Напоминание

Использование проектного метода в системе среднего профессионального образования как ключевой инструмент формирования профессиональных компетенций


Автор: Имамов Руслан Ильдарович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Нижнекамский индустриальный техникум"
Населённый пункт: Нижнекамск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование проектного метода в системе среднего профессионального образования как ключевой инструмент формирования профессиональных компетенций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема:

Использование

проектного

метода

в

системе

среднего

профессионального

образования

как

ключевой

инструмент

формирования профессиональных компетенций

Автор:

Имамов

Руслан

Ильдарович,

преподаватель

специальных

дисциплин, ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»

Аннотация

В

данной

статье

проводится

комплексный

анализ

применения

проектного метода в системе среднего профессионального образования

(СПО)

как

одного

из

наиболее

эффективных

инструментов

для

формирования общих и профессиональных компетенций студентов. В работе

детально рассматриваются теоретические основы и сущность проектной

деятельности, ее структура, этапы реализации и классификация. Особое

внимание уделяется изменению роли преподавателя в проектном обучении, а

также разработке критериев оценки результатов. На основе анализа

практического

опыта

предлагаются

методические

рекомендации

по

внедрению и организации проектной деятельности, направленные на

повышение качества подготовки выпускников и их успешную адаптацию к

динамичным требованиям современного рынка труда.

Ключевые слова:

метод проектов, проектное обучение, среднее

профессиональное образование (СПО), профессиональные компетенции,

компетентностный подход, практико-ориентированное обучение, активные

методы обучения, мотивация студентов, самостоятельная работа.

Введение

Современный этап развития экономики и общества предъявляет

принципиально

новые

требования

к

выпускникам

системы

среднего

профессионального

образования.

Работодателям

нужен

не

просто

исполнитель, обладающий набором теоретических знаний, а проактивный

специалист, способный самостоятельно ставить и решать профессиональные

задачи, работать в команде, быстро адаптироваться к новым технологиям и

нести ответственность за результат своей деятельности. Традиционная

лекционно-семинарская

модель

обучения,

ориентированная

преимущественно на передачу готовых знаний, не всегда способна в полной

мере обеспечить формирование таких качеств.

В этом контексте особую значимость приобретают активные и

интерактивные методы обучения, центральное место среди которых занимает

метод проектов. Он позволяет органично интегрировать теоретическую

подготовку с практической, исследовательской и творческой деятельностью,

создавая

уникальную

образовательную

среду

для

развития

личности

будущего профессионала.

Актуальность широкого внедрения проектного метода в систему

СПО обусловлена следующими факторами:

Реализация требований ФГОС СПО. Стандарты нового поколения

делают

акцент

на

компетентностном

подходе,

предполагающем

формирование у студентов способности применять знания, умения и

личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Проектная

деятельность

является

идеальным

инструментом

для

формирования и оценки как профессиональных (ПК), так и общих (ОК)

компетенций, таких как ОК 01 (Выбирать способы решения задач

профессиональной деятельности), ОК 02 (Осуществлять поиск, анализ и

интерпретацию информации), ОК 04 (Работать в коллективе и команде).

Преодоление разрыва между теорией и практикой.

Проектный

метод основан на решении конкретной, практически значимой проблемы.

Студенты не просто заучивают формулы или правила, а видят, как

теоретические знания "работают" в реальной жизни, для чего они нужны и

как их можно применить. Это делает процесс обучения осмысленным и

целенаправленным.

Повышение учебной мотивации и познавательной активности.

Работа над личностно значимым проектом, возможность выбора темы,

проявления самостоятельности и творчества пробуждает внутренний интерес

к учебе. Студент из пассивного объекта обучения превращается в активного

субъекта, самостоятельно добывающего знания и конструирующего свой

образовательный путь.

Развитие

"гибких

навыков"

(soft

skills).

В

ходе

проектной

деятельности студенты неизбежно развивают навыки коммуникации, умение

вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, планировать время (тайм-

менеджмент), работать с большими объемами информации и презентовать

результаты

своей

работы.

Эти

навыки

являются

универсальными

и

востребованы в любой профессии.

Таким образом, метод проектов выступает не просто как одна из

педагогических

технологий,

а

как

системообразующий

элемент

современного образовательного процесса в СПО, позволяющий эффективно

решать

задачи

подготовки

высококвалифицированных

и

конкурентоспособных специалистов.

Сущность и структура проектного метода

Метод проектов — это педагогическая технология, ориентированная не

на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение

новых

путем

самоорганизации

и

самостоятельной

деятельности

обучающихся для получения конкретного результата — продукта. В основе

метода

лежит

развитие

познавательных

навыков

студентов,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном пространстве и развитие критического мышления.

Классическая структура проектной деятельности включает в себя

несколько взаимосвязанных этапов:

1.

Подготовительный

(поисковый)

этап:

Начинается

с

определения проблемы и вытекающей из нее цели проекта. Студенты

(самостоятельно или с помощью преподавателя) формулируют проблему,

обосновывают

ее

актуальность.

Результатом

этого

этапа

является

формирование темы, постановка цели и конкретных задач, которые

необходимо решить.

2.

Этап планирования:

На этом этапе происходит детальная

разработка

плана

действий.

Определяются

необходимые

ресурсы

(информационные, материальные, временные), составляется пошаговый план

работы, распределяются роли и обязанности (в случае группового проекта),

устанавливаются сроки выполнения каждого этапа.

3.

Исследовательский этап: Студенты осуществляют сбор, анализ

и систематизацию необходимой информации из различных источников:

учебной

и

научной

литературы,

интернет-ресурсов,

нормативной

документации. На этом этапе могут проводиться наблюдения, опросы,

эксперименты.

4.

Практический этап (этап реализации): Это основной этап, в

ходе которого происходит непосредственное создание проектного продукта.

В

зависимости

от

темы

и

типа

проекта,

продуктом

может

быть:

материальный объект (макет, прибор), программа, веб-сайт, бизнес-план,

методические рекомендации, видеоролик, проведенное мероприятие и т.д.

5.

Презентационный

этап

(защита

проекта):

Студенты

представляют и защищают результаты своей работы. Цель этого этапа — не

только продемонстрировать полученный продукт, но и доказать его

значимость, обосновать выбранные решения, продемонстрировать глубину

проработки темы и ответить на вопросы аудитории.

6.

Рефлексивно-оценочный

этап:

Заключительный

этап,

на

котором происходит самооценка и оценка проделанной работы. Студенты

анализируют, что получилось, а что нет, с какими трудностями столкнулись

и как их преодолевали. Преподаватель дает развернутую обратную связь,

оценивая не только конечный продукт, но и весь процесс работы над

проектом.

Классификация и формы реализации проектов в СПО

Проекты могут классифицироваться по различным основаниям, что

позволяет преподавателю гибко подходить к их внедрению в учебный

процесс.

По доминирующей деятельности:

исследовательские, творческие,

практико-ориентированные

(прикладные),

информационные,

ролевые

(игровые).

По продолжительности: краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные

рамках

одного

модуля

или

семестра),

долгосрочные

(например,

дипломный проект).

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые.

По предметно-содержательной области:

монопроекты (в рамках

одной дисциплины) и междисциплинарные проекты.

Наибольший

интерес

для

системы

СПО

представляют

междисциплинарные

проекты,

так

как

они

позволяют

сформировать

целостное представление о будущей профессиональной деятельности.

Индивидуальный

проект

Групповой

проект

Междисциплинарный

проект

Цель

Глубокая

проработка

конкретной темы,

развитие навыков

самостоятельной

исследовательской

и

практической

работы,

формирование

личной

ответственности.

Формирование

умения работать в

команде,

распределять

роли,

вести

конструктивный

диалог

и

нести

коллективную

ответственность

за результат.

Интеграция знаний и

умений из различных

дисциплин

для

решения комплексных,

приближенных

к

реальности

профессиональных

задач.

Преимущества

Позволяет

выстроить

индивидуальную

образовательную

траекторию.

Максимально

раскрывает

творческий

потенциал

и

самостоятельность

студента.

Развивает

коммуникативные

навыки

и

социальный

интеллект.

Позволяет

реализовывать

более

масштабные

и

сложные

задачи,

недоступные для

одного

исполнителя.

Способствует

формированию

системного,

а

не

фрагментарного

мышления. Показывает

студентам взаимосвязь

различных предметных

областей в их будущей

профессии.

Возможные

трудности

Риск

переоценки

студентом

своих

возможностей.

Сложность

в

объективной

оценке творческой

составляющей

и

трудозатрат.

Неравномерное

распределение

нагрузки

(«эффект

безбилетника»).

Возможные

межличностные

конфликты

в

группе.

Требует

слаженной

координации действий

нескольких

преподавателей-

предметников.

Сложность

в

разработке

единой

системы оценивания.

Роль

преподавателя

Консультант,

наставник,

тьютор. Помогает

в постановке цели,

выборе методов и

планировании

работы.

Осуществляет

нормоконтроль.

Организатор,

фасилитатор

групповой

работы, медиатор.

Помогает

распределить

роли,

наладить

взаимодействие и

разрешать

возможные

конфликты.

Координатор проекта.

Организует

взаимодействие между

студентами

и

преподавателями

разных

дисциплин.

Выступает

в

роли

«заказчика».

Ключевые

компетенции

ОК 01, ОК 02, ОК

05 (Осуществлять

устную

и

письменную

коммуникацию),

ПК

по

специальности.

ОК 04 (Работать в

коллективе

и

команде), ОК 06

(Проявлять

гражданско-

патриотическую

позицию), ПК по

специальности.

ОК 09 (Использовать

информационные

технологии),

ОК

10

(Пользоваться

профессиональной

документацией),

все

ПК по специальности.

Роль преподавателя и критерии оценивания

Внедрение проектного метода кардинально меняет роль преподавателя.

Из транслятора готовых знаний он превращается в:

Консультанта:

помогает студентам в поиске информации, выборе

методов исследования.

Фасилитатора: создает условия для активной и продуктивной работы,

помогает наладить взаимодействие в группе.

Модератора:

организует

обсуждения,

следит

за

соблюдением

регламента.

Тьютора: сопровождает студентов на всех этапах проекта, помогает

им выстраивать индивидуальную траекторию.

Эксперта: оценивает ход и результаты проекта, дает конструктивную

обратную связь.

Оценка проекта должна быть комплексной, прозрачной и понятной для

студентов. Недопустимо оценивать только конечный продукт. Необходимо

разработать четкие критерии, которые доводятся до сведения студентов на

начальном этапе.

Примерные критерии оценки проекта:

1.

Качество

проектного

продукта:

соответствие

целям,

функциональность, оригинальность, эстетичность, технологичность.

2.

Качество

проектной

документации:

глубина

анализа

проблемы, логичность структуры, грамотность изложения, соответствие

стандартам (пояснительная записка, чертежи, расчеты).

3.

Качество

презентации

(защиты):

убедительность,

логика

изложения, владение материалом, умение отвечать на вопросы, качество

наглядных материалов.

4.

Степень самостоятельности и уровень сформированности

компетенций:

проявленная

инициатива,

творческий

подход,

навыки

планирования, умение работать в команде (для групповых проектов).

Для

объективности

оценки

целесообразно

использовать

балльно-

рейтинговую систему и привлекать к оценке не только преподавателей, но и

других студентов (взаимооценка) и, по возможности, представителей

работодателей.

Выводы

Использование проектного метода в системе СПО является мощным

инструментом, позволяющим эффективно решать задачи по формированию

профессиональных и общих компетенций. Он способствует развитию

самостоятельности, творческой активности и познавательной мотивации

студентов, изменяя при этом и роль преподавателя, который становится

наставником

и

организатором

образовательного

процесса.

Проектная

деятельность позволяет моделировать реальные производственные ситуации,

тем самым обеспечивая тесную связь обучения с будущей профессиональной

деятельностью.

Заключение

Системное и методически грамотное внедрение проектного метода в

образовательный процесс среднего профессионального образования — это не

дань моде, а насущная необходимость, продиктованная требованиями

современной экономики. Эта технология позволяет перейти от знаниевой

парадигмы к компетентностной, готовя выпускников, которые не только

"знают", но и "умеют" применять свои знания на практике.

Безусловно,

организация

проектной

деятельности

сопряжена

с

определенными трудностями: она требует от преподавателей серьезной

подготовки, больших временных затрат и изменения привычных подходов к

обучению и оценке. Однако преимущества, которые дает этот метод,

несоизмеримо выше. Выпускник, прошедший через опыт реализации

нескольких

учебных

проектов,

приходит

на

производство

более

подготовленным, уверенным в своих силах, способным к дальнейшему

самообразованию и профессиональному росту.

Перспективы развития проектного метода в СПО связаны с усилением

его интеграции с производством, реализацией проектов по реальным заказам

предприятий-партнеров,

а

также

с

созданием

в

образовательных

организациях "банков проектов" и открытых площадок для презентации

лучших студенческих работ. Это позволит не только повысить качество

образования, но и укрепить связь колледжей и техникумов с рынком труда,

готовя специалистов, полностью отвечающих его запросам.

Список литературы

1.

Блинов, В. И. Проектная деятельность в среднем

профессиональном образовании: от методики к образовательной

технологии / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клименко //

Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 2. – С. 22-35. –

DOI 10.52944/PViRT.2021.45.2.002.

2.

Основы проектной деятельности : учебник и практикум для

среднего профессионального образования / М. А. Мазниченко, С. Л.

Емельченков, Н. А. Неговора [и др.] ; под редакцией М. А. Мазниченко. —

Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 355 с. — (Профессиональное

образование).

3.

Педагогика профессионального образования : учебник для

вузов / В. А. Поляков [и др.] ; под редакцией В. А. Полякова. — Москва :

Издательство Юрайт, 2023. — 363 с. — (Высшее образование).

(Фундаментальный учебник, в котором проектные технологии

рассматриваются в общем контексте современных подходов и методов

профессиональной педагогики).

4.

Проектный практикум : учебное пособие для среднего

профессионального образования / В. Ф. Яковлев, И. В. Яковлев. — 2-е изд.,

перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. —

(Профессиональное образование).

5.

Современные образовательные технологии в

профессиональном образовании : учебное пособие / И. В. Осипова, О. В.

Тарасюк ; под научной редакцией Е. М. Дорожкина. — Екатеринбург :

Издательство Российского государственного профессионально-

педагогического университета, 2022. — 158 с.

6.

Тарасова, Е. В. Организация проектной деятельности

обучающихся в профессиональной образовательной организации:

методические аспекты / Е. В. Тарасова // Инновационное развитие

профессионального образования. – 2022. – № 1 (33). – С. 136-141.

7.

Чернявская, А. П. Технологии педагогики сотрудничества в

профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / А. П.

Чернявская, В. А. Гребенникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —

132 с. — (Высшее образование).



В раздел образования