Автор: Хабарчина Ольга Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Культура безопасности жизнедеятельности учащихся — ключевой элемент национальной безопасности!
Тема: КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее образование
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Культура безопасности жизнедеятельности учащихся — ключевой элемент национальной
безопасности!
Одним
из
ключевых
документов,
обеспечивающих
регулирование
безопасности
жизнедеятельности на федеральном уровне, является Указ Президента Российской Федерации от
02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Одним
из
важных
составляющих
аспектов
документа
является
формирование
«культуры
безопасности жизнедеятельности» (КБЖ). Эта культура представлена системой социальных норм,
убеждений и ценностей, которые обеспечивают сохранение жизни, здоровья и окружающей среды.
Современные школьники, к сожалению, не всегда осознают важность знаний, умений и навыков,
которые
могут
спасти
их
жизнь
или
жизнь
окружающих.
Безответственное
отношение
к
собственному здоровью, несоблюдение правил дорожного движения или пожарной безопасности —
все это может привести к серьезным последствиям.
Поэтому
важно
формировать
у
школьников
ответственность
по
отношению
к
личной
безопасности и безопасности окружающих, и школа в этом процессе является важнейшим элементом.
Для этого необходимо регулярно проводить специальные занятия, на которых дети будут учиться
правильному поведению в чрезвычайных ситуациях, узнают о возможных опасностях и научатся
справляться с ними. Также, важно прививать детям уважение к жизни других людей и окружающей
среде, чтобы они понимали, что их безопасность тесно связана с безопасностью окружающих.
С самого рождения необходимо внушать подрастающему поколению мотивацию культуры
безопасности жизнедеятельности (КБЖ), которая будет мотивировать их на безопасное поведение.
Это можно достичь через понимание важности и полезности правильных действий, направленных на
обеспечение собственной безопасности, окружающей среды, общества и государства. Для того,
чтобы дети смогли осознать важность КБЖ, необходимо проводить соответствующие мероприятия
и обучение. Например, можно проводить тренинги, игры и соревнования, которые будут направлены
на развитие навыков безопасного поведения. Также важно обучать детей правилам дорожного
движения, правилам пожарной безопасности, а также учить их, как правильно действовать в
экстремальных
ситуациях.
Все
эти
меры
помогут
детям
понять,
что
безопасность
—
это
неотъемлемая часть жизни, и что каждый человек должен заботиться о своей и чужой безопасности.
Предлагаю нашим коллегам, не только на уроках по безопасности, на классных часах постоянно
уделять внимание безопасности жизни. Для подготовки к таким выступлениям обратить внимание на
журнал «Безопасность и охрана труда в образовательном учреждении», в нем много наработок,
хорошие
актуальные
статьи,
которые
затрагивают
множество
проблем
жизнедеятельности
(загрязнение воздуха, ожирение у подростков, пожарная безопасность, дорожная, безопасность
ребенка на воде, в лесу, безопасность езды на велосипеде и самокате и др.).
Можно
создать
презентации
по
той
или
иной
теме
безопасности
жизни
и
показать
обучающимся. Если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние
развития
человека,
социальной
группы,
общества,
характеризуемое
отношением
к
вопросам
обеспечения безопасной жизни и деятельности и, главное, активной практической деятельностью по
снижению уровня опасности.
Хочу обратить внимание, что каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей - игра
лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно
обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки или утюга пальчиком
–
научить, что
такое
«горячо». Не
достаточно
просто запрещать и
говорить
«нельзя», нужно
объяснять
почему.
Школьникам
постарше
–
моделировать
путь
из
школы
домой,
различные
ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если... Подросткам – давать нужную
литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к взрослым. Даже взрослому человеку
для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через
полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.
Спасибо за внимание! Хабарчина О.В.