Напоминание

Особенности работы концертмейстера


Автор: Харитонова Ольга Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ 2
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы концертмейстера
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор: Харитоновой Ольги Александровны

Должность: Концертмейстер

Учреждение: МБОУДо Дши №2

Населенный пункт : город Воронеж

Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки»

Работа концертмейстера в классе скрипки отличается рядом сложностей, в

связи с спецификой инструмента, а также определенными целями и задачами

скрипичной игры и методики. Одним из основных этапов работы

концертмейстера в классе скрипка пи подготовке к концертному (публичному)

выступлению является непосредственно начальная стадия знакомства с

произведением. Именно в этот момент, для успешного ансамбля

осуществляется решение таких, наиболее важных задач, как знание музыки,

вступления и заключения, проигрышей, умение слышать солирование каждой

из партий во время пауз или длинных нот, точное следование фразировки,

чувствование исполнительского дыхания, единого ритмического пульса и

темпа, подчинение общему творческому замыслу.

Концертмейстеру в работе со струнно-смычковыми инструментами необходимо

знать специфические особенности скрипки. На начальном этапе работы над

произведением юному скрипачу часто помогает быстро освоить свою партию,

временное видоизменение фактуры аккомпанимента - концертмейстеру

необязательно играть его в полном объеме, возможно лишь ограничиться

главными элементами : басами, гармониями Также возможно дублирование

звуков мелодии- это способствует учащемся контролировать свою интонацию

(особенно в высоких позициях), справиться с различного рода ритмическими

фигурациями. Существует по меньшей мере два момента в аккомпанементе,

соблюдение которых обеспечивает успешное концертное выступление,

целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым учеником, в

особенности со скрипачом. Это темпо-ритм и динамика. Работа над темпо-

ритмом является одним из важных пунктов в деятельности концертмейстера

при подготовке к концертному выступлению. Необходимо уметь «держать темп

и легко переключаться на новый, преодолевая возникшею энерцию, иметь

«темповую» память, нужную при возвращении после ряда отклонений или

смен к первоначальному темпу. Тут многое зависит от опыта концертмейстера,

наличия в нем дирижерского начала, умения при необходимости вести солиста

за собой , направляя общее движение.

Приходя на урок к начинающему ученику или выпускнику, работая над

маленькой пьесой или над крупной формой, находясь в классе или в

концертном зале, концертмейстер всегда должен помнить основное правило

ансамблевой игры: не быть солистом самому, но это не значит что нужно играть

серым бескрасочным звуком, чтобы оставить ученика без поддержки. В любом

случаи, фортепиано, как инструмент сопровождающий, должен звучать чуть

слабее солирующего инструмента. Какова бы не была динамическая шкала в

произведении, это надо соблюдать. Но разница в силе звука должна быть

минимальной. Нужно постоянно приучаться слушать и слышать своего

партнера. Следовательно, совместная игра концертмейстера с солистом или

солистами отличается от сольной, прежде всего тем, что общий план и все

детали интерпретации делаются совместными усилиями солиста и

концертмейстера. (являются плодом раздумий и творческой фантазии не

одного а нескольких исполнителей и реализуются они их объединенными

усилиями.

Надо знать специфические закономерности скрипки, особое место на струнных

занимает pizzicato. Звуки его будут слабее, чем взятые смычком. Особенно это

касается игры с начинающими музыкантами. Надо помнить что аккорды взятые

скрипачом звучат немного с оттяжкой. Начало аккорда берется за счет

предыдущей доли. Это должен знать концертмейстер и не спешить озвучивать

свой текст. Играть сопровождение надо немного позже, чтобы не разойтись с

солистом.

Также умение мгновенно охватить, внутренне услышать и воспроизвести всю

ткань музыкального произведения просто необходимо в данной работе. В

аспект вся ткань музыкального произведения нвходит не только насыщенная

партия концертмейстера, но и весь текст солиста. Надо уметь охватывать всю

партитуру, уметь дублировать скрипичную партию, во время подсказывать

вступления солиста, следить за чистотой интонации, правильной нюансировкой,

метро-ритмическими изменениями. Совместная работа концертмейстера и

солиста должна строиться на взаимопонимании и согласии ученика

преподавателя и концертмейстера. Нужно точно следовать фразировке

солиста , концертмейстер должен внутренне слышать его партию? всю

динамику, кульминационное развитие, развитие темы на crescendo и

diminuendo, концертмейстер всегда должен поддерживать скрипача. Кроме

того он должен не просто видеть партию солиста а представлять себе ее своей.

От степени слитности внутреннего реального звучания будет зависеть качество

ансамбля.

Солисты учатся слышать себя, своего концертмейстера и одновременно

звучание ансамбля. Также важна очень работа над синхронностью звучания.

Это работа над темпом и ритмом. Нужно умет держать взятый темп. И при

необходимости легко переключаться на новый.

Подытожив все выше сказанное сделаем выводы, что роль концертмейстера в

работе над музыкальным произведением очень многообразна.



В раздел образования