Автор: Епимахова Дианна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №38 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обучение детей игре на музыкальных инструментах
Раздел: дошкольное образование
1.Слайд.
Все мы знаем, что знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в
раннем возрасте. Думаю вы со мной согласитесь, что музыкальные инструменты это
отличный способ развития детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется
особое внимание, так как она способствует развитию музыкальной памяти, внимания,
помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное
воспитание ребенка.
В жизни почти у каждого ребёнка, первым музыкальным инструментом, является
погремушка. Но она из группы шумовых инструментов и не требует особых знаний от
ребёнка для игры на ней в отличии от более сложных звуковысотных инструментов.
2.Слайд.
Первая трудность с которой сталкивается ребёнок дошкольного возраста, при
желании научится играть на звуковысотных инструментах, является не знание нотной
грамоты. Детям этого возраста ещё не понятны ноты, их сложно воспринимать, т.к.
музыкальные знаки однообразного черного цвета.
И тут я задалась вопросом. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не
вызывает
совершенно
никакого
интереса?
Как
заинтересовать
детей
игрой
на
инструментах при этом не нагружать изучением нотной грамоты?
Ответ прост, нужно добавить немного волшебства! Почему бы не сделать ноты
цветными? Учитывая что у детей дошкольного возраста очень хорошо развито зрительное
восприятие и оно является преимущественным, они проявят интерес к ярким картинкам.
В этом нам поможет радуга. Каждая нота будет соответствовать цвету радуги
3 Слайд.
Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения
детей музыке, но я его использую по своему, адаптируя под своих детей. При
использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации,
и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру, цвет ноты,
которая должна звучать, должен соответствовать цвету карточки. Метод с использованием
цветных нот позволяет воспитанникам понять принцип их схематической записи.
Так же благодаря такому не обычному обучению у детей развивается правое
полушарие, которое отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда
при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого
полушария. В результате ребёнок просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не
схематичное изображение нотного знака.
В своей работе я использую метод цветных нот . Его смысл заключается в том, что
бы перенести 7 нот звукоряда, на последовательность радужных цветов с опорой на
зрительные ориентиры – модели.
4Слайд.
Так же хочется отметить, что благодаря этому, одну партитуру можно
использовать
для
разных
инструментов.
Таких
как
ксилафон,
металлофон
и
диатонические колокольчики.
5. Слайд.
Что же это за модели?
В своей работе для обучения детей игре на инструментах я использую цветные
карточки (Модели).
Спектр применения у этих моделей достаточно большой
Можно показывать в определённой последовательности отдельные карточки с
цветами и помогать детям изучать и играть ноты и мелодии
Так же можно создавать цветные партитуры и когда ребёнок освоил инструмент и
запомнил цвета, можно давать ему эти цветные партиту для самостаятельного изучения.
Так же с помощью этих моделей можно учить детей ритму
Большие фигуры обозначают четверть, а маленькие восьмушку.
Так как у детей развито зрительное восприятие, они будут наглядно понимать, что
нота обозначенная большой фигурой должна звучать дольше, чем нота обозначенная
маленькой фигурой.
6 Слайд.
В своей работе использую
два способа игры на инструментах с цветным
звукорядом:
Первый способ связан с гармонизацией. Он подразумевает воспроизведение опорных нот
лада звучащего в начале произведения. Этот способ обеспечивает формирование
гармонического слуха ( умение различать сочетание звуков) и ладового чувства.
Второй способ позволяет воспроизводить мелодии с применением цветного звукоряда.
С помощью этого
метода
в процессе исполнения не сложных упражнений у детей
развивается звуковысотный и мелодический слух.
Так же хочется отметить, что играя по цветным нотам, дети получают новый опыт
восприятия музыки через цветовую палитру, учатся вербальному и невербальному
общению – иногда ребёнку проще показать или исполнить что-то, чем рассказать,
и музицирование по цветным нотам помогает детям раскрываться в этом.
7. Слайд.
Мы уже выяснили, что главной особенностью этого метода является игра на
инструментах без знания нотной грамоты. А это значит, что им могут пользоваться не
только музыкальные руководители, но и воспитатели.
Этим методом можно пользоваться как в совместной деятельности с ребёнком, так
и в режимных моментах. Для этого воспитателю достаточно иметь при себе музыкальный
инструмент и цветные карточки и схемы.
8. Слайд.
Самой интересной и, по моему мнению, главной особенностью этого метода
является то, что кроме исполнения готовых песен по схемам, дети могут сами создавать
свою музыку
Для этого нужны отдельные карточки с цветными нотами, с помощью них они
смогут составлять свои последовательности и играть свою собственную музыку.
Каждый
ребёнок,
воспроизводя
(на
выбранном
им
самим
музыкальном
инструменте) мелодию по цветным моделям, становится маленьким музыкантом,
исполняющим свою партию в общем ансамбле, настоящим волшебником - музыкантом,
который сам может создавать свою цветную музыку.