Автор: Имамов Руслан Ильдарович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Нижнекамский индустриальный техникум"
Населённый пункт: Нижнекамск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование проектного метода в системе среднего профессионального образования как ключевой инструмент формирования профессиональных компетенций
Раздел: среднее профессиональное
Тема:
Использование
проектного
метода
в
системе
среднего
профессионального
образования
как
ключевой
инструмент
формирования профессиональных компетенций
Автор:
Имамов
Руслан
Ильдарович,
преподаватель
специальных
дисциплин, ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»
Аннотация
В
данной
статье
проводится
комплексный
анализ
применения
проектного метода в системе среднего профессионального образования
(СПО)
как
одного
из
наиболее
эффективных
инструментов
для
формирования общих и профессиональных компетенций студентов. В работе
детально рассматриваются теоретические основы и сущность проектной
деятельности, ее структура, этапы реализации и классификация. Особое
внимание уделяется изменению роли преподавателя в проектном обучении, а
также разработке критериев оценки результатов. На основе анализа
практического
опыта
предлагаются
методические
рекомендации
по
внедрению и организации проектной деятельности, направленные на
повышение качества подготовки выпускников и их успешную адаптацию к
динамичным требованиям современного рынка труда.
Ключевые слова:
метод проектов, проектное обучение, среднее
профессиональное образование (СПО), профессиональные компетенции,
компетентностный подход, практико-ориентированное обучение, активные
методы обучения, мотивация студентов, самостоятельная работа.
Введение
Современный этап развития экономики и общества предъявляет
принципиально
новые
требования
к
выпускникам
системы
среднего
профессионального
образования.
Работодателям
нужен
не
просто
исполнитель, обладающий набором теоретических знаний, а проактивный
специалист, способный самостоятельно ставить и решать профессиональные
задачи, работать в команде, быстро адаптироваться к новым технологиям и
нести ответственность за результат своей деятельности. Традиционная
лекционно-семинарская
модель
обучения,
ориентированная
преимущественно на передачу готовых знаний, не всегда способна в полной
мере обеспечить формирование таких качеств.
В этом контексте особую значимость приобретают активные и
интерактивные методы обучения, центральное место среди которых занимает
метод проектов. Он позволяет органично интегрировать теоретическую
подготовку с практической, исследовательской и творческой деятельностью,
создавая
уникальную
образовательную
среду
для
развития
личности
будущего профессионала.
Актуальность широкого внедрения проектного метода в систему
СПО обусловлена следующими факторами:
Реализация требований ФГОС СПО. Стандарты нового поколения
делают
акцент
на
компетентностном
подходе,
предполагающем
формирование у студентов способности применять знания, умения и
личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Проектная
деятельность
является
идеальным
инструментом
для
формирования и оценки как профессиональных (ПК), так и общих (ОК)
компетенций, таких как ОК 01 (Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности), ОК 02 (Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации), ОК 04 (Работать в коллективе и команде).
Преодоление разрыва между теорией и практикой.
Проектный
метод основан на решении конкретной, практически значимой проблемы.
Студенты не просто заучивают формулы или правила, а видят, как
теоретические знания "работают" в реальной жизни, для чего они нужны и
как их можно применить. Это делает процесс обучения осмысленным и
целенаправленным.
Повышение учебной мотивации и познавательной активности.
Работа над личностно значимым проектом, возможность выбора темы,
проявления самостоятельности и творчества пробуждает внутренний интерес
к учебе. Студент из пассивного объекта обучения превращается в активного
субъекта, самостоятельно добывающего знания и конструирующего свой
образовательный путь.
Развитие
"гибких
навыков"
(soft
skills).
В
ходе
проектной
деятельности студенты неизбежно развивают навыки коммуникации, умение
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, планировать время (тайм-
менеджмент), работать с большими объемами информации и презентовать
результаты
своей
работы.
Эти
навыки
являются
универсальными
и
востребованы в любой профессии.
Таким образом, метод проектов выступает не просто как одна из
педагогических
технологий,
а
как
системообразующий
элемент
современного образовательного процесса в СПО, позволяющий эффективно
решать
задачи
подготовки
высококвалифицированных
и
конкурентоспособных специалистов.
Сущность и структура проектного метода
Метод проектов — это педагогическая технология, ориентированная не
на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых
путем
самоорганизации
и
самостоятельной
деятельности
обучающихся для получения конкретного результата — продукта. В основе
метода
лежит
развитие
познавательных
навыков
студентов,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном пространстве и развитие критического мышления.
Классическая структура проектной деятельности включает в себя
несколько взаимосвязанных этапов:
1.
Подготовительный
(поисковый)
этап:
Начинается
с
определения проблемы и вытекающей из нее цели проекта. Студенты
(самостоятельно или с помощью преподавателя) формулируют проблему,
обосновывают
ее
актуальность.
Результатом
этого
этапа
является
формирование темы, постановка цели и конкретных задач, которые
необходимо решить.
2.
Этап планирования:
На этом этапе происходит детальная
разработка
плана
действий.
Определяются
необходимые
ресурсы
(информационные, материальные, временные), составляется пошаговый план
работы, распределяются роли и обязанности (в случае группового проекта),
устанавливаются сроки выполнения каждого этапа.
3.
Исследовательский этап: Студенты осуществляют сбор, анализ
и систематизацию необходимой информации из различных источников:
учебной
и
научной
литературы,
интернет-ресурсов,
нормативной
документации. На этом этапе могут проводиться наблюдения, опросы,
эксперименты.
4.
Практический этап (этап реализации): Это основной этап, в
ходе которого происходит непосредственное создание проектного продукта.
В
зависимости
от
темы
и
типа
проекта,
продуктом
может
быть:
материальный объект (макет, прибор), программа, веб-сайт, бизнес-план,
методические рекомендации, видеоролик, проведенное мероприятие и т.д.
5.
Презентационный
этап
(защита
проекта):
Студенты
представляют и защищают результаты своей работы. Цель этого этапа — не
только продемонстрировать полученный продукт, но и доказать его
значимость, обосновать выбранные решения, продемонстрировать глубину
проработки темы и ответить на вопросы аудитории.
6.
Рефлексивно-оценочный
этап:
Заключительный
этап,
на
котором происходит самооценка и оценка проделанной работы. Студенты
анализируют, что получилось, а что нет, с какими трудностями столкнулись
и как их преодолевали. Преподаватель дает развернутую обратную связь,
оценивая не только конечный продукт, но и весь процесс работы над
проектом.
Классификация и формы реализации проектов в СПО
Проекты могут классифицироваться по различным основаниям, что
позволяет преподавателю гибко подходить к их внедрению в учебный
процесс.
По доминирующей деятельности:
исследовательские, творческие,
практико-ориентированные
(прикладные),
информационные,
ролевые
(игровые).
По продолжительности: краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные
(в
рамках
одного
модуля
или
семестра),
долгосрочные
(например,
дипломный проект).
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.
По предметно-содержательной области:
монопроекты (в рамках
одной дисциплины) и междисциплинарные проекты.
Наибольший
интерес
для
системы
СПО
представляют
междисциплинарные
проекты,
так
как
они
позволяют
сформировать
целостное представление о будущей профессиональной деятельности.
Индивидуальный
проект
Групповой
проект
Междисциплинарный
проект
Цель
Глубокая
проработка
конкретной темы,
развитие навыков
самостоятельной
исследовательской
и
практической
работы,
формирование
личной
ответственности.
Формирование
умения работать в
команде,
распределять
роли,
вести
конструктивный
диалог
и
нести
коллективную
ответственность
за результат.
Интеграция знаний и
умений из различных
дисциплин
для
решения комплексных,
приближенных
к
реальности
профессиональных
задач.
Преимущества
Позволяет
выстроить
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Максимально
раскрывает
творческий
потенциал
и
самостоятельность
студента.
Развивает
коммуникативные
навыки
и
социальный
интеллект.
Позволяет
реализовывать
более
масштабные
и
сложные
задачи,
недоступные для
одного
исполнителя.
Способствует
формированию
системного,
а
не
фрагментарного
мышления. Показывает
студентам взаимосвязь
различных предметных
областей в их будущей
профессии.
Возможные
трудности
Риск
переоценки
студентом
своих
возможностей.
Сложность
в
объективной
оценке творческой
составляющей
и
трудозатрат.
Неравномерное
распределение
нагрузки
(«эффект
безбилетника»).
Возможные
межличностные
конфликты
в
группе.
Требует
слаженной
координации действий
нескольких
преподавателей-
предметников.
Сложность
в
разработке
единой
системы оценивания.
Роль
преподавателя
Консультант,
наставник,
тьютор. Помогает
в постановке цели,
выборе методов и
планировании
работы.
Осуществляет
нормоконтроль.
Организатор,
фасилитатор
групповой
работы, медиатор.
Помогает
распределить
роли,
наладить
взаимодействие и
разрешать
возможные
конфликты.
Координатор проекта.
Организует
взаимодействие между
студентами
и
преподавателями
разных
дисциплин.
Выступает
в
роли
«заказчика».
Ключевые
компетенции
ОК 01, ОК 02, ОК
05 (Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию),
ПК
по
специальности.
ОК 04 (Работать в
коллективе
и
команде), ОК 06
(Проявлять
гражданско-
патриотическую
позицию), ПК по
специальности.
ОК 09 (Использовать
информационные
технологии),
ОК
10
(Пользоваться
профессиональной
документацией),
все
ПК по специальности.
Роль преподавателя и критерии оценивания
Внедрение проектного метода кардинально меняет роль преподавателя.
Из транслятора готовых знаний он превращается в:
Консультанта:
помогает студентам в поиске информации, выборе
методов исследования.
Фасилитатора: создает условия для активной и продуктивной работы,
помогает наладить взаимодействие в группе.
Модератора:
организует
обсуждения,
следит
за
соблюдением
регламента.
Тьютора: сопровождает студентов на всех этапах проекта, помогает
им выстраивать индивидуальную траекторию.
Эксперта: оценивает ход и результаты проекта, дает конструктивную
обратную связь.
Оценка проекта должна быть комплексной, прозрачной и понятной для
студентов. Недопустимо оценивать только конечный продукт. Необходимо
разработать четкие критерии, которые доводятся до сведения студентов на
начальном этапе.
Примерные критерии оценки проекта:
1.
Качество
проектного
продукта:
соответствие
целям,
функциональность, оригинальность, эстетичность, технологичность.
2.
Качество
проектной
документации:
глубина
анализа
проблемы, логичность структуры, грамотность изложения, соответствие
стандартам (пояснительная записка, чертежи, расчеты).
3.
Качество
презентации
(защиты):
убедительность,
логика
изложения, владение материалом, умение отвечать на вопросы, качество
наглядных материалов.
4.
Степень самостоятельности и уровень сформированности
компетенций:
проявленная
инициатива,
творческий
подход,
навыки
планирования, умение работать в команде (для групповых проектов).
Для
объективности
оценки
целесообразно
использовать
балльно-
рейтинговую систему и привлекать к оценке не только преподавателей, но и
других студентов (взаимооценка) и, по возможности, представителей
работодателей.
Выводы
Использование проектного метода в системе СПО является мощным
инструментом, позволяющим эффективно решать задачи по формированию
профессиональных и общих компетенций. Он способствует развитию
самостоятельности, творческой активности и познавательной мотивации
студентов, изменяя при этом и роль преподавателя, который становится
наставником
и
организатором
образовательного
процесса.
Проектная
деятельность позволяет моделировать реальные производственные ситуации,
тем самым обеспечивая тесную связь обучения с будущей профессиональной
деятельностью.
Заключение
Системное и методически грамотное внедрение проектного метода в
образовательный процесс среднего профессионального образования — это не
дань моде, а насущная необходимость, продиктованная требованиями
современной экономики. Эта технология позволяет перейти от знаниевой
парадигмы к компетентностной, готовя выпускников, которые не только
"знают", но и "умеют" применять свои знания на практике.
Безусловно,
организация
проектной
деятельности
сопряжена
с
определенными трудностями: она требует от преподавателей серьезной
подготовки, больших временных затрат и изменения привычных подходов к
обучению и оценке. Однако преимущества, которые дает этот метод,
несоизмеримо выше. Выпускник, прошедший через опыт реализации
нескольких
учебных
проектов,
приходит
на
производство
более
подготовленным, уверенным в своих силах, способным к дальнейшему
самообразованию и профессиональному росту.
Перспективы развития проектного метода в СПО связаны с усилением
его интеграции с производством, реализацией проектов по реальным заказам
предприятий-партнеров,
а
также
с
созданием
в
образовательных
организациях "банков проектов" и открытых площадок для презентации
лучших студенческих работ. Это позволит не только повысить качество
образования, но и укрепить связь колледжей и техникумов с рынком труда,
готовя специалистов, полностью отвечающих его запросам.
Список литературы
1.
Блинов, В. И. Проектная деятельность в среднем
профессиональном образовании: от методики к образовательной
технологии / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клименко //
Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 2. – С. 22-35. –
DOI 10.52944/PViRT.2021.45.2.002.
2.
Основы проектной деятельности : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. А. Мазниченко, С. Л.
Емельченков, Н. А. Неговора [и др.] ; под редакцией М. А. Мазниченко. —
Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 355 с. — (Профессиональное
образование).
3.
Педагогика профессионального образования : учебник для
вузов / В. А. Поляков [и др.] ; под редакцией В. А. Полякова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 363 с. — (Высшее образование).
(Фундаментальный учебник, в котором проектные технологии
рассматриваются в общем контексте современных подходов и методов
профессиональной педагогики).
4.
Проектный практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Ф. Яковлев, И. В. Яковлев. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. —
(Профессиональное образование).
5.
Современные образовательные технологии в
профессиональном образовании : учебное пособие / И. В. Осипова, О. В.
Тарасюк ; под научной редакцией Е. М. Дорожкина. — Екатеринбург :
Издательство Российского государственного профессионально-
педагогического университета, 2022. — 158 с.
6.
Тарасова, Е. В. Организация проектной деятельности
обучающихся в профессиональной образовательной организации:
методические аспекты / Е. В. Тарасова // Инновационное развитие
профессионального образования. – 2022. – № 1 (33). – С. 136-141.
7.
Чернявская, А. П. Технологии педагогики сотрудничества в
профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / А. П.
Чернявская, В. А. Гребенникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
132 с. — (Высшее образование).