Напоминание

"Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"


Авторы: Насырова Лилия Рашитовна, Сыркина Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ВОСПИТАТЕЛЬ
Населённый пункт: город Екатеринбург свердловская область
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Тема: "Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 324

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Разработчик:

Насырова Лилия Рашитовна

Музыкальный руководитель ВКК.

Сыркина Ирина Николаевна

воспитатель1КК.

1

Введение

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится

справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал,

что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию

творческого продукта, успешно адаптируется в школе и в жизни.

Среди

самых

интересных

и

загадочных

явлений

детское

творчество занимает

важное

место.

Проблемы

его

развития

волнуют

педагогов и психологов на протяжении многих лет. Интерес к данному

феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется: во-

первых, значимостью творческих способностей для развития личности, а во-

вторых,

возросшей

потребностью

общества

в

людях,

обладающих

нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению

любых задач, способных создать новое в различных сферах жизни.

Самым сензитивным периодом для развития творческих способностей

является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения

наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях

эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших

высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная

познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в

умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность

представленных образов и легкость манипулирования ими.

Творческая деятельность основывается на способности мозга к

созданию новых образов на базе ранее сформированных представлений.

Стремление к сочинительству – это творческое переработка накопленных

впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности.

2

Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании

личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса,

творческой активности и нравственных качеств.

Развитие творческих

способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит

через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через

активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной

деятельности.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки -

одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом

активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне

восприятия музыка как искусство вообще не существует. Таким образом,

возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной

деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей

музыкальной деятельности детей. Бессмысленно говорить о каком либо

воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать

музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли

человека, образы. Её уникальность в тех развивающих возможностях,

которые её восприятие обеспечивает как в плане творческого, так и общего

психического развития ребенка. При восприятии и анализе музыки у ребенка

развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и

выразительной. Воплощая свой впечатления от музыки в художественной

деятельности, он становится более свободным и творческим.

В центре внимания исследователей находится вопрос о соотношении

творчества и обучения в дошкольном возрасте. В детских садах работа со

старшими детьми все больше становится похожей на обучение в школе.

Значимые

для

ребенка

виды

деятельности

(игровая,

продуктивная,

исследовательская, художественная) вытесняются занятиями – уроками по

школьной технологии, что препятствует формированию инициативной,

самостоятельной творческой личности. Вопросы формирования детского

творчества изучались такими учеными, как Е. Флериной, Н. Ветлугиной,

3

О. Ушаковой, свои взгляды высказывали психологи А. Запорожец, Л.

Выготский, Д. Эльконин…

С одной стороны, дошкольники – удивительные фантазеры, одаренные

творческим воображением и склонные к постоянной импровизации в играх и

практически в любой деятельности. С другой стороны, руководство взрослых

часто принимает авторитарный характер, диктующий ребенку, что и как он

должен делать. Особенно ярко это проявляется в процессе освоения детьми

различного музыкального репертуара к праздникам: поскольку времени на

«вхождение в образ», творческий поиск, как правило, нет, то остается

единственно возможный вариант – «натаскивание».

Доктор

педагогических

наук

О.П. Радынова

подчеркивает,

что

«развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия

ведет

к

проявлениям

предпочтений,

желанию

слушать

музыкальные

произведения, рождает творческую активность».

Хочется

привести

несколько

мыслей

из

книги

С.Волконского

"Выразительный человек", которые, на мой взгляд, могут обратить внимание

педагогов к этой важнейшей проблеме - выразительности музыкального

руководителя: "В актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно

внутреннего побуждения, а нужно умение этому побуждению повиноваться,

не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать,

надо

уметь

испытанное

показать".

"Тело

-

инструмент,

актер

-

инструменталист"…Внешний жест, будучи лишь отражением внутреннего

душевного движения, которое его порождает и руководит им, должен

уступать ему в развитии. То есть, можете дать больше того, что даете, но

никогда не давайте больше того, что можете, ни даже все, что можете. Нет

ничего хуже, как жест, когда он не оправдан".

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему

образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства

и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к

самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к

4

мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки,

танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое

целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,

и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой

личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Современная

парадигма

дошкольного

образования

вступает

в

противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника

средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение

ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь

обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием

конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень

значимости театральной деятельности для развития музыкальных творческих

способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность

разработки новых педагогических технологий, форм, методов для включения

их в образовательный процесс ДОУ.

Цель педагогической технологии:развитиемузыкальных творческих

способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1.

Способствовать развитию музыкальных способностей детей старшего

дошкольного возраста.

2.

Развивать знания, умения и навыки в области восприятия музыки и

исполнительской музыкальной деятельности детей

3.

Воспитывать у детей любовь и интерес к сказке.

4.

Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые

дают возможность широко использовать воспитательное воздействие

сказки.

5.

Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками

и средствами их выразительной сценической трактовки.

5

6.

Пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи,

правильность произношения.

7.

Развивать

артистические

способности

детей

и

взрослых

через

театрализованную деятельность.

8.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

9.

Прививать навыки вежливого поведения.

Новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников

средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с

детьми как во время организованной образовательной деятельности по

музыкальному воспитанию, так и вне ее, в обозначении основных

направлений организации музыкально – театрального искусства.

Условия реализации педагогической технологии.

1.

Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями.

Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью

неопределенности,

неожиданности

и

богатством

возможностей.

Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не

принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка новыми знаниями и

представлениями музыкального искусства. Можно использовать экскурсии,

походы на концерты, в театры.

2.

Систематическая

работа

по

обогащению

и

активизации

музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально

восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с

формированием

новых

понятий

и

умениями

активно

пользоваться

накопленным запасом.

3.

Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом

условии

необходимо

соблюдать

общедидактические

принципы:

систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к

6

ребенку. Музыкальное занятие не должно носит принудительный характер, а

протекать на позициях сотрудничества и партнерства.

4.

Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для

проявления творчества необходимо создание благоприятной атмосферы,

положительного эмоционального фона.

Этапы педагогической технологии

1 этап - 1 этап – подготовительный – включает в себя обследование

детей (с 1 по 15 сентября). Второй этап – основной – развитие музыкальных

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами

театрализованной деятельности. 3 этап – заключительный – проведение

заключительной диагностики, анализ полученных результатов ( с 15 по 30

мая).

1 этап – подготовительный.

Цель выявить начальный уровень музыкального развития творческих

способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Предметом обследования для нас стало музыкальное развитие детей в

целом, которое включает в себя:

а) развитие музыкальных способностей;

б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и

исполнительской музыкальной деятельности;

в) развитие творческих способностей.

Объектов исследования стали дети дошкольного возраста.

2 этап – основной.

Цель:

развитие музыкальных творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

На этом этапе проводится организованная образовательная деятельность,

направленная на развитие музыкальных творческих способностей средствами

театральной деятельности.

3 этап – заключительный.

7

К третьему этапу педагог проводит повторное обследование, проводит

анализ умений, приобретенных за учебный год, определяет виды заданий,

которые освоены детьми полностью и те, которые вызывают затруднения.

После всех занятий в конце учебного года проводится открытое

заключительное занятие с целью демонстрации приобретенных навыков

детьми.

Принципы построения педагогической технологии:

1. Принцип целенаправленности - учитывается, что цели и задачи могут

быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые

условия для развития музыкально – творческих способностей.

2. Принцип систематичности и последовательности - работу по развитию

творческой и разносторонней личности ребёнка на основе музыкально –

игрового творчества веду в определённой системе, последовательности,

поэтапно:

1 этап – накопление впечатлений.

2 этап – спонтанное выражение творческого начала.

3 этап – поиск творческих решений.

4 этап – самостоятельные действия детей.

5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.

3. Принцип доступности - учитывать возрастные особенности, потребности,

интересы, уровни подготовленности детей.

4. Принцип наглядности обучения - продумывать

- дидактические цели использования наглядности,

- методику показа,

- количество наглядности и последовательность демонстрации,

- сочетание определённых видов наглядности.

5. Принцип интегрированного подхода - использовать различные формы и

методы в работе с детьми, проводить интегрированные занятия.

8

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения

- правильно

определять ведущие задачи образования:

обучающую, воспитательную, развивающую; формировать у дошкольников

основы музыкальной культуры, воспитывать любовь и интерес к различным

видам

музыкально

творческой

деятельности,

развивать

творческие

способности.

7.

Принцип

адаптивности

-

методы

музыкального

развития

детей

применять в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических

особенностей каждого ребёнка.

8. Принцип прочности - стремиться эффективно реализовывать требования

принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения

и навыки, применять их на практике.

Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и

воспитания должны являться основой педагогической работы, для того,

чтобы развить творческую личность дошкольника.

Методы и приемы.

Из

наглядно-зрительных

приёмов

во

время

проведения

образовательной деятельности можно применять следующие:

показ

разнообразных

приёмов

исполнения

по

всем

видам

музыкальной деятельности (в пении, музыкально – ритмических движениях,

в игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности»

показа некоторых движений;

– для развития внимания и умения анализировать я использую

«сравнительный показ». В этом случае я показываю правильный и

неправильный варианты выполнения движения. Правильное движение дети

отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, кому-либо

предлагается объяснить, что педагог сделал и как надо сделать правильно.

– показ приёма детьми, которые хорошо его освоили, как показывает

моя многолетняя практика – показ какого либо приёма ровесником дети

воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.

9

Очень полезны упражнения без музыки под счёт или в своём темпе в

течение одной-двух минут. Можно использовать метод предварительной

проработки трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры.

При разучивании трудных движений используют принцип поэтапности.

Если ребёнок бежит быстрее или медленнее заданного в музыке темпа в этом

случае используют упражнение в беге на месте. Дети при этом быстрее

чувствуют темп.

Желательно, как можно чаще, учитывая психологические особенности

детей использовать игровые приёмы – они помогут заинтересовать детей и

вызовут желание выполнить задание лучше.

Также можно использовать сочетание приёмов: упражнение детей по

показу взрослого (практический + наглядный метод): показ и объяснение

педагога (наглядный + словесный); индивидуальная помощь педагога

«слабым детям», которые не справляются в силу своих психофизических

особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность +

упражнение);

постепенное

включение

всех

детей

в

пляску,

типа

«Приглашение» (наглядность + упражнение). Надо помнить о разнообразии

приёмов в работе. Просто повторять одно и тоже скучно. В этом случае

происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, что

отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми.

Вот

почему

важно

в

работе

использовать

разные

приёмы

и

разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности,

ни в коем случае не зацикливаясь на одном. Важно также учитывать уровень

развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также

объём навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на

данный момент.

Используя те или иные приёмы, работая над развитием восприятия

музыки,

над

формированием

певческих

навыков

или

навыков

выразительного движения, а также решая творческие задачи, желательно

фиксировать какие из этих приёмов помогают достичь хороших результатов

10

создавая своеобразную «копилку полезных приёмов и методов» для работы

с детьми:

Также необходимо разнообразить формы и организацию музыкальной

деятельности в детском саду.

Примерное тематическое планирование

Тематический

принцип

построения

образовательного

процесса

позволяет учитывать специфику дошкольного учреждения, соответствует

комплексно-тематическому планированию в ДОУ.

Предлагаемое в педагогической технологии планирование следует

рассматривать как примерное.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период

две – три недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов,

находящихся в группе и уголках развития.

№ занятия

Постановка

Период

1 - 7

«Мешок яблок»

сентябрь - октябрь

8 - 11

«Чипполино»

ноябрь

12-17

«Снежная королева»

декабрь - январь

18-23

«Кошкин дом»

февраль - март

24 - 29

«Муха Цокотуха?»

март - апрель

30 - 32

Показательный спектакль

май

Организация театральной постановки.

Курс занятий рассчитан на один год. Количество занятий – 32, одно

занятие в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Количество

детей в группе – 8 – 11 человек. Количество занятий для каждой постановки

зависит от сложности сказки. Каждая постановка занимает от 5 до 7 занятий.

В течение года с детьми к постановке готовятся 5 сказок. Начинать следует с

хорошо знакомых и небольших сказок, постепенно переходя к более

сложным. Занятия проходят в тесной взаимосвязи с воспитателем группы.

Одни

этапы

организованной

деятельности

проводит

музыкальный

руководитель

(развитие

музыкальных

способностей,

музыкальной

11

деятельности), другие – воспитатель (чтение, беседа, индивидуальная работа,

творческие упражнения). Затем проводится совместная деятельность, при

которой отрабатываются полученные знания и умения и происходит сборка

сценария воедино. К этой стадии подготовки спектакля могут подключаться

и родители воспитанников.

№ занятия

Вид деятельности

1

Вводное занятие «Мы играем в театр», «Мы –

будущие актеры»

Правила этикета

Театральные этюды

2

Чтение сценария, сказки и беседа по содержанию.

Чтение по ролям

Работа над интонационной выразительностью.

Творческие упражнения. Индивидуальная работа.

3

Знакомство с музыкальным оформлением.

Разучивание рисунка танцевальных номеров.

Драматизация сказочного действия.

Работа с фонограммой

4

Работа с массовкой.

Объединённые репетиции.

5 – 6

Генеральная репетиция.

Показ родителям.

Показ в ДОУ (заключительное занятие).

Главной особенностей данной технологии является использование в

организованной

образовательной

деятельности

следующих

видов

деятельности:

художественная,

музыкальная,

театральная,

аппликационная,

нетрадиционная и др.

Содержание

занятий

по

театрализованной

деятельности,

согласовано с темами других занятий:

1. Ознакомление с окружающим (в них включаются темы ознакомления с

«основами театральной культуры».).

12

2. Ознакомлением с художественной литературой (в них включаются

«Нетрадиционные методы работы со «сказкой»).

3. Развитие речи (упражнения по «Культуре и технике речи»).

4. Конструирование, изобразительная деятельность (изготовление костюмов,

атрибутов, декораций, афиш к спектаклям и т. д.).

5. Музыкальных и физкультурных (в них включается «Ритмопластика»).

6. ФЭМП (используются игры и упражнения в виде «физминуток»,

«релаксации» и т. д.).

Требования

к

созданию

предметно-развивающей

среды

для

развития

музыкальных

способностей

средствами

театральной

деятельности

Организованная

образовательная

деятельность

по

развитию

музыкальных способностей средствами театрализованной деятельности

проходит в музыкальном зале и в групповой комнате. Музыкальный зал

оснащенвсем техническим оснащением: музыкальный центр, синтезатор,

проектор,

ноутбук,

микрофоны.

Для

работы

с

детьми:

различные

музыкальные инструменты для детского музицирования: маракасы, бубны,

треугольники,

цитры,

металлофоны,

ксилофоны,

деревянные

ложки,

трещотки,

бубенцы...;

различные

кукольные

театры;

для

постановки

театральных спектаклей большой выбор костюмов.При необходимости

можно изготавливать шумовой из бросового материала – шумелки, сопелки,

погремушки... Игра на инструментах доставляет детям необычайную радость,

раскрепощают их, раскрывая творческий потенциал. Дети с удовольствием

играют на инструментах на занятиях, праздниках и развлечениях.

Необходимо

иметь

разнообразный

наглядный

материал:

иллюстрационные альбомы, портреты композиторов, предметные картинки.

Всё

это

стимулирует

творческую

деятельность,

расширяет

кругозор

дошкольников.

Музыкально-дидактические

игры,

способствующие

полному

творческому раскрытию ребёнка: «Кто в домике живёт?», «Музыкальный

13

будильник», «Чудесный мешочек», «Выбери инструмент», «Музыкальная

лесенка», «Угадай на чём играю?», «Весёлые ноты», «Собери песенку»,

«Музыкальный букварь»...

В театральном уголке группы вместе с детьми и родителями можно

изготавливать костюмы, маски, наголовники, декорации к различным

мероприятиям.

В каждой возрастной группе детского сада должен быть музыкальный

уголок, где дети могут в полной мере насладиться общением с музыкой.

Данные

уголки

должны

быть

красочно

оформлены

совместно

с

воспитателями

и

содержать

разнообразные

детские

инструменты

барабаны, бубны, гармошки, дудочки, колокольчики. Также необходимо

иметь средства мультимедиа.

Построение развивающей среды необходимо для связи воображения с

действительностью:

– создание

воображения

всегда

строится

на

элементах

действительности, опыта человека. У ребенка воображение беднее, так как

беднее опыт. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше

узнал, тем продуктивнее творческая деятельность;

– воображение

становится

возможным,

благодаря

интересному,

увлекательному

чужому

опыту

(прослушивание

музыкальных

произведений). Ребенок может вообразить то, чего он не видел, расширить

свой опыт;

– эмоции обладают способностью «подбирать» впечатления, чувства,

мысли и образы, созвучные настроению.

Этапы формирования детского творчества.

На первом этапе происходит накопление опыта. Ребенка надо учить

образному

видению

(восприятие

приобретает

эстетическую

окраску).

Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в

жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

14

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда

возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно,

если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем

танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных

средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений,

выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее

качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие.

Поэтому

необходимы

анализ

результатов

творчества

взрослым,

его

заинтересованность.

Анализ

нужен

и

для

формирования

творческих

способностей.

Знание

особенностей

формирования

детского

творчества

дает

возможность определить педагогические условия необходимые для обучения

детей основам музыкальной культуры.

Планируемый результат:

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

в образовательной области «Музыка»

1.Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

Играет в подвижные музыкальные игры

2.Любознательный,

активный

Проявляет

интерес

к

музыке

как

средству

познания

эмоций,

чувств,

настроений,

избирательность в предпочтении музыки разной

по настроению

3.Эмоционально

отзывчивый

Эмоционально

отзывается

на

настроение

и

характер музыки, понимает настроение образа

(болезнь куклы)

4.Овладевший

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками

Сообщает

о

своем

настроении

с

помощью

музыки

5.Способный

управлять

своим

поведением

и

Соблюдает культуру поведения в коллективной

музыкальной деятельности

15

планировать

свои

действия

на

основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые нормы и

правила поведения

6.Способный

решать

интеллектуальные

и

личностные

задачи,

адекватные возрасту

Способен

к

творческой

интерпретации.

Придумывает характеры музыкальных образов и

средства

выразительности.

Импровизирует,

проявляя

творчество

в

процессе

изменения

окончания

музыкальных

произведений.

Разворачивает игровые сюжеты по мотивам

музыкальных

произведений.

Проявляет

самостоятельность

в

исполнении

музыки

разными способами (пение, танец, элементарное

музицирование). Способен к самостоятельному,

сольному исполнению. Использует музыку для

передачи собственного настроения.

7. Имеющий первичные

представления

о

себе,

семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве,

мире

и

природе

Имеет представление о средствах музыкальной

выразительности,

о

жанрах

и

музыкальных

направлениях, о том, что музыка связана с

литературой,

живописью,

театром,

позволяет

общаться, понятна любому человеку, передает

разные настроения и чувства

8.Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной

деятельности

Стремится

к

результату

музыкально-

художественной

деятельности

(исполнить

хорошо песню, танец)

9.Овладевший

необходимыми умениями

и навыками

-

адекватно

характеру

музыки

исполнять

музыкальные

произведения

(песни,

танцы,

инструментальные пьесы в оркестре);

-

слушать

усложняющиеся

музыкальные

произведения;

- анализировать разную по настроению музыку;

- обнаруживать более совершенные певческие

(чистоту

интонирования,

дыхания,

дикции,

слаженности) и танцевальные умения и навыки

16

Диагностический инструментарий для определения развития

музыкальных творческих способностей

Развитие музыкальных способностей осуществляется в комплексе и

тесной взаимосвязи с решением образовательных задач. Музыкально-

образовательная

деятельность

направлена

на

усвоение

элементарных

сведений о музыке, ее языке, средствах выразительности, ее жанрах, а также

приобретение определенного запаса умений и навыков в различных видах

исполнительства.

Руководство

процессом

музыкального

воспитания

дошкольников

невозможно без учета общего уровня музыкального развития всех детей в

группе,

а

также

без

внимания

к

индивидуальным

особенностям

музыкального развития каждого ребенка.

С этой целью (обычно в начале и в конце года) проводится диагностика

уровня музыкального развития детей.

Диагностика музыкальных способностей ребенка основывается не

столько на их однократной оценке (в начале и в конце года), сколько на

выявлении их изменений по сравнению с прошлым и соответственно

готовности к совершенствованию в будущем.

Музыкальное развитие детей включает в себя 3 направления:

1. Развитие музыкальных способностей;

2. Оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и

исполнительской музыкальной деятельности;

3. Развитие творческих способностей.

Для выявления уровней музыкального развития детей составлены

диагностические

карты

(приложение

№)и

подобрали

диагностические

задания – по одному на каждый показатель музыкального развития

17

(приложение № ). Выполнение детьми диагностических заданий оценивается

по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком

той или иной способности, т.е.

уровень выше среднего – 3 балла;

средний уровень – 2 балла;

уровень ниже среднего – 1 балл.

Для

фиксации

результатов

наблюдения

используем

таблицы.

Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, заполняются три

таблицы:

1)

Диагностика музыкальных способностей

2)

Диагностика обученности детей

3)

Диагностика творческих способностей

Все результаты по выполнению заданий заносятся в сводную таблицу,

суммируются и выводится уровень развития (приложение № )

Исходя из результатов диагностики в начале года, делаются выводы,

как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у

ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их

раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем-то затрудняется – помочь ему,

подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.

Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц

составляются графики уровня по развитию музыкальных способностей,

отмечаются изменения развития.

При проведении диагностической процедуры необходимо соблюдать

следующие рекомендации:

1.

До начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития

ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его

индивидуальные особенности.

2.

Во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для

ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в

18

общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в

заданиях посредством простых и понятных вопросов.

3.

Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не

поправляя его ответы.

4.

В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный

материал.

Наличие такой диагностики позволит музыкальным руководителям

организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором

будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку

максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разных видах

детской музыкальной деятельности и общении.

19

Приложение № 1

Диагностическая карта №1

по определению уровня музыкальных способностей детей

старшей группы.

Основные показатели

музыкального развития

ребенка

Задания

Предполагаемые действия

детей

Уровни

1.Ладовое чувство:

определяет законченность

мелодии на тонике.

№1

Чувствует законченность

мелодии на тонике.

Не уверенно определяет

законченность мелодии на

тонике.

Не определяет законченность

мелодии на тонике.

Высокий

Средний

Низкий

2.Музыкально-слуховое

представление: подбирает

мелодию или попевку по

слуху.

№2

Подбирает всю мелодию или

попевку.

Затрудняется в подборе

мелодии или попевки по

слуху.

Не способен подобрать по

слуху мелодию или попевку.

Высокий

Средний

Низкий

3.Чувство ритма: повторяет

ритмический рисунок хорошо

знакомой попевки в хлопках,

притопах, на ударных

инструментах.

№3

Точное повторение

ритмического рисунка.

Повторение ритмического

рисунка с помощью педагога.

Неверное повторение

ритмического рисунка.

Высокий

Средний

Низкий

20

Приложение № 2

Диагностические задания.

(старшая группа)

Задание №1.

Цель: определить уровень развития ладового чувства.

Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку

на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а

во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок

должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до

конца (до тоники).

Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Задание №2.

Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.

Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на

фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть

или сыграть на фортепиано или металлофоне.

Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».

Задание №3.

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель играет

попевку на металлофоне или

фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в

хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».

21

Задание №4.

Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец,

марш).

Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат,

поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано

следующих произведений:

П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;

П.И.Чайковский «Полька»;

Р.н.п. «Во поле береза стояла».

Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на

фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих

содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по

жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:

Произведение какого жанра прозвучало?

Что можно под него исполнять?

Характерные особенности.

Задание №5.

Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального

произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.

Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый),

фонограммы или исполнение музыкальных произведений.

Исходным

для

построения

подобной

диагностики

является

установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков

различным эмоциональным состояниям человека.

Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка

из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким

бы он нарисовал данную мелодию.

22

Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции

(веселый, задорный - красный; грустный, печальный – синий; светлый,

лирический - зеленый.)

Посредством

введения

цветовой

символики

проверяется

эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.

Репертуар:

«Камаринская»,

«Болезнь

куклы»

П.И.Чайковского,

«Сладкая греза» П.И.Чайковского.

Задание №6.

Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального

произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)

ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных

произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько

частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.

В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;

В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»

Д.Кабалевский «Клоуны».

Задание №7.

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация,

дыхание, дикция и т.д.)

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или

слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими

изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато,

стаккато).

Задание №8.

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально,

передавая характер песни.

23

Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его

способность к выразительному и эмоциональному пению.

Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского,

Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из

мультфильмов знакомых детям).

Задание №9.

Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или

небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.

Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После

этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с

сопровождением, а затем без него.

Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.

Задание №10.

Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в

соответствии с характером музыки, ее жанром.

Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в

произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой

части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту

музыку, и самостоятельно выполняет их.

Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа

этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Задание №11.

Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений

для своего возраста.

Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время

музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать

знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.

24

Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и

гномы» Д.Львова-Компанейца,

«Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева

«Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.

Задание №12

Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на

смену фраз и частей музыкального произведения в движении.

Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в

исполнении

музыкального

руководителя

и

найти

соответствующие

движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.

Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки

(молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали

полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.

Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова

обрадовались и заплясали.

Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».

Задание №13.

Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских

музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.

Музыкальный

руководитель

показывает

ребенку

изображения

различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они

называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру

музыкальным аккомпанементом.

Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме»,

рум.н.п. «Кап-кап».

Игровой

материал:

карточки

с

изображением

музыкальных

инструментов, музыкальные инструменты.

25

Задание №14.

Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных

инструментов.

Материал:

карточки

с

изображением

барабана,

балалайки,

металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих

инструментов.

Музыкальный

руководитель

показывает

ребенку

«Волшебный

сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого

звучания

ребенок

поднимает

карточку

с

изображением

звучащего

музыкального инструмента, называет его.

Задание №15.

Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним,

только на музыкальном языке.

Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:

Муз. рук.: Как тебя зовут?

Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.

Муз. рук.: Какое у тебя настроение?

Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.

Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.

Задание №16.

Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под

не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем

выбирает

характер

движений

соответствующих

звучащей

музыке

и

исполняет произвольную пляску.

26

Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий

танец» (рок-н-ролл).

Задание №17

Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового

образа.

Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать

характерный образ.

Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь –

ходит и т.д.

Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох,

Медведя и Козы.

Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.

Задание №18.

Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на

детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок

из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле,

используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной

окрашенности музыкального сочинения.

Репертуар:

р.н.п. «Ах вы, сени»,

П.И.Чайковский «Полька»,

П.И.Чайковский «Утренняя молитва».

27

28

Приложение № 3

Таблица №1

Уровни развития музыкальных способностей детей.

Фамилия, имя ребенка

Дата

рождения

ребенка

Ладовое

чувство

Музыкально-

слуховое

представление

Чувство

ритма

Количество

баллов

Уровень

Высокий уровень – 8-9 баллов;

Средний уровень – 5-7 баллов;

Низкий уровень – 1-4 балла.

29

Таблица №2

Оценка знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей

Фамилия, имя

ребенка

Дата

рождения

ребенка

Восприятие

музыки

Пение

Музыкально-

ритмическая

деятельность

Игра на

ДМИ

Количество

баллов

Уровень

музыкального

развития

Номер задачи

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Высокий уровень – 28-30 баллов; средний уровень – 17 -27 баллов; низкий уровень – 11-16 баллов.

30

Таблица №3

Уровни развития творческих способностей.

Фамилия, имя

ребенка

Дата

рождения

ребенка

Творчество в

пении

Творчество в

танце

Творчество в

музыкально-

игровой

деятельности

Творчество в

игре на ДМИ

Количество

баллов

Уровень

31

Высокий уровень – 11-12 баллов;

Средний уровень – 7-10 баллов;

Низкий уровень – 4-6 баллов.

32

Список литературы:

1.Баринова

М.Н.

О

развитии

творческих

способностей

Л:1961.

2.Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность младших школьников /

А. Н. Брызгалова. Минск, 2000.

3.Ветлугина Н.А Сборник статей "Художественное творчество в детском

саду": пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А.

Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.

4.Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания / Н. А.

Ветлугина. – Москва, 1983.

5.ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991.

6.Горшкова Е. В. О музыкально – двигательном творчестве в танце/-М.,1991.

8.Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в начальной

школе: Учеб. - метод. Пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого.- Великий

Новгород, 2006.

9.Никашина Г. А. Воспитание эстетических чувств у младших школьников

на музыкальных занятиях / Г. А. Никашина. Минск: «Беларусь», 2002.

11.Прохорова Л. Развиваем творческую активность школьников. -// Дошколь-

ное воспитание. - 1996 №5.

13.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание школьников / О. П. Радынова. –

Москва, 1994.

14.Савельев, Г. В. На пути к миру прекрасного / Г. В. Савельев. Мозыръ:

ООО ИД «Белый Ветер», 2000.

15.Савицкая Л.В. Развитие творческих способностей детей средствами

музыкально – театрального искусства: Пособ. для педагогов учреждений

образованияи музыкальных руководителей / Авт.-сост. Л.В.Савицкая. –

Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 113 [3] с. – (Серия «Из опыта

работы дошкольных учреждений»).

33

16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,1988; 17.

Ходонович,

Л.

С.

Музыкально-творческое

развитие

школьников:

планирование, учет и контроль / Л. С. Ходонович. Минск, 2005.

18.Ходонович Л.С. Развитие музыкального творчества школьников: пособие

для педагогов / Л.С.Ходонович.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

19.ХодоновичЛ.С.

Культурация

содержания

музыкально–творческого

развития школьников: из материалов международной научно-практической

конференции "Личность–слово–социум" – 2008.

20.Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников», М. 2001.

34



В раздел образования