Автор: Попова Наталия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "БТМСХ"
Населённый пункт: город Балашов
Наименование материала: Статья
Тема: Понятие, принципы и формы социального обслуживания населения
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Понятие, принципы и формы социального обслуживания населения
На протяжении развития мировой истории существовали различные формы
помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, общественными
структурами, так и индивидуально, на уровне отдельных лиц. Это раздача милостыни,
церковно-монастырское попечение, создание отдельных учреждений по оказанию помощи
нищим, больным, сиротам, материальная помощь, натуральная помощь, социальное
обеспечение. До конца XIX в. оказание помощи в различных ее формах носило
непрофессиональный характер. В XX в. начинает формироваться и развиваться
принципиально новый подход к оказанию помощи - профессиональный. Он приобретает
значительные масштабы и дает начало новой профессии - социальной работе. С
формированием и развитием социальной работы как профессиональной деятельности
появляется необходимость научно-теоретического осмысления и изучения ее элементов,
таких как социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование,
социальное обслуживание.
В России интерес к данной проблематике появился вначале 90-х гг. XX в., когда
государство находилось в ситуации перехода от одной политической системы к другой,
что вызвало тяжелое социально-экономическое положение, снизился уровень и качество
жизни населения. Одной из наиболее существенных тенденций социальной политики того
времени является становление системы социальной защиты, широкое распространение и
применение в практике реализации которой получило социальное обслуживание.
В
научной
литературе
понятие
«социальное
обслуживание
населения»
используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в
современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и
организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в
качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности,
направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или
человеческого общества.
В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание
определяется
как
«представление
конкретных
социальных
услуг
людям
для
удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям,
зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».
Социальное обслуживание — это деятельность социальных служб по социальной
поддержке,
оказанию
социально-бытовых,
социально-медицинских,
психолого-
педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Социальное обслуживание населения базируется на принципах:
- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или
беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
- профилактической направленности;
- законности и учета международных стандартов.
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.
Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном
обслуживании
населения
и
определяется
как
система
государственных
и
негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем
составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления
ими.
Социальная
служба
как
инструмент
социальной
работы
организует
свою
деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.
Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
- помощь должна носить реинтегрирующий характер;
- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные
способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).
Система
социальных
служб
включает
государственную,
муниципальную
и
негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия
социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в
компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия
социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых
входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия
социального
обслуживания,
создаваемые
благотворительными,
общественными,
религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию,
может получить следующую поддержку на основе его запросов.
Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости
и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются
общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и
последовательной (Схема 1):
Схема-1. Принципы социальной службы
Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и
гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных
жизненных
ситуациях
означает,
что
государство
обеспечивает
права
личности,
суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно
обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами,
кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и
работников социальной службы.
Принципы социальной службы
Принцип приоритета
Принцип опоры
Принцип территориальности
Принцип информированности
Принцип
опоры
на
общественное
участие
означает,
что
общественная
составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При
этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной
подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой
деятельности.
Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально
приближена
к
населению
и
потому
в
максимальной
степени
доступна
для
непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции
ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального
обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления
социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному
запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для
их функций и помощи клиентам.
Функции
управления
вопросами
социального
обслуживания
населения
на
подведомственной территории осуществляют органы социальной поддержки населения.
Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного
образования,
культуры,
физкультуры
и
спорта,
правоохранительными
органами,
государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами
управления,
а
также
с
общественными,
религиозными,
благотворительными
организациями и фондами.
Основные
направления
социального
обслуживания
населения
определены
Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. действующая) «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной
жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также
специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц,
нуждающихся в постороннем уходе;
-
социальное
обслуживание
на
дому,
которое
осуществляется
путем
предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или
временном нестационарном социальном обслуживании;
- социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем
предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим
способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и
обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий
жизнедеятельности,
проведение
мероприятий
медицинского,
психологического,
социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой
деятельности, отдыха и досуга;
-
предоставление
временного
приюта
в
специализированных
учреждениях
социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям,
гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного
места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим
клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с
предоставлением социально - бытового, социально –
медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и
активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим
лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально –
медицинского
обеспечения
жизнедеятельности,
психолого-педагогической
помощи,
социально - правовой защиты;
-
реабилитационные
услуги
лицам
с
ограниченными
возможностями,
несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную
жизненную
ситуацию
и
нуждающимся
в
профессиональной,
психологической,
социальной реабилитации.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения
находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального
обслуживания с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Важное
значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов
управления, а также способности к автономии и к самоограничению, как с экономической,
так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы
социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария
познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных
услугах.
На
современном
этапе
осуществляется
последовательный
процесс
моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их
деятельности.
В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. действующая) «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная работа как
теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания
населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом
определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком
- конкретной личностью или с группой людей.
Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых,
определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так
и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов
социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев.
Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания
служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.
При этом принципиально важными являются следующие моменты:
- во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне
общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне
групп населения и отдельной личности;
- во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально–
экономическую, морально–психологическую, экологическую, политическую и прочую
обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой
половины 90-х годов;
- в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть
неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода
страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения
различных категорий населения.
Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность
всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения,
деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом
социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном
обслуживании.
Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических
структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач
сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и
цели этой сферы.
Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент
коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из
основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы
общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации
«общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с
интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих
задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия,
семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания
коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала
одной из ее важнейших задач.
Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как
стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения
способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что
снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в
результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким
стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания
населения
способствует
удовлетворению
системной
потребности
«общественных
организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.
Из вышеизложенного следует, сто социальное обслуживание осуществляется в
специально,
для
этих
целей,
созданных
специализированных
учреждениях.
Вне
зависимости от форм собственности социального обслуживания осуществляется в
организациях разных типов.
Можно говорить о многогранности подхода к самому понятию социального
обслуживания. Цель социального обслуживания заключается в охране права на
достойную жизнь. Социальное обслуживание это, прежде всего установленная в законе
деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных
услуг бесплатно или платно в соответствии с установленными государственными
стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не
зависящем от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность и
которую они не могут преодолеть самостоятельно.