Автор: Харитонова Ольга Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ 2
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы концертмейстера
Раздел: дополнительное образование
Автор: Харитоновой Ольги Александровны
Должность: Концертмейстер
Учреждение: МБОУДо Дши №2
Населенный пункт : город Воронеж
Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки»
Работа концертмейстера в классе скрипки отличается рядом сложностей, в
связи с спецификой инструмента, а также определенными целями и задачами
скрипичной игры и методики. Одним из основных этапов работы
концертмейстера в классе скрипка пи подготовке к концертному (публичному)
выступлению является непосредственно начальная стадия знакомства с
произведением. Именно в этот момент, для успешного ансамбля
осуществляется решение таких, наиболее важных задач, как знание музыки,
вступления и заключения, проигрышей, умение слышать солирование каждой
из партий во время пауз или длинных нот, точное следование фразировки,
чувствование исполнительского дыхания, единого ритмического пульса и
темпа, подчинение общему творческому замыслу.
Концертмейстеру в работе со струнно-смычковыми инструментами необходимо
знать специфические особенности скрипки. На начальном этапе работы над
произведением юному скрипачу часто помогает быстро освоить свою партию,
временное видоизменение фактуры аккомпанимента - концертмейстеру
необязательно играть его в полном объеме, возможно лишь ограничиться
главными элементами : басами, гармониями Также возможно дублирование
звуков мелодии- это способствует учащемся контролировать свою интонацию
(особенно в высоких позициях), справиться с различного рода ритмическими
фигурациями. Существует по меньшей мере два момента в аккомпанементе,
соблюдение которых обеспечивает успешное концертное выступление,
целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым учеником, в
особенности со скрипачом. Это темпо-ритм и динамика. Работа над темпо-
ритмом является одним из важных пунктов в деятельности концертмейстера
при подготовке к концертному выступлению. Необходимо уметь «держать темп
и легко переключаться на новый, преодолевая возникшею энерцию, иметь
«темповую» память, нужную при возвращении после ряда отклонений или
смен к первоначальному темпу. Тут многое зависит от опыта концертмейстера,
наличия в нем дирижерского начала, умения при необходимости вести солиста
за собой , направляя общее движение.
Приходя на урок к начинающему ученику или выпускнику, работая над
маленькой пьесой или над крупной формой, находясь в классе или в
концертном зале, концертмейстер всегда должен помнить основное правило
ансамблевой игры: не быть солистом самому, но это не значит что нужно играть
серым бескрасочным звуком, чтобы оставить ученика без поддержки. В любом
случаи, фортепиано, как инструмент сопровождающий, должен звучать чуть
слабее солирующего инструмента. Какова бы не была динамическая шкала в
произведении, это надо соблюдать. Но разница в силе звука должна быть
минимальной. Нужно постоянно приучаться слушать и слышать своего
партнера. Следовательно, совместная игра концертмейстера с солистом или
солистами отличается от сольной, прежде всего тем, что общий план и все
детали интерпретации делаются совместными усилиями солиста и
концертмейстера. (являются плодом раздумий и творческой фантазии не
одного а нескольких исполнителей и реализуются они их объединенными
усилиями.
Надо знать специфические закономерности скрипки, особое место на струнных
занимает pizzicato. Звуки его будут слабее, чем взятые смычком. Особенно это
касается игры с начинающими музыкантами. Надо помнить что аккорды взятые
скрипачом звучат немного с оттяжкой. Начало аккорда берется за счет
предыдущей доли. Это должен знать концертмейстер и не спешить озвучивать
свой текст. Играть сопровождение надо немного позже, чтобы не разойтись с
солистом.
Также умение мгновенно охватить, внутренне услышать и воспроизвести всю
ткань музыкального произведения просто необходимо в данной работе. В
аспект вся ткань музыкального произведения нвходит не только насыщенная
партия концертмейстера, но и весь текст солиста. Надо уметь охватывать всю
партитуру, уметь дублировать скрипичную партию, во время подсказывать
вступления солиста, следить за чистотой интонации, правильной нюансировкой,
метро-ритмическими изменениями. Совместная работа концертмейстера и
солиста должна строиться на взаимопонимании и согласии ученика
преподавателя и концертмейстера. Нужно точно следовать фразировке
солиста , концертмейстер должен внутренне слышать его партию? всю
динамику, кульминационное развитие, развитие темы на crescendo и
diminuendo, концертмейстер всегда должен поддерживать скрипача. Кроме
того он должен не просто видеть партию солиста а представлять себе ее своей.
От степени слитности внутреннего реального звучания будет зависеть качество
ансамбля.
Солисты учатся слышать себя, своего концертмейстера и одновременно
звучание ансамбля. Также важна очень работа над синхронностью звучания.
Это работа над темпом и ритмом. Нужно умет держать взятый темп. И при
необходимости легко переключаться на новый.
Подытожив все выше сказанное сделаем выводы, что роль концертмейстера в
работе над музыкальным произведением очень многообразна.