Автор: Косарев Алексей Вадимович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: Металлы: чёрные и цветные, их сплавы, маркировка и применение
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект открытого урока на тему: «Металлы: чёрные и цветные, их
сплавы, маркировка и применение»
Выполнил преподаватель федерального казенного
профессионального образовательного учреждения № 145 Федеральной
службы исполнения наказаний Косарев Алексей Вадимович
ТЕМА. Металлы: чёрные и цветные, их сплавы, маркировка и применение.
1. Ф.И.О. преподавателя: Косарев Алексей Вадимович
2. Место работы: ФКП Образовательное учреждение 145, г. Уфа
3. Должность: Преподаватель
4. Предмет: «Материаловедение»
5. Группа – «Слесарь»
6.Тема и номер урока в теме: «Металлы: чёрные и цветные, их сплавы,
маркировка и применение», урок № 20
7. Базовый», учебник для СПО.
Тип урока: урок-игра, обобщающий.
Цели урока:
1. Обучающая – обобщение, активизация и закрепление знаний об
основных металлах и сплавах, их классификации и свойствах; способах
обозначений, их ролью в жизни общества с использованием уже имеющихся
знаний;
2. Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам
через связь с профессией, умение работать в группе, высказать свою точку
зрения, организовать своё рабочее место, дисциплинированность;
3. Развивающая – развивать общие и профессиональные компетенции,
практическое применение полученных знаний, планирование хода действий;
развивать навыки обучающихся по работе в группе, сотрудничестве,
взаимной помощи.
Задачи:
1. Выработка навыков принятия практического решения на игровых
этапах «создания» и «развития» деятельности предприятия.
2. Способствовать развитию умений применять знания на практике.
3. Воспитывать у обучающихся самостоятельность в работе.
Оборудование: коллекция сплавов чёрных и цветных металлов (чугуны и
стали, алюминий и медь), карточки-тесты, таблицы.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, показательный.
Методы
преподавания:
информационно-сообщающий,
объяснительный,
стимулирующий.
Внутрипредметная связь: «Свойства металлов и сплавов».
Дополнительное задание: за неделю до урока, учащимся даётся задание
подготовить информацию об истории основных металлов и их практическом
применении в наше время.
Время проведения деловой игры – 90 минут:
1. Организационный момент - 5 минут
2. Актуализация ранее полученных знаний (устный блиц-опрос) - 15 минут
3. Кроссворд (работа у доски с таблицей) - 10 минут
4. Исторический экскурс (сведения, найденные учащимися о металлах) - 15
минут
5. Шифровальщик (расшифровка маркировок сплавов металлов) - 20 минут
6. Работа с учебником (виды сплавов) - 15 минут
7. Выставление оценок - 5 минут
8. Домашнее задание - 5минут
Ход урока
1. Организационный момент.
- проверка присутствующих
- проверка готовности к уроку
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков и мотивационных
состояний.
Преподаватель: Здравствуйте, граждане осуждённые! На сегодняшнем
уроке мы с вами завершим один из интереснейших разделов «Материалы в
машиностроении». Сегодня повторим и проверим свои знания об основных
металлах и их сплавах: чугуне, сталях, цветных металлах, дадим краткую
характеристику каждому виду, их применение в машиностроении. Запишите
в тетрадях тему урока «……….».
Но у нас сегодня необычный урок, у нас деловая игра. Я выступаю в
роли инвестора, который желает вложить деньги в предприятия, связанные с
производством деталей из металлов.
Группу разделим на 3 предприятия, которые должны добиться
заключение контракта на изготовление какой-то продукции из металлов.
Итак,
1 - стол - предприятие «Сталь-Прогресс», которое основывается на
производстве изделий из стали, директор - осужденный Панченко.
2 - стол - предприятие «Чугун-Новатор», которое основывается на
изготовлении продуктов из чугуна, директор - осужденный Чугунов.
3 - стол - предприятие «ООО Цветмет», которое основывается на
производстве деталей из цветных металлов, директор осужденный -
Краснухин.
У нас есть экспертная группа, которая будет контролировать ваши ответы -
это директора ваших предприятий.
Актуализация знаний
Преподаватель. Нашу игру мы начнём с повторения тем: «Сталь, чугун,
цветные металлы».
Как вы думаете, очень ли важны металлы в повседневной жизни, может, и
без них мы сможем обойтись? (ответы)
Правильно! И сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, как и где применяют
металлы, какие сплавы используют и для чего.
Металл как конструкционный материал играет огромную роль в жизни
человека. Металлы в технике применяют в виде сплавов. Их получают путём
смешивания в расплавленном состоянии двух или более металлов в точно
определённом соотношении.
Сплав-материал, получаемый путём смешивания в расплавленном виде
двух и более металлов в определённом соотношении.
Все металлы и сплавы подразделяют на чёрные и цветные. К чёрным,
как вы думаете, какие металлы и сплавы относятся?
Правильно! Железо и сплавы на его основе – чугун и сталь, все
остальные металлы и сплавы – цветные.
Я предлагаю предприятиям пройти некоторую проверку имеющихся
знаний, чтобы удостовериться, что здесь работают настоящие специалисты,
компетентные в данной сфере производства.
Повторение пройденного материала
Я задам каждой группе по 5 вопросов, на которые вы отвечаете устно.
Вопросы по тем темам, которые мы уже с вами прошли. Команды отвечают
на них по очереди, в случае всё же незнания правильного ответа или
неполного ответа , предоставляется возможность ответить или дополнить
другой команде и получить дополнительные очки .
1 тур. «Блиц опрос» – 10 минут
1. Чугун – это…..(сплав железа с углеродом, где углерода больше 2,14%)
2. Сталь – это…..(сплав железа с углеродом, где углерода до 2,14%)
3. Исходными материалами для получения чугуна являются ……(для
производства чугуна нужны железные руды - красный железняк, бурый
железняк, магнитный железняк, также флюсы - известняк, кремнезём и кокс)
4. Как называется печь для производства чугуна …..(доменная печь)
5.
Продукты
доменного
производства……(передельный
чугун,
шлак,
газообразные продукты процесса, которые идут на топливо доменной печи)
6. Вещество, в состав которого входят два или более компонентов,
называется……(сплавом)
7. Для переработки на сталь идёт……(передельный чугун)
8. Как называется печь для производства стали……(мартеновская печь)
9. «Вредные» примеси в сталях, это……(сера и фосфор)
10. Как классифицируют стали?......(по химическому составу, по назначению,
по качеству, по структуре, по степени раскисления)
11. Бронзы – это……(сплавы меди с оловом)
12. Латуни – это……(сплавы меди с цинком)
13. Как стали выделяют по химическому составу?......(стали делят на
углеродистые и легированные)
14. Какие металлы относятся к цветным?......(цинк, олово, медь, свинец,
алюминий)
15.
Цели
получения
сплавов?......(получение
материалов
с
нужными
свойствами)
16. Какие вы знаете легирующие элементы?......(К-кобальт, Т-титан, Б-
ниобий,
М-молибден,
Ф-ванадий,
В-вольфрам,
Н-никель,
Х-хром,
Г-
марганец, П-фосфор, Ц-цирконий, Д-медь, Р-бор, Ю-алюминий, Е-селен, С-
кремний, Ч-редкоземельные металлы)
17. Для каких целей добавляют легирующие элементы?......(для улучшения
свойств металла)
18. Какие примеси вы знаете?......(вредные и полезные)
Пожалуйста, напишите на таблицах вредные примеси……(выходит
ученик и заполняет таблицу на доске), а теперь – полезные примеси……
(ученик заполняет таблицу)
Преподаватель: Хорошо, осужденные, вы ответили на эти вопросы.
2 тур. Кроссворд – 10 минут
1. Теперь мне бы хотелось узнать о свойствах металлов. Давайте вспомним
(беседа по вопросам кроссворда - работа с таблицей)
Кроссворд «Свойства металлов»
1
к
о
в
к
о
с
т
ь
2
т
в
ё
р
д
о
с
т
ь
3
а
н
и
з
о
т
р
о
п
и
я
4
и
з
н
о
с
о
с
т
о
й
к
о
с
т
ь
5
п
р
о
ч
н
о
с
т
ь
6
п
л
а
с
т
и
ч
н
о
с
т
ь
7
с
в
а
р
и
в
а
е
м о
с
т
ь
8
о
б
р
а
б
а
т
ы в
а
е
м о
с
т
ь
По горизонтали:
1. Способность материала деформироваться под действием силы, принимая и
сохраняя заданную форму……КОВКОСТЬ
2. Способность материала сопротивляться проникновению в него инородного
тела……ТВЁРДОСТЬ
3. Неравномерность свойств в разных направлениях……АНИЗОТРОПИЯ
4. Способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под
действием внешнего трения……ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
5. Способность материала сопротивляться разрушению под действием
внешних сил……ПРОЧНОСТЬ
6. Способность материалов изменять без разрушения форму и размеры под
действием внешних сил, сохраняя их после снятия нагрузки……
ПЛАСТИЧНОСТЬ
7. Способность материала образовывать неразъёмное соединение с
комплексом свойств, обеспечивающих работоспособность конструкции……
СВАРИВАЕМОСТЬ
8. Свойство материала поддаваться обработке резанием……
ОБРАБАТЫВАЕМОСТЬ
По диагонали:
Признаки, по которым материалы отличаются друг от друга……СВОЙСТВА
Преподаватель. Спасибо за информацию о металлах, напоминаю, что
цель нашей игры: вы должны доказать мне, что ваше предприятие достойно
выполнить любой заказ и добиться подписания договора на изготовление
деталей из вашего металла.
К этому занятию вам было дано задание: найти материал, который
расскажет нам историю основных металлов.
3 тур. «Исторический» - 15 минут
Начинают представители предприятия «Сталь-Прогресс»
История появления стали (осужд.)
1. Сталь прочная, лёгкая, относительно коррозионностойкая. В старину
считалась драгоценным металлом. Из неё в первую очередь делали оружие.
Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия. Более технологичный
путь получения упругой стали, при котором не требовалось ни особо чистая
руда, ни графит, ни специальные печи, был найден в Китае во втором веке
нашей эры. Сталь перековывали много раз, при каждой ковке складывая
заготовку вдвое, в результате чего получался отличный оружейный материал,
называемый
дамаском.
До
19
века
сталь
считалась
исключительно
оружейным сплавом, но в 1830 году в Англии из неё стали делать бытовые
предметы:
шкатулки,
подносы,
портсигары.
В
20
веке
из
стали
изготавливают светильники, и даже барельефы. Сталь с различными видами
обработки может иметь золотой, красный, оранжевый, синий, зелёный цвет.
2. Сталь – это сплав железа с углеродом, в котором содержание
углерода менее 2,14% .Сталь является прочным и пластичным материалом,
хорошо поддающимся механической обработке.
3. Из стали изготавливают инструменты, детали машин, всевозможные
конструкции.
Слово представителям предприятия «Чугун-Новатор»
История чугуна (осужд.)
1. Чугун сыграл важную роль в развитии изобразительного искусства и
архитектуры. В России его применение в архитектуре началось с литых
столбов, которые производили заводы Демидова на Урале. Изобретение
данного сплава стало причиной революции в мостостроении. Литьё из чугуна
- это самостоятельный вид искусства. Особое почётное место в «чугунном
кружеве» принадлежит Воронихинской решётке у Казанского
собора.
Отлитая в 1811 году, она до сих пор является украшением Санкт-Петербурга.
В
силу
коррозионной
стойкости
данный
сплав
применяется
и
для
изготовления кухонной утвари.
2. Чугун – это сплав железа с углеродом, в котором содержание
углерода от 2,14 до 6,6% . Чугун – сплав хрупкий, но твёрдый, к тому же
обладает хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают сложные и
качественные отливки.
3. Изготавливают из чугуна: станины станков, корпуса блоков
двигателей, корпусные детали, батареи, колонны, художественное литьё.
Слово представителям предприятия «ООО Цветмет»
История латуни (осужд.)
1. Данный сплав обладает хорошими механическими свойствами,
устойчив к коррозии, легко обрабатывается. Открытие латунного сплава
связано с кораблестроением. До открытия латуни суда смолили, но такой
защиты было недостаточно. И борта стали оббивать латунными пластинами,
которые не боятся контакта с водой.
2. Не смотря на то, что цинк был открыт только в 16-м веке, латунь
была известна уже древним римлянам. Они получали её, сплавляя медь с
галмеем, то есть с цинковой рудой. Путём сплавления меди с металлическим
цинком, латунь впервые была получена в Англии в 1781 г. В 19-м веке в
Западной Европе и России латунь использовали в качестве поддельного
золота. Любопытный факт: долгое время считалось, что памятник Минину и
Пожарскому, сооружённый в начале 19-го века на Красной площади в
Москве, выполнен из бронзы. Но реставрационные работы показали, что
материалом для этого творения скульптора Ивана Мартоса послужила не
бронза, а латунь.
3. Латунь – сплав меди с цинком, обладает высокой пластичностью,
твёрдостью, коррозионной стойкостью. Изготавливают из латуни детали,
работающие в условиях повышенной влажности или в тесном контакте с
водой, а также в электротехнике : гайки, болты, пружины, трубы.
История бронзы (осужд.)
1. С конца 4-го века до нашей эры стали появляться бронзовые изделия.
Её секрет открыли китайцы, получившие её первыми.
И в истории начался Бронзовый век. Из этого сплава изготавливали
орудия труда, оружие, изделия культового назначения, скульптуры.
Самые знаменитые изделия в России из бронзы: царь-колокол и царь-
пушка.
2. Бронза – сплав меди с оловом, свинцом или алюминием. Имеет
высокую прочность, твёрдость, хорошо обрабатывается резанием и обладает
коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления водопроводных
кранов, зубчатых колёс, для отливки художественных изделий.
4 тур. «Шифровальщик» – 20 минут
Преподаватель. Сейчас я прошу вас взять листок с таблицей. Я
предлагаю вам расшифровать марки сплавов, составить марки сплавов из
предложенных букв и цифр. А также, где можно использовать этот металл
или сплав. Я хочу убедиться, что я буду иметь дело с профессионалами в
своей области.
Осуждённые работают с таблицей – 20 минут
Название
металла
Маркировка
Состав
Применение
Чугун
Сталь
Латунь
Бронза
Преподаватель. Ваши листы с таблицами прошу мне, а я сделаю
окончательный вывод в пользу того предприятия, которое наберёт большее
количество баллов.
Преподаватель. Пока я проверяю ваши ответы, я прошу вас поработать
с учебником и записать в ваших тетрадях какие виды сталей, чугунов и
сплавов
цветных
металлов
применяются
в
нашей
промышленности
(названия, примеры маркировки, где применяются).
(работа с учебником – стр.136-141) – 20 минут
Преподаватель. По итогам нашей игры я выбираю предприятие
(название предприятия), с которым я буду в дальнейшем и работать. Я
думаю, что полученные вами знания по тем темам, которые вы сегодня
повторили, помогут вам в вашей дальнейшей работе.
Спасибо за игру, ваши итоговые оценки. Особо хочу отметить
следующих осужденных:
Выставление оценок – 5 минут
Рефлексия урока – 5 минут
Преподаватель. Теперь я хочу, чтобы вы продолжили фразу:
Теперь я знаю ……
Мне на уроке …….
Я затруднялся ……
5 тур. Домашнее задание – 5минут
Преподаватель. Мы с вами не рассмотрели такие металлы, как
алюминий и титан. Ваше задание на дом: Записать в тетради материал о
сплавах алюминия, титана, их свойства, маркировка и применение.
Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.