Напоминание

"Развитие живописных навыков у учащихся ДХШ"


Автор: Иванцова Ольга Викторовна
Должность: мбу до дши уго г.уссурийск ,преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ УГО г.Уссурийск
Населённый пункт: Приморский край,г.Уссурийск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Развитие живописных навыков у учащихся ДХШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры и архивного дела Приморского края

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств

Уссурийского городского округа

Художественное отделение

Развитие живописных навыков у учащихся ДХШ

Методическая работа

преподавателя

Иванцовой О.В.

г.Уссурийск 2025г.

1

Содержание

1. Введение 3

Основная часть

1. Характеристика 4

Заключение 12

Список литературы 14

2

Введение

Детская

художественная

школа

–начальный

этап

художественного

образования, где закладываются основы профессиональной изобрази-

тельной грамотности, раскрывается творческий потенциал учащихся в сфе-

ре изобразительного искусства.

Одним из главных направлений детской художественной школы являет-

ся подготовка учащихся к поступлению в художественные профессиональ-

ные заведения. Колористическая подготовка как необходимый компонент

художественной подготовки занимает особое место в изобразительном твор-

честве.

Среди учебных дисциплин художественной школы живопись выполняет

главную функцию. Живописно-пространственное изображение объектов

действительности предполагает решение таких важных задач ,как передача

цветового богатства, объема и формы объектов окружающего мира,

пространства, цветовых и тоновых отношений, колористического единства с

учетом различных условий освещения.

Для формирования и совершенствования колористических знаний, уме-

ний, навыков и развития колористических способностей учащихся

очень

важно

развивать

способность

к

творческому

мышлению,

эмоциональному самовыражению , умение мыслить в понятиях и образах,

стремление к творческому самовыражению. ребенок эмоционально отзывчив

на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности.

Этому

помогает технология

“эмоционального

настроя”. Технология

“эмоционального настроя” предусматривает множество различных приемов

для активного включения детей в художественную деятельность, например:

обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых

моментов, прослушивание музыки, слушание художественных текстов и т.д.

3

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные

материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность

выбора и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую

изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности.

В результате использования этой технологии быстрее и качественнее

осваивается техника живописи, работы наполняются богатством цветовых

оттенков. Технология “эмоционального настроя” развивает воображение и

эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности

благодаря установлению связи между миром цвета и миром чувств и эмоций.

Работы получаются разные, но у всех творческие.

Ведь рассказав материал заученными фразами мы не дадим ученику

открытого и легкого пути. Ребенок, пришедший в художественную школу,

изначально

просто

горит

желанием

научиться,

он

внимателен

и

сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто “огорошить”

теорией живописной грамоты, сложными понятиями и выражениями.

Поэтому, все зависит от учителя, то как он начнет преподносить материал

детям, какие методы будет использовать и какие приемы будут в его

арсенале.

Учащиеся

должны

получить

знания,

умения

и

навыки

реалистической

изобразительной

грамоты,

уметь

передавать

на

изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные

качества предметов; знать теоретические основы линейной и воздушной

перспектив, законы светотени, иметь представление о профессиональных

методах работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях

построения композиции и колорита.

Наглядность — одна из самых специфических черт изобразительного

искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия на уроках

рисования с натуры без наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков и

живописных этюдов.

4

Акварельную живопись вводят сразу же с первого класса. Изначально

акварель — сложная техника, но если ее преподнести после работы с

гуашью, то возможно появится риск того, что ребенок ее уже так сильно не

полюбит. Гуашь для кого-то также считается сложной техникой, но ее

прелесть состоит в возможности исправить, перекрыть один слой краски

другим.

Еще одна причина состоит в том, что после работы с гуашью можно совсем

утратить то акварельное чутье, ту легкость и свежесть, которая так

свойственна акварели. Первые занятия по живописи должны начинаться с

ознакомления учащимися с рабочим местом, материалами, используемыми

при обучении живописи и техникой их применения. Теоретическими

вопросами заинтересовать детей трудно, поэтому целесообразно начинать

упражнения как можно быстрее. Темы упражнений на первом году обучения

особенно занимательны, так как без детской заинтересованности невозможен

плодотворный учебный труд. Начинать лучше с плоскостных изображений.

Осваивая , например, технику «заливки» выполняем задания: осенние

листики, красочных бабочек и т.д.

При освоении грамоты живописного изображения большое значение

имеет изучение базовых понятий цветоведения, а так же постадийности

выполнения живописного изображения.

Изучение основ цветоведения является важным условием успешного

решения вопросов колористического характера, возникающих при создании

живописного произведения.

Это знакомство с цветовым кругом, понятиями основных ,составных,

дополнительных цветов. С понятиями цветовой спектр, основные и

составные цвета, теплые и холодные цвета, основные характеристики цвета,

5

цветовая гамма, ахроматические и хроматические цвета, контраст цвета,

цветовая гармония, колорит.

На первых уроках выполняются упражнения на открасы ,растяжки

основных , дополнительных цветов, на цветовую насыщенность.

Применение этих знаний помогает в решении следующих живописных

задач: передачи влияния света и тени на цвет предмета; тона в живописи;

освещения; цветового контраста; воздушной перспективы, цветовой

гармонии, цветового акцента, колорита; применения

способов соединения красок, основных форм красочного мазка и др.

Знания цветовой гармонии помогают глубже понять цветовые оттенки

природы, грамотно усилить цветовые оттенки в сложных цветовых

отношениях для полноты передачи желаемого эмоционального настроения

пейзажа или портрета.

Для овладения учащимися грамотой живописного изображения

необходимо осмысление теоретических основ цветоведения, осознанное

практическое применение их в решении живописных задач.

Активизацию учебной деятельности обеспечивает:

-- применение на занятиях по живописи средств музыкального и

литературного сопровождения;

- применение методов наблюдения натуры,

-одновременного сравнения,

-словесно-наглядных методов,

-метода ассоциаций;

-рисование с натуры, по памяти, по представлению, по воображению;

-накопление опыта эмоциональных переживаний.

Это способствует:

- активизации учебного процесса.

- более глубокому пониманию и запоминанию информации.

- активизации самостоятельной работы.

6

- появление положительного эмоционального настроя и снижения

утомляемости учащихся за счёт разнообразия учебного процесса, появление

веры в себя.

Изучение цвета на уроках живописи в ДХШ, ДШИ традиционно

рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки

будущего художника.

Развитие навыков художественного восприятия у учащихся, их умений

пользоваться цветом ,как средством художественного выражения являются

основой формирования художественных знаний и умений.

В первом классе художественной школы большую роль играет

формирование интереса учащихся к урокам живописи. Особое внимание

уделяется системе упражнений, заданий, позволяющих более полно

осваивать цветовые взаимоотношения, как в окружающей среде, так и внутри

учебной работы . Эти задания могут быть в виде краткосрочных упражнений,

так и тематических заданий на весь урок.

Цель предлагаемой методической рекомендации -оказать методическую

помощь педагогам, осуществляющим образовательную деятельность

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области изобразительного искусства «Живопись».

Ожидаемый результат: заинтересованность и вовлеченность в обучении

живописью в ДХШ, ДШИ может обеспечить рост художественно-

творческого развития учащихся .

В процессе обучения учащийся должен научится самостоятельно

применить принципы колористики ,законы цветоведения в решении

конкретных задач. Практические задания дают возможность грамотно

построить цветовые сочетания, а выполнение заданий по колористике

способствуют эффективному усвоению представлений о цвете и его

применению на практике.

7

Наибольшее количество часов на занятиях живописью в детской

художественной школе отводится рисованию с натуры.

Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения

натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и

явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность,

положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.

Во время рисования с натуры у школьников формируется умение

анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления.

Рисуя с натуры, дети учатся наблюдать и передавать наиболее типичные

черты явлений и предметов

В I классах предметы изображаются во фронтальном (профильном)

положении. Перед учащимися ставятся задачи — определить общее

пространственное положение, пропорции, конструктивное строение, цвет

изображаемых объектов.

В I классе дети учатся определять и называть цвета изображаемых

предметов, знакомятся с понятиями хроматических (красный, синий и т.д.) и

ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, с

понятием цветового тона.

Предметами рисования с натуры могут служить разнообразные объекты

действительности. Учащиеся рисуют предметы домашнего обихода (чайник,

кофейник, кастрюля, кружка, ваза), овощи и фрукты , чучела животных и

птиц.

В начале урока объясняется тема занятия, время, в течение которого

должно выполняться учебное задание.

Затем начинается подробный анализ натурной постановки.

Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции,

пространственное положение объектов натурной постановки, их

композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же

подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и

8

цвет натурной постановки. Анализ постановки но всем этим направлениям

должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с

учетом знаний, умений и навыков по предмету.

Рассматривая и определяя особенности формы, пропорций, цвета того

или иного объекта, важно обратить внимание учащихся на его эстетическую

сущность, показать, в чем заключается красота изучаемого предмета. В

одном случае эстетическое содержание будет заключаться в гармоничном

сочетании цветов, в другом — в пропорциональности, соразмерности форм, в

третьем — в изящных, гибких контурах и т. д.

Анализ натурных постановок должен осуществляться при максимальной

активности учащихся. Следует так построить процесс работы, чтобы все

школьники внимательно следили за ходом анализа, размышляли, были

готовы в любую минуту ответить на поставленный вопрос.

На уроках живописи учащиеся первого класса учатся выполнять

постановку от общего к частному и от частного к общему, от главных частей

к деталям и от деталей к основным частям. Например, анализируя форму

кофейника, учащиеся I класса определяют "основную форму (сосуд —

усеченный конус), а затем форму остальных частей, деталей. После такой

конкретизации отдельных частей ,снова обращаем внимание детей на общую

конструкцию кофейника. Таким образом, результаты зрительного восприятия

обобщаются на основе углубленного изучения натуры.

Нужно обратить внимание учащихся на то. что анализ цвета предмета

начинается с определения общего (локального) цвета, после чего

определяется цвет на освещенной части предмета в тени, в рефлексах, в

бликах и еще раз уточняется на этой основе локальный цвет.

Закончив анализ формы, пропорций, пространственного положения,

цвета, объекта (объектов) натурной постановки, задаем учащимся ряд

вопросов, с целью проверки понимания ими и закрепления учебного

материала. Примерными вопросами могут быть следующие: «К форме какого

геометрического тела ближе всего форма этого кувшина? Сколько раз

9

ширина донышка кувшина умещается в его высоте? Что больше — ширина

или высота яблока? Почему дно кружки мы должны рисовать более

закругленной линией, чем овал горловины? Что светлее на этом кувшине —

полутень или рефлекс? Что ближе к вам в этом натюрморте - чайник или

апельсин? Определите локальный цвет предмета» и т. д.

Затем наглядно показывается и разъясняется последовательное

(поэтапное) выполнение работы. Так же как и анализ натуры, выполнение

постановки начинается от общего к деталям и продолжается от деталей снова

к общему.

Начинающему художнику трудно усвоить сразу весь сложный комплекс

проблем, встающий перед ним в работе над живописным изображением,

поэтому изучение натюрморта целесообразно начинать с небольших

постановок с одним или двумя объемными предметами и одной/двумя

драпировками.. При таком подходе к обучению действует принцип от

простого к сложному.

В ходе выполнения этюдов натюрморта происходит знакомство с

основными проблемами колористического решения живописного

произведения и законами цветовой композиции, с вопросами трактовки

формы, а так же с изменением локального цвета предметов под влиянием

световоздушной среды и цветового подсвета, с проблемами передачи

пространства. Кроме наличия конкретной учебной задачи, натюрморт

должен отвечать и эстетическим требованиям.

С 1 класса учащиеся должны усвоить, что выполнение живописи

натюрморта требует строгого соблюдения методической последовательности

перехода от одного этапа к другому.

На уроках живописи учащиеся не должны забывать и о грамотном

подготовительном рисунке. Даже этюдная живопись основывается на

твердом рисунке. Набросок под акварель намечают очень осторожно,

легкими беглыми линиями, едва касаясь карандашом бумаги.

10

Чтобы повысить вовлеченность учащихся, в процессе работы задаем

вопрос: «Освещение теплое или холодное в данной постановке? При

естественном освещении от окна, освещенные участки предметов и

драпировок будут холодными, а теневые – теплыми и наоборот, если

освещение теплое, то тени холодные. Соседство с предметом, отличающимся

окраской и тоном вызывает в теневой части рефлексы – цветовые отражения

и появление новых цветов.

В 1 классе учащиеся усваивают то, что в акварельной технике весьма

важно сохранить цвет чистым, а красочный слой тонким, прозрачным и

прочным. При написании натюрморта, стоит еще раз напомнить ребятам

основные принципы теории цвета. Например, что такое основные цвета,

дополнительные и как они образуются. Напомнить учащимся, что: жёлтый

дополняет фиолетовый, красный дополняет зеленый, а синий – оранжевый,

что составные цвета необходимы для создания цветовых контрастов,

рисования теней. Можно запомнить формулу, по которой каждая ваша тень в

зависимости от окружения и освещения получится нужного, «правильного»

цвета:

1.

Тон, чуть темнее цвета самого предмета.

2.

Цвет дополнительный к этому цвету.

3.

Синий есть в каждой тени.

Однако качество синего зависит от самого предмета: это может быть чистый

и

нейтральный

синий,

как

синий

кобальт,

зеленовато-голубой

или

фиолетово-синий, как ультрамарин.

Например, в нашем натюрморте с кофейником при изменении фона за счет

смены драпировок, ученики наглядно видят как меняется цвет предмета в

зависимости от окружающей среды и учатся применять эти знания на

практике.

Заканчивая каждую постановку, учащиеся нужно научить проводить

обобщение и анализ работы. Например, если некоторые места натюрморта не

11

получили нужной яркости или наоборот, яркое пятно слишком вырывается

из общей цветовой гаммы.

После выполнения каждого задания -важно устраивать общий просмотр

детских работ. Выбрать хороший этюд и неудачный, объяснить учащимся,

что верно, что ошибочно в каждой из работ. Провести анализ каждой работы,

подключая к обсуждению ребят. Это формирует эмоциональную

вовлеченность и заинтересованность учащихся. У них появляется мотивация-

учитывая свои неточности, сделать следующую работу еще лучше.

На каждом занятии преподавателю нужно своим примером показать

личную вовлеченность и заинтересованность процессом, успехом каждого

ученика.

Заключение.

Применение этих знаний помогает в решении следующих живописных

задач: передачи влияния света и тени на цвет

предмета; тона в живописи; освещения; цветового контраста; воздушной

перспективы, цветовой гармонии, цветового акцента, колорита; применения

способов соединения красок, основных форм красочного мазка и др. Знания

цветовой гармонии помогают глубже понять цветовые оттенки природы,

грамотно усилить цветовые оттенки в сложных цветовых отношениях .

Формирование живописных навыков и умений требует достаточного

количества времени и постоянного внимания.

Нестандартный подход к проведению занятий, создание дружеской

доброжелательной обстановки в классе, формируют эмоциональный интерес

к занятиям живописью. А хорошее настроение у детей, выступает как одно из

условий развития живописных навыков, поэтому каждое занятие стремимся

организовать, включая разнообразие методов и приёмов обучения, находя

новые, наиболее эффективные методы изложения материала.

12

Особенностями обучения живописи в детской художественной школе

является то, что дети приобретают опыт творческой деятельности в

атмосфере эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности и

творчества, вместе с тем в атмосфере профессиональной требовательности.

Когда интерес школьников переключается на образную трактовку

натюрморта, они перестают думать о технике исполнения.

С овладением живописных навыков и умений у ученика развивается

индивидуальная манера изображения, свидетельствующая о том, что ребёнок

овладел

основами

живописи

и

получил

необходимые

для

этого

изобразительные навыки, которые развивают творчество.

1.

К живой, творческой работе учащийся может подойти только,

относительно свободно владея живописными навыками. Поэтому

в процессе обучения на уроках живописи хотелось добиться

того, чтобы техническая сторона работы совершалась свободно,

не принуждённо, не задерживая и не отвлекая внимания детей.

2.С полным овладением живописных навыков и умений у учащихся

развивается индивидуальная манера изображения, свидетельствующая о том,

что ребёнок овладел основами живописи и получил необходимые для этого

изобразительные навыки.

13

Список литературы:

1.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. –

Ярославль: Академия развития, 1998.

2.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,

композиция. - М.: Просвещение, 1981.

3. Берхин Н. Б. Формирование первоначальных художественных знаний / Н.

4.Б. Берхин // Педагогика. М. : РАО, 1993. - №

5.Зернов В. А. Цветоведение. — М.: Книга, 1972

6.Ивенс Р. Введение в теорию цвета. — М.: Мир, 1964

7.Иттен И. Искусство цвета. — M: Д.Аронов, 2001

8.Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание,

1978

9.Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993

10.Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Mинск, Беларусь,

2002

11. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цве-

том как выразительным средством: Психолого-педагогические рекоменда-

ции для преподавателей детских художественных школ и художественных

отделений школ искусств. – М., 1985. – 28 с.

14

15



В раздел образования