Автор: Григорьева Елена Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО ДТДиМ
Населённый пункт: Город Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Оценка качества реализации программы по бисероплетению
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодёжи
Оценка качества
реализации программы
«Бисер – изящное рукоделие»
Методическая разработка
Григорьева Елена Андреевна,
педагог дополнительного образования
г. Комсомольск-на-Амуре
2025 г.
Пояснительная записка
Мониторинг – это постоянное организованное наблюдение за каким-
либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми
результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четно
определенным показателям.
Диагностика – важный раздел образовательной программы. Для оценки
эффективности реализации программы необходима система отслеживания и
фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства
учащихся. Диагностический контроль дает возможность определить уровень
мотивации выбора и устойчивости интереса, творческих способностей.
Оценка
результативности
образовательной
деятельности
в
объединении «Бисер - изящное рукоделие» осуществляется с помощью:
входящей, промежуточной, конечной диагностики.
диагностики количественных показателей успешности педагога и
воспитанников.
удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью;
оценки состояния психологического климата в объединении.
Результатом
обучения
воспитанников
по
программе
является
определенный объем знаний, умений и навыков. Знания определяются с
пунктами
программы,
а
умения
с
практическими
занятиями.
Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения
первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим
показателям:
1). Теоретическая подготовка ребенка;
2). Практическая подготовка;
3). Общеучебные навыки ребенка;
4). Учебно-коммуникативные умения;
5). Учебно-организационные умения;
Результативность личностного развития ребенка в процессе освоения
им
дополнительной
образовательной
программы
отслеживается
по
следующим показателям:
1). Организационно-волевые качества;
2). Ориентационные качества.
В диагностике используются различные методы и методики, которые
проводятся в следующих формах:
Собеседование;
Анкетирование;
Тестирование;
Участие в конкурсах, выставках;
Участие в открытых занятиях.
Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с чем пришли
дети (входное тестирование), и что получили на выходе (итоговое
тестирование).
Цель
проведения
входного
тестирования:
определение
уровня
мотивации, подготовленности и развитости воспитанников в начале цикла
обучения.
Целью
промежуточного
диагностирования
является
определение
степени усвоения учебного материала, динамика развития и рост мастерства
учащихся на данном этапе.
Цель итогового этапа диагностики: определение степени достижения
результатов
обучения,
закрепления
знаний,
ориентация
учащихся
на
дальнейшее самостоятельное обучение.
Для определения уровня мотивации воспитанников используется
анкета «Мои интересы». (Приложение 1).
Входное, промежуточное, итоговое тестирование представлено в виде
ряда вопросов, ответив на которые определяется уровень знаний от 1 до 10
баллов.
Результаты фиксируются в сводной ведомости группы. (Приложение
2).
Уровни прохождения стартового, промежуточного
и итогового тестирования
Минимальный уровень – от 1 до 4 баллов;
- при условии правильных ответов на один вопрос из трех.
Средний уровень – от 5 до 8 баллов;
- при условии правильных ответов на два вопроса из трех.
Максимальный уровень – от 9 до 10 баллов;
- при условии правильных ответов на три вопроса из трех.
Оценка качества реализации программы
«Бисер – изящное рукоделие»
Первый год обучения.
Входящее тестирование
1.Напротив каждого вопроса напишите ответ (да,нет).
а) Надо ли знать количество иголок, взятых для работы?
б) Нужно ли проверить наличие иголок после работы?
в) Можно ли вкалывать иглы в одежду?
г) Можно ли класть ножницы с открытыми лезвиями, направленными на
себя?
д) Можно ли передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями
е) Можно ли бисер брать в рот?
ж) Можно ли проволоку перекусывать зубами?
2.Соотнесите изображение с видом плетения.
Параллельное плетение Объемное параллельное
плетение
3.Отгадай анаграммы, в которых зашифрованны инструменты и
материалы при работе с бисером:
ИСБРЕС (БИСЕР);
ООВКОАЛРП (ПРОВОЛОКА);
ЫНИОЖЦН(НОЖНИЦЫ);
ЧКСКУАИ(КУСАЧКИ);
УЯКССЕТЛР (СТЕКЛЯРУС);
ЕЦЗАБРО (ОБРАЗЕЦ);
АСМХЕ (СХЕМА);
Промежуточное тестирование
1.Выберите правильное определение и подчеркните его.
Бисер - это……………………
а)
блёстка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно круглой
формы и с отверстием для продевания нитки;
б) маленькиешарики с отверстием для нанизывания на нитку, леску или
проволоку;
в) стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для
нити;
г) имитации драгоценных камней, изготовленные из свинцового стекла с
высоким показателем преломления и дисперсией
2.Как определить размер бисера:
а)Бисер бывает разных размеров (от 1,5 мм до 4 мм в диаметре) и,
соответственно, разных номеров (от 6 до 15).
б)Чем больше номер, тем мельче бисер. А конкретнее, номер бисера - это
число бисеринок, которые поместятся в 1 дюйме. 1 дюйм равен 2,54 см.
в)Если вмещается 9 бисеринок - номер бисера 9, если 10 бисеринок - то 10, и
так далее. Но все это примерно, так как иногда в один дюйм вмещается не
целое число бисеринок, а, допустим, 11 с половиной.
3.Из чего раньше делали бисер. (Из истории бисероплетения).
Бисер наши предки делали из кости, рогов, бивней, металла, ракушек,
жемчужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев
(янтарь), синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги,
зерен персидской сирени и других растений.
Конечное тестирование
1.К какому способу плетения из бисера относятся следующие схемы.
Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев,
чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки,
ноги), мебели, украшений.
-
параллельное плетение
Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков,
листьев, цветов.
- петельное плетение
Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок,
украшений, цветов (листья, лепестки).
- игольчатое плетение
2 .Какие виды бисера изображены на картинках?
Выберите правильный вариант и напишите его около картинок:
а) бисер;
б)пайетки;
в) бусины;
г) стеклярус;
д) рубка;
е) стразы.
3.Определи к какой технике плетения относится данная схема
Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бисеринки
для очередного ряда, затем через них пропускают второй конец проволоки
навстречу первому.
1 этап - надеваем бисеринки верхнего ряда (допустим желтые) на проволоку,
желательно для первого раза брать бисер разного цвета внизу и вверху.
2 этап - к первому ряду добавляем бисеринки второго яда (допустим
красные)
3 этап - заплетаем вторым концом проволоки, перекрещивая проволоку в
бисеринках нижнего ряда для чего пропускаем второй конец проволоки
навстречу в бисеринках второго ряда.
4 этап - повторяем все этапы вверху и внизу, в результате должно получиться
вроде гармошки.
Оценка качества реализации программы
«Бисер – изящное рукоделие»
Второй год обучения.
Входящее тестирование
1.Как вы считаете, можно ли по данной схеме сплести изделие в технике
объемное параллельное плетение:
2.Соотнесите изображение техники плетения бисером с его названием:
Монастырское плетение
Объемное параллельное
плетение
Параллельное плетение
3.Расставьте в правильном порядке последовательность изготовления
изделия из бисера:
1.
Подбор материалов и инструментов для плетения
2.
Изучение схемы плетения
3.
Изменение схемы плетения
4.
Изготовление основных элементов по схеме
5.
Изготовление дополнительных элементов
6.
Соединение готовых элементов в готовое изделие
7.
Заправка оставшихся концов плетения
8.
Оформление
Промежуточное тестирование
1.
Что изображено на картинке?
а) рисунок;
б) чертёж;
в) схема;
г) набросок.
2.
Последовательность изготовления цветов.
В какой последовательности выполняютя цветы? Около каждой картинки
поставте цифру.
3.
Какой способ плетения внешне похож на кирпичную кладку и его
на глаз просто невозможно отличить от мозаичного плетения.
…………. Стежок.
На схемах представлены способы плетения: «кирпичный стежок»,
«мозаичное плетение». Определи к какому относятся рис.1 и рис.2.
рис. 1
рис.2
Конечное тестирование
1.Определите к какому способу плетения относится данное описание.
Для получения первого элемента наберите на леску четыре бисерины и
проденьте один из концов в последнюю бисерину во встречном направлении.
Наберите на оба конца лески по одной бисерине, затем на любой конец
еще одну бисерину и скрестите в ней концы лески.
2.Отгадай загадки, отгадками являются инструменты для работы с
бисером.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
(ножницы)
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся ...(карандаш)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,.
Кто же я?-…
(Ответ: линейка)
3.К какому способу плетения из бисера относятся следующие схемы.
- мозаика
- кирпичный стежок
- объемное параллельное плетение
- параллельное плетение
Приложение 1
Анкета «Мои интересы»
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей
ученика.
1. Что Вас больше всего привлекает в школе?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа,
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое
2. Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и,
если можете, объясните, в чем заключаются трудности.
З. Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите,
что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
4. Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей
будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем его польза.
5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не
изучать и почему?
6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в
обучение и почему?
Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его
учебно-познавательных мотивов, наличие определенных склонностей и
потребностей.
Анкета «Изучение познавательных потребностей школьника»
Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.
1.
Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
• часто (5 баллов);
• иногда (З балла);
• редко (1 балл).
2.
Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
• помучиться, но самому найти ответ (5);
• когда как (З);
• получить готовый ответ от других (1).
З. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
• постоянно, много (5);
• иногда много, иногда ничего не читаю (З);
• мало или совсем не читаю (1).
3.
Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу,
связанному с умственным трудом?
• очень эмоционально (5); • когда как (З);
• спокойно, без эмоций (1).
4.
Часто ли Вы задаете вопросы учителю?
• часто (5);
• иногда (З);
• очень редко (1).
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и
разделить ее на 5. Полученное в результате число — это показатель
интенсивности познавательныхпотребностей. Интенсивность можно считать
сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной — если
результат от 2,5 до 3,5; слабой — если результат меньше 2,5.
Приложение 2
Сводная ведомость
Педагог_______________________________________
Объединение _________________________________
№ группы _______, год обучения __________
Вид диагностики (входящая, промежуточная, конечная)
Дата _________________________________________
№
п/п
ФИ
воспитанни
ка
Средний балл по показателям
Средний
балл
воспитан
ника
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Общеучебные
умения и навыки
Учебно -
коммуникативные
умения
Учебно-
организационные
умения
Организационно-
волевые качества
Ориентационные
качества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Средний балл
Средний балл воспитанников:
1 – 4 балла - _______чел. _________%
5 – 8 баллов - ______ чел. _________%
9 – 10 баллов - ______ чел. _________%