить с событиями, которые были в стране. Дети не просто

сделали выводы о влиянии событий в стране на судьбу человека, но

выяснили много новых фактов, которые позволили лучше почувствовать и

понять эпоху.

Таким образом, через исторические источники можно не только

изучать события прошло, но как через «машину времени» окунуться в эпоху,

«прожить» ее, прикоснуться к прошлому.



В раздел образования