Напоминание

Проблемное обучение на уроках общепрофессионального цикла в системе СПО среднего профессионального образования


Автор: Косарев Алексей Вадимович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 145 Федеральной службы исполнения наказаний
Населённый пункт: г. Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Проблемное обучение на уроках общепрофессионального цикла в системе СПО среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методический доклад на тему: Проблемное обучение на уроках

общепрофессионального цикла в системе СПО (среднего

профессионального образования).

Выполнил преподаватель федерального казенного

профессионального образовательного учреждения № 145 Федеральной

службы исполнения наказаний Косарев Алексей Вадимович

Уважаемые товарищи. Я хотел бы остановиться на основных проблемах,

с которыми мы с Вами сталкиваемся в своей повседневной деятельности как

преподаватели

и

мастера

производственного

обучения,

при

освоении

осужденными рабочих профессией и освещения нами общепрофессиональных

дисциплин для обучающихся, отбывающих наказание в системе Федеральной

службы исполнения наказаний.

Наиболее

кардинальным

изменением

современного

образования

является смена образовательной парадигмы: от авторитарно - репродуктивной

к

развивающей,

гуманистической,

личностно

-

ориентированной,

обеспечивающей такую ключевую компетенцию как умение учиться.

В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает

цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания,

перестраивает педагогическую методику. В настоящее время педагогическая

практика испытывает следующие затруднения:

-

обучающиеся не могут полностью реализовать свои потенциальные

возможности на уроках, так как у них недостаточно развиты познавательные

процессы;

-

познавательный интерес ослабевает как в течение урока, так и во

время всего процесса обучения;

-

обучающиеся испытывают трудности при выполнении заданий,

требующих самостоятельной постановки вопроса, проблемы, поиска путей её

решения;

-

современная педагогика ставит перед преподавателем новые цели, что

влечёт за собой изменения в его деятельности, а в различных методических

пособиях недостаточно чётко и подробно выписаны методы и приёмы работы.

Проблемное обучение, особенно в системе уголовно-исполнительной

системе, это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы

проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в

разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо. Ж.Ж. Руссо (1712-1778) писал об

обучающихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого

себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам».

Так, немецкому педагогу А. Дистервергу принадлежит афоризм,

который можно также назвать предпосылкой всего проблемного обучения:

«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».

Особенно близко подходил к этой идеи К.Д. Ушинский. Он писал:

«Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы

считаем

для

всех

возрастов,

и

в

особенности

для

детского,

метод,

употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским.

Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие

противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо

освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие

ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или

разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и

уясняющей мысли».

История собственно проблемного обучения начинается с введения, так

называемого

исследовательского

метода,

многие

правила

которого

в

буржуазной педагогике разработаны Джоном Дьюи. Его педагогическая

теория получила название инструментальной педагогики или «обучения путем

деления» и заключалась в том, что ребенок должен получать опыт и знания в

процессе самостоятельного исследования, изготовления различных методов и

схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и так

далее.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в

60-хх годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования

психологии

мышления

разрабатывались

советскими

психологами

С.Л.

Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а

в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А. Данилов,

М.Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В.

Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в

этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической

науки.

Задачей

образовательной

организации

является

формирование

гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются

вопросы общего развития обучающихся в процессе обучения. Важнейший

показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого

уровня мыслительных способностей.

Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному

развитию можно считать только такое обучение, при котором педагог,

опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными

педагогическими

средствами

ведет

целенаправленную

работу

по

формированию мыслительных способностей своих обучающихся в процессе

изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.

Обучение возникло как результат достижений передовой практики и

теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения

является эффективным средством общего и интеллектуального развития

обучающихся. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать

определение этому явлению.

Под проблемным обучением В. Оконь понимает совокупность таких

действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,

оказание обучающимся необходимой помощи в решении проблем, проверка

этих

решений

и,

наконец,

руководство

процессом

систематизации

и

закрепления приобретенных знаний.

Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер

обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что

«обучающийся под руководством педагога принимает участие в решении

новых для него познавательных и практических проблем в определенно

системе,

соответствующей

образовательно

-

воспитательным

целям

образовательной организации».

Т.В.

Кудрявцев

суть

процесса

проблемного

обучения

видит

в

выдвижении перед обучающимся дидактических проблем, в их решении и

овладении

обучающимися

обобщенными

знаниями

и

принципами

проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю.К. Бабанского.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических

исследований

М.И.

Махмутов

дает

следующее

определение

понятия

«проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего

обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая

деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а

система

методов

построена

с

учетом

целеполагания

и

принципа

проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован

на

формирование

познавательной

самостоятельности

обучающихся,

устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие)

способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности,

детерминированного системой проблемных ситуаций».

Цель активизации обучающихся посредством проблемного обучения

заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности

обучающегося и обучать его не отдельным операциям в случайности,

стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая

характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения

творческой мыслительной деятельности.

Проблемная

ситуация

и

учебная

проблема

являются

основными

понятиями

проблемного

обучения,

которое

рассматривается

не

как

механическое

сложение

деятельности

преподавания

и

учения,

а

как

диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.

Проблемное преподавание определяется как деятельность преподавателя

по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с

его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью

обучающихся, направленной на освоение новых знаний - как традиционным

путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их

решения.

Этапы проблемного обучения:

1. Постановка

учебной

проблемы;

организация

проблемной

ситуации.

Результат этого этапа - затруднение обучающихся и постановка

проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

2.

Поиск решения проблемы:

-

через диалог;

-

выдвижение гипотез.

3.

Проверка гипотез, начиная со сложной.

4.

Формулировка правила, способа, сравнение его с научным

образцом в учебнике.

5.

Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6.

Контрольных

и

проверочных

работ

с

включение

заданий

проведение проблемного характера:

-

поставь проблемный вопрос;

-

выдвини гипотезу;

-

докажи.

Для создания проблемной ситуации перед обучающимся должно быть

поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении

которого обучающийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания

или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

а) задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет

обучающийся;

б) неизвестное,

которое

нужно

открыть,

составляет

подлежащую

усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые

общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызвать у обучающегося

потребность в усваиваемом знании.

Предлагаемое

обучающемуся

проблемное

задание

должно

соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Проблемное задание должно предшествовать объяснение подлежащего

усвоению учебного материала.

В качестве проблемных заданий могут служить:

а) учебные задачи;

б) вопросы;

в) практические задания.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию.

Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно

может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными

типами заданий.

Возникшую

проблемную

ситуацию

должен

формулировать

преподаватель путем указания обучающемуся на причины невыполнения им

поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить

им те или иные продемонстрированные факты.

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что

она создает трудность, преодолеть которую обучающийся может лишь в

результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация

должна быть значимой для обучающегося. Ее возникновение должно быть по

возможности связано с интересами и предшествующим опытом обучающихся.

Наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд

более частных. Общая проблемная ситуация – проблема должна распадаться

на ряд подпроблем, связанных и вытекающих одна из другой.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в

учебном процессе:

1.

Проблемная

ситуация

создается

тогда,

когда

обнаруживается

несоответствие между имеющимися уже системами знаний у обучающихся и

новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между

знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и

научными знаниями).

2.

Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного

выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы,

использование которой только и может обеспечить правильное решение

предложенной проблемной задачи.

3.

Проблемные ситуации возникают перед обучающимися тогда, когда

они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже

имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на

практике.

Проблемная

ситуация

возникает

в

том

случае,

если

имеется

противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и

практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного

способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения

задания и отсутствием теоретического обоснования.

Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда,

когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным

оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно

заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим

характером

самих

изображений

и

необходимостью

прочитать

в

них

динамические процессы.

Введение в учебный процесс элементов проблемности повышает

активность обучающихся, способствует развитию у них познавательных

интересов. Тем не менее, полностью построить обучение на основах

проблемности вряд ли возможно. В большинстве учебных группах собраны

обучающиеся с разным уровнем подготовки и разными способностями. И если

для кого-то проблемное задание оказывается не по силам, то есть не

соответствует их возможностям, оно вносит дезорганизацию в учебную

работу. Использование приемов проблемного обучения не должно исключать

индивидуального обучения.

Умение

самостоятельно

ставить

учебную

задачу

(на

основе

предложенной конкретной задачи) является одним из основных умений,

которым должен овладеть каждый обучающийся.

Если обучающийся, будучи поставлен перед некоторой конкретной

задачей, владеет умением ставить учебную задачу (и у него сформирована

соответствующая потребность), то он, прежде чем приступить к решению

данной конкретной задачи, будет осуществлять поиск общего способа

решения целого класса задач, в который входит и предложенная ему задача. В

случае несформированности у него умения и потребности ставить учебную

задачу он вместо поиска общего способа начнет решать предложенную ему

конкретную задачу путем проб и ошибок, а затем так же будет решать все

последующие задачи.

Процесс решения задач с психологической точки зрения представляет

собой последовательный переход субъекта от одной проблемной ситуации к

другой путем моделирования первой ситуации и принятия построенной

модели за объект второй ситуации. Субъект строит последовательность

моделей первоначально составленной или принятой задачи. При этом переход

от проблемной ситуации к ее модели совершается путем децентрации

субъекта, то есть мысленного выхода субъекта из ситуации и ее активного

изучения им как бы со стороны.

Процесс включения (воспоминания) элементов прошлого опыта не

всегда обеспечивает появления новообразований в творческом мышлении, а в

некоторых случаях это даже может затруднить поиск правильного решения.

Под психологическим барьером прошлого опыта понимаются затруднения,

испытываемые человеком при избирательной актуализации знаний в процессе

решения творческих задач.

Одной из причин появления психологических барьеров прошлого опыта

является наличие в задании таких условий, которые актуализируют ранее

сложившиеся стереотипные действия, не позволяющие обнаружить новые

условия, требуемые для разрешения творческого задания.

Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек

натолкнулся, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное,

тревожное. Возникшая проблемная ситуация переходит затем в осознаваемую

человеком задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но

отличается от нее.

Проблемная ситуация - это довольно смутное, еще не очень ясное и мало

осознаваемое впечатление, как бы сигнализирующее, что что-то не так, что-то

не то. Процесс мышления начинается с анализа этой проблемной ситуации. В

результате ее анализа возникает, формулируется задача (проблема) в

собственном смысле слова.

Возникновение задачи означает, что удалось хотя бы предварительно

расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и

отношений между известными и неизвестными, становится возможным искать

и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.



В раздел образования