Автор: Кунгурова Виктория Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Увинская школа №1"
Населённый пункт: п.Ува
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Формирование функциональной грамотности при написании деловых документов у обучающихся с ОВЗ на логопедическом занятии"
Раздел: среднее профессиональное
Конспект логопедического занятия
Тема: «Формирование функциональной грамотности при написании деловых документов
у обучающихся с ОВЗ на логопедическом занятии»
Цель: научить составлять объяснительную записку.
Класс: 7 класс.
Материал:
Ход
1.
Ребусы и анаграммы (листочки для ребусов).
Слова: слайды
Директор
Школа
Ученик
Класс
Объяснительная
Записка
Причина
Текст
Дата
Подпись
Самые активные отвечают на ребусы и анаграммы. За ответы получают жетоны.
У кого больше жетонов (4 человека) выходят работать в фокус-группу.
Каждое отгаданное слово появляется на вагоне и вывешивается на доску (магниты)
Появляется поезд
Проговорить слова, которые на поезде
- Как вы думаете, что мы с вами можем составить из этих слов?
Отв. Можем составить объяснительную записку
- Тема нашего мастер-класса: слайд
Формирование функциональной грамотности при написании деловых документов у
обучающихся с ОВЗ на логопедическом занятии.
- Кто сможет назвать нам цель занятия?
Отв. Научится составлять объяснительную записку.
Объяснение:
Почему мной выбрана именно объяснительная записка, потому что в нашей школе
ученики пишут объяснительные записки, чаще это ученики 7 класса. Причина
объяснительной: сбежали с урока, проспали, не пришли на урок, поругались и т.д.
Что бы написать объяснительную записку, нам с вами нужно знать ее структуру, давайте
разберем.
- Посмотрите пожалуйста на вагончики поезда, прочитайте слова, обратите внимание, что
здесь есть словарные слова (директор, класс, ученик), если забыли, как пишутся эти слова,
прочитайте их еще раз и попробуйте запомнить.
- Скажите пожалуйста, на имя кого мы пишем объяснительную записку?
Отв.: на имя директора
Берем вагончик с карточкой директор и начинаем выстраивать 2 поезд.
Слайд со словами
1 поезд слова из ребуса
2 поезд – расставляем слова в последовательности написания ОЗ.
Поезд- директор
Слайд (появляется строчка)
Директору МОУ «Увинской школы №1»
Смирновой Светлане Федоровне
-С какой стороны пишем шапку ОЗ? (с право)
- Какое слово мы еще использовали?
Отв.: школа
Поезд- директор-школа
- Как вы думаете, что мы пишем дальше?
Отв.: от кого ОЗ
- Значит какие карточки берем?
Отв.: ученик.
Поезд – директор- школа- ученик
Слайд
от ученицы 7-г класса
Ивановой Александры Ивановны
- Какое второе слово мы с вами использовали?
Отв.: класс.
- Дальше мы с вами пишем по середине строки с маленькой буквы объяснительная
записка и ставим точку. Мы оформили шапку ОЗ и поэтому ОЗ написали с маленькой
буквы, т.к. это продолжение «шапки».
шапка
Поезд – директор-школа- ученик – класс
Слайд
Директору МОУ «Увинской школы №1»
Смирновой Светлане Федоровне
от ученицы 7-г класса
Ивановой Александры Ивановны
объяснительная записка.
- Обращаем внимание, что шапка ОЗ пишется с правой стороны.
- Можно разобрать с детьми, что такое ОЗ – это деловой документ, где автор объясняет
причину нарушения правил.
- У на остались слова тест, причина, дата и подпись. Как вы думаете, что мы будем
дальше писать?
Отв.: текст ОЗ с указанием причины.
шапка
Поезд – директор-школа- ученик – класс текст-причина
Текст – в тексте пишем Я, ФИО, ученик например 7 класса, опоздала на урок, когда и по
какой причине.
Слайд
Директору МОУ «Увинской школы №1»
Смирновой Светлане Федоровне
от ученицы 7-г класса
Ивановой Александры Ивановны
объяснительная записка.
Я, Иванова Александра Ивановна, ученица 7-г класс, опоздала на урок математики,
потому что проспала.
- С какими карточками остались наши вагончики?
Отв.: дата и подпись.
- Ставим дату с левой стороны, а подпись с право.
шапка
Поезд – директор-школа- ученик – класс текст-причина-дата- подпись
Слайд
Директору МОУ «Увинской школы №1»
Смирновой Светлане Федоровне
от ученицы 7-г класса
Ивановой Александры Ивановны
объяснительная записка.
Я, Иванова Александра Ивановна, ученица 7-г класс, опоздала на урок математики,
потому что проспала.
31.01.24 подпись
Со структурой ОЗ мы с вами познакомились, давайте поработаем с примерным вариантом
ОЗ.
На ваших столах лежат корзины с фруктами.
На фруктах написаны слова. Ваша задача найти одинаковые фрукты и составить
предложения, т.е. у вас получится текст ОЗ.
Составленные предложения, читаем и проверяем.
Слайд с предложениями без знаков препинания
Игра «Ходилка» (просто объяснить)
- Что не хватает в ваших предложениях?
Отв.: знаков препинания.
- Давайте расставим знаки препенания и подчеркнем знакомые для вас орфограммы (работа в
парах)
Раздать карточки, для расставления знаков препинания и подчеркивания орфограмм.
Слайд проверка со знаками и орфограммами.
- У кого сколько не хватает запятых?
Все ли нашли орфограммы?
Теперь с текстом ОЗ вы знакомы, я предлагаю вам взять корзинки с овощами и данных
предложениях вставить пропущенные слова (работа в парах).
Убрать текст с ОЗ.
Слайд проверка вставленных слов.
- Все ли справились с заданием?
На столах лежат баночки в них текст ОЗ, но он распался, восстановите пожалуйста его.
Для того, чтобы проверить правильно ли вы составили текст, достаньте из кармашка
баночки карточку и проверьте.
- справились с заданием?
Молодцы.
- Как современные дети любят отдыхать?
Отв.: играть в телефонах.
Правильно.
На ваши телефоны пришли сообщения, но не всем, кому не пришло сообщение выберите
пожалуйста любой вариант сообщения, на который вы хотите ответить. Можно
проговорить свой ответ на сообщение или записать, я потом сама прочитаю.
Слайд с телефоном.
Спасибо, за внимание я закончила мастер-класс.
Слайд. Спасибо за внимание!