Автор: Серкова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Кисловодск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4
города-курорта Кисловодска
Консультация для родителей
на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного
возраста посредством игр-головоломок»
Подготовила: воспитатель
Высшей квалификационной категории
Серкова Татьяна Павловна
г. Кисловодск, 2025
Развитию наиболее общих качеств мышления (таких, как логичность,
гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и
т.п.) – способствует решение головоломок. Головоломка, которая попадает в
руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка
- идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного
мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и
точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется,
в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям
очень легко.
Головоломки играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного
возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными
способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной
форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т.п).
Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет
в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована
занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Игры-головоломки
Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит
в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу.
Игры-головоломки
привлекают
детей
своей
занимательностью,
свободой
действий,
подчинению
правилам,
возможности
проявлять
творчество
и
фантазию.
Виды игр-головоломок:
“ТАНГРАМ”
“ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ”
“ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА”
“КОЛУМБОВО ЯЙЦО”
“ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА”
“ПЕНТАМИНО”
Игры-головоломки развивают:
* Пространственные представления;
* Воображение;
* Инициативность;
* Конструктивное мышление;
* Комбинаторные способности;
* Сообразительность;
* Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;
* Способность к сосредоточению
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
Дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче
творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже
известного им.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой
комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на
несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого – к сложному.
Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая
все пропорции. Использовать лучше цветной картон.
ТАНГРАМ
Это древняя китайская игра - квадрат, разделённый на 7 геометрических
фигур. Суть игры – собирать всевозможные фигурки из данных элементов по
принципу мозаики. Всего насчитывают более 7000 различных комбинаций.
Самые распространенные из них – фигуры животных и человека. Игра
способствует развитию мышления, воображения, комбинаторных способностей,
а также умения визуально делить целое на части.
ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ
Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра
даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб,
предметов обихода и т.д. Интерес к игре возрастает при внесении элементов
соревнования. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их,
наклеивают
в
виде
аппликации
на
лист
бумаги,
включают
силуэтные
изображения в сюжетно-ролевые игры.
ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА
В набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и
маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), и 1 параллелограмм.
Простой
вариант
игры—это
создание
силуэтного
изображения
путём
последовательного укладывания деталей на расчленённый образец. Тем же
способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь образцом.
КОЛУМБОВО ЯЙЦО
Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения
игры «Колумбово яйцо». Наиболее распространенный вариант разреза состоит из
10 фигур: 4 треугольника и 6 фигур округлой формы. Округлость фигур
располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.
СФИНКС
В наборе игры 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3
четырёхугольника. Опора на образец поможет детям справиться с задачей.
Внимание
детей
привлекают,
прежде
всего,
образцы
ракеты,
самолета,
парусника, птиц. В дальнейшем ребенку следует предлагать образцы без
указания составных частей или с обозначением места расположения одной из
семи частей цифрой, точкой и т.п.
ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА
Элементы игры можно получить, разрезав круг на 7 частей, точно по
образцу. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждает ребенка
к составлению из них силуэтов животных, птиц, насекомых. Все действия
ребёнка лучше перевести в игровую форму, стимулировать проявление
смекалки, сообразительности, находчивости как в изготовлении силуэтов по
схеме, так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного.
Увлекает детей также подрисовка, создание фона, сюжета.
ПЕНТАМИНО
Игру составляют 12 разных по форме, но равных по размеру элементов.
Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов. Составлять силуэты этой игры
достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно
рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
увлеченно
составляют,
пользуясь
образцами, силуэты различных видов транспорта, зверей, птиц и шахматных
фигур.