Автор: Сулейманова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №3 "Росинка" г. Щучье структурное подразделение детский сад "Колокольчик" г. Щучье
Населённый пункт: город Щучье, Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: Аддаптация ребенка в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Адаптация ребенка в детском саду.
Когда мама и папа решают отдать своего ребенка в детский
сад, то у него начинается новый жизненный этап. Он в
первые входит в новый мир. Этот мир настолько большой ,
интересный, заманчивый и немного настороженный.
Что такое адаптация?
Адаптация - это процесс приспособления к новым
условиям. Комплекс действий направленных на изменения
в жизни ребенка.
Ребенок проходит три уровня адаптации:
Психологический:
разлука с родителями, которые понимают его потребности и
принимают его таким, какой он есть;
большому количеству новых людей и необходимости с
ними взаимодействовать;
необходимости в одиночку справляться со своими
проблемами;
необходимости отстаивать свое личное пространство.
Физиологический:
новый режим, жизненный ритм и физические нагрузки;
невозможности самоограничений;
невозможности уединения;
новой пищи, новым помещением, освещенности и запахом.
Три степени тяжести прохождения адаптационного периода
• Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в детском
саду. Нормализуется сон, ребенок нормально кушает, не
отказывается от совместной игры со сверстниками и
взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более
одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений.
Вес без изменений.
• Средняя адаптация - поведенческие реакции
восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду.
Нервно-психическое развитие насколько замедляется
(замедление речевой активности). Заболеваемость не более
2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес
без изменений или несколько снизился.
• Тяжелая адаптация - характеризуется значительной
длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и
тяжестью всех проявлений.
Во время адаптации существуют факторы мешающие
привыкнуть ребенка к детскому саду:
Сильная привязанность ребенка к маме или к папе;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание родителей дать ребенку больше
самостоятельности;
Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
Отсутствие адекватного режима дня для ребенка;
Неврологическая симптоматика у ребенка:
застенчивость, гиперактивность и т. п.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители,
когда ребенок начинает ходить в детский сад:
«НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет, капризничает каждый
раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет
ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится.
Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им
действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с
ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают,
а дети ходят в садики и в школы". Ребенок, который
открыто протестует против садика, чаще всего
довольно хорошо адаптируется, если родители не
ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие,
оставаясь уверенными в том, что садик - хороший
выбор для их ребенка.
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ.
«Удивительно, но мой ребенок в садике совершенно не
такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так
стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со
мной. Во-первых, он там кушает, причем старается
съесть первый! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-
вторых, он сам раздевается и одевается, а дома может
часами ходить в одном носке! Дело в том, что в садике
ребенок часто видит именно то место, где его готовы
воспринять таким, каким он себя покажет.
ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть
буквально с первых дней посещения садика: «неделя в
садике - неделя (а порой и две) дома». Многие
родители сетуют на садик: мол, недосмотрели,
сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция.
Считая, что дело в конкретном садике, родители
переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация
радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват
не садик, а сама ситуация перехода ребенка к
самостоятельному пребыванию где-то без родителей.
Как известно, физическое и психическое развитие
ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда
помогает ему справляться с тревогами и
переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети,
которые не очень сильно капризничают и плачут, не
выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в
садик. Это «послушные» дети, они хотят, чтобы мамы
и папы были довольны их самостоятельностью, и
стараются их не расстраивать. Но если адаптация для
такого ребенка происходит сложно, организм дает
эмоциям «передышку»: ребенок болеет, остается дома.
Многие родители замечают, что спустя несколько
месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он
болеет все реже и становится активнее, разговорчивее,
взрослее.
Помните, что с началом посещения детского сада
ребёнок на время лишается физического контакта с
матерью. Маленьким детям важно, чтобы их
продолжали брать на руки, обнимали, укладывали
спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания
ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе
мультики, делайте домашнюю работу.
Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш
малыш, как пошел в детский сад, каким он стал
сильным, смелым и умным, как многому он учится
каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы
и доброжелательны.