Напоминание

"Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок"


Автор: Серкова Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Кисловодск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4

города-курорта Кисловодска

Консультация для родителей

на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста посредством игр-головоломок»

Подготовила: воспитатель

Высшей квалификационной категории

Серкова Татьяна Павловна

г. Кисловодск, 2025

Развитию наиболее общих качеств мышления (таких, как логичность,

гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и

т.п.) – способствует решение головоломок. Головоломка, которая попадает в

руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка

- идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного

мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и

точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется,

в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям

очень легко.

Головоломки играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного

возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными

способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной

форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т.п).

Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет

в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована

занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Игры-головоломки

Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит

в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу.

Игры-головоломки

привлекают

детей

своей

занимательностью,

свободой

действий,

подчинению

правилам,

возможности

проявлять

творчество

и

фантазию.

Виды игр-головоломок:

“ТАНГРАМ”

“ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ”

“ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА”

“КОЛУМБОВО ЯЙЦО”

“ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА”

“ПЕНТАМИНО”

Игры-головоломки развивают:

* Пространственные представления;

* Воображение;

* Инициативность;

* Конструктивное мышление;

* Комбинаторные способности;

* Сообразительность;

* Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

* Способность к сосредоточению

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче

творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже

известного им.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой

комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на

несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого – к сложному.

Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая

все пропорции. Использовать лучше цветной картон.

ТАНГРАМ

Это древняя китайская игра - квадрат, разделённый на 7 геометрических

фигур. Суть игры – собирать всевозможные фигурки из данных элементов по

принципу мозаики. Всего насчитывают более 7000 различных комбинаций.

Самые распространенные из них – фигуры животных и человека. Игра

способствует развитию мышления, воображения, комбинаторных способностей,

а также умения визуально делить целое на части.

ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ

Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра

даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб,

предметов обихода и т.д. Интерес к игре возрастает при внесении элементов

соревнования. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их,

наклеивают

в

виде

аппликации

на

лист

бумаги,

включают

силуэтные

изображения в сюжетно-ролевые игры.

ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА

В набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и

маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), и 1 параллелограмм.

Простой

вариант

игры—это

создание

силуэтного

изображения

путём

последовательного укладывания деталей на расчленённый образец. Тем же

способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь образцом.

КОЛУМБОВО ЯЙЦО

Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения

игры «Колумбово яйцо». Наиболее распространенный вариант разреза состоит из

10 фигур: 4 треугольника и 6 фигур округлой формы. Округлость фигур

располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.

СФИНКС

В наборе игры 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3

четырёхугольника. Опора на образец поможет детям справиться с задачей.

Внимание

детей

привлекают,

прежде

всего,

образцы

ракеты,

самолета,

парусника, птиц. В дальнейшем ребенку следует предлагать образцы без

указания составных частей или с обозначением места расположения одной из

семи частей цифрой, точкой и т.п.

ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА

Элементы игры можно получить, разрезав круг на 7 частей, точно по

образцу. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждает ребенка

к составлению из них силуэтов животных, птиц, насекомых. Все действия

ребёнка лучше перевести в игровую форму, стимулировать проявление

смекалки, сообразительности, находчивости как в изготовлении силуэтов по

схеме, так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного.

Увлекает детей также подрисовка, создание фона, сюжета.

ПЕНТАМИНО

Игру составляют 12 разных по форме, но равных по размеру элементов.

Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов. Составлять силуэты этой игры

достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно

рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

увлеченно

составляют,

пользуясь

образцами, силуэты различных видов транспорта, зверей, птиц и шахматных

фигур.



В раздел образования