Напоминание

Актуальные проблемы обучения детей английскому языку в начальном звене.


Автор: Кулакова Татьяна Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Староюрьевская СОШ
Населённый пункт: село Староюрьево Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные проблемы обучения детей английскому языку в начальном звене.
Раздел: начальное образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ

Введение

Раннее иноязычное образование в современной российской школе

приобретает все большую значимость в контексте глобализации и

расширения международных контактов. Начальная школа

представляет собой фундаментальный этап в формировании

языковых компетенций, где закладываются не только базовые знания,

но и отношение к предмету, мотивация к дальнейшему изучению.

Однако процесс обучения английскому языку младших школьников

сопряжен с комплексом системных проблем, обусловленных

психофизиологическими особенностями возраста, методическими

просчетами и организационными трудностями. Преодоление этих

проблем требует не эпизодических корректировок, а системного

пересмотра подходов к организации учебного процесса.

Актуальность темы обусловлена сохраняющимся противоречием

между социальным заказом на качественное иноязычное образование

и реальными результатами обучения в начальном звене, когда после

четырех лет изучения английского языка многие учащиеся

демонстрируют низкий уровень коммуникативной компетенции и

отсутствие устойчивой мотивации. Цель данной статьи – провести

комплексный анализ ключевых проблем обучения английскому языку в

начальной школе и определить стратегические направления их

решения.

Задачи исследования:

1. Выявить и классифицировать основные проблемы обучения

английскому языку в начальном звене.

2. Проанализировать психолого-педагогические и методические аспекты

выявленных проблем.

3. Определить критерии эффективности обучения английскому языку

младших школьников.

4. Разработать практические рекомендации по оптимизации учебного

процесса.

1. Психолого-педагогические проблемы

1.1. Несоответствие методик возрастным особенностям учащихся

Младший школьный возраст (6-10 лет) характеризуется

специфическими психофизиологическими особенностями, которые

часто не учитываются в практике преподавания:

Преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-

логическим

Высокая эмоциональная восприимчивость и непосредственность

Недостаточная сформированность произвольного внимания и памяти

Быстрая утомляемость и потребность в частой смене деятельности

Традиционные методы обучения, ориентированные на механическое

запоминание и грамматические правила, оказываются

малоэффективными. Дети испытывают трудности с пониманием

абстрактных грамматических категорий, не видят практического

применения изучаемого материала.

1.2. Проблема мотивации

Изначальный интерес младших школьников к изучению иностранного

языка часто угасает из-за:

Отсутствия реальной языковой среды

Преобладания формальных упражнений над коммуникативными

заданиями

Недостаточной связи обучения с личным опытом ребенка

Страха ошибки и негативной оценки

Исследования показывают, что к концу начальной школы у 60-70%

учащихся наблюдается значительное снижение мотивации к изучению

английского языка.

2. Методические проблемы

2.1. Несбалансированность развития языковых навыков

В практике преподавания наблюдается явный перекос в сторону:

Лексико-грамматического аспекта в ущерб развитию устной речи

Рецептивных навыков (чтение, аудирование) над продуктивными

(говорение, письмо)

Формальных знаний над коммуникативными умениями

Это приводит к ситуации, когда учащиеся, зная отдельные слова и

правила, не могут использовать их в элементарной коммуникации.

2.2. Отсутствие преемственности между этапами обучения

Наблюдаются серьезные разрывы между:

Дошкольной и школьной подготовкой

Разными классами начальной школы

Начальной и основной школой

Каждый учитель часто работает изолированно, не ориентируясь на

достижения предыдущего этапа и не готовя учащихся к следующим

ступеням обучения.

2.3. Недостаточность и неадекватность учебных материалов

Большинство используемых УМК имеют существенные недостатки:

Не соответствуют возрасту по содержанию и оформлению

Содержат неестественные, искусственные диалоги и тексты

Не обеспечивают достаточной повторяемости материала

Не учитывают российский культурный контекст

3. Организационные проблемы

3.1. Неоптимальные условия обучения

Реальная практика организации учебного процесса характеризуется:

Недостаточной частотой занятий (2-3 раза в неделю)

Переполненностью групп (25-30 человек)

Отсутствием необходимого технического оснащения

Нехваткой современных наглядных материалов

3.2. Кадровые проблемы

Серьезной проблемой остается:

Недостаточная подготовка учителей к работе с младшими

школьниками

Низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности

Отсутствие системы непрерывного профессионального развития

Высокая учебная нагрузка, не оставляющая времени на творчество

3.3. Отсутствие дифференцированного подхода

В условиях массовой школы практически не реализуется:

Индивидуализация обучения с учетом способностей учащихся

Работа с одаренными детьми и детьми с трудностями в обучении

Учет различного темпа усвоения материала

4. Проблемы оценки и контроля

4.1. Неадекватность системы оценивания

Существующая система оценки характеризуется:

Преобладанием формального контроля знаний над развитием умений

Отсутствием критериев оценки коммуникативной компетенции

Несоответствием методов контроля возрастным особенностям

Недостаточным использованием формирующего оценивания

4.2. Психологическое давление оценки

Оценочная система часто создает:

Ситуацию постоянного стресса для учащихся

Страх ошибки и публичного осуждения

Снижение самооценки у слабоуспевающих детей

Формирование негативного отношения к предмету

5. Пути решения выявленных проблем

5.1. Психолого-педагогическая оптимизация

Для учета возрастных особенностей необходимо:

Широкое использование игровых технологий

Включение в урок двигательной активности

Частая смена видов деятельности (не более 5-7 минут на один вид)

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка

Использование мультисенсорного подхода (задействование всех

каналов восприятия)

5.2. Методическое совершенствование

Повышение эффективности обучения требует:

Коммуникативной направленности всех видов работы

Сбалансированного развития всех видов речевой деятельности

Принципа устного опережения

Интеграции английского языка с другими предметами

Использования аутентичных материалов, адаптированных для

возраста

5.3. Организационные улучшения

Для создания оптимальных условий необходимо:

Увеличение количества часов до 3-4 в неделю

Деление классов на подгруппы не более 12-15 человек

Оснащение кабинетов современным оборудованием

Создание языковой среды через внеурочную деятельность

5.4. Совершенствование системы оценивания

Эффективная система оценки должна:

Сочетать формальное и неформальное оценивание

Использовать разнообразные формы контроля

Включать самооценку и взаимооценку

Фокусироваться на прогрессе ребенка, а не на абсолютных

показателях

6. Критерии эффективности обучения

Для оценки успешности обучения английскому языку в начальной

школе целесообразно использовать следующие критерии:

6.1. Коммуникативный критерий

Способность к элементарному общению на изученные темы

Умение понимать простые высказывания на слух

Готовность использовать язык для решения практических задач

6.2. Мотивационный критерий

Устойчивый интерес к изучению языка

Положительное эмоциональное отношение к занятиям

Активная позиция в учебном процессе

6.3. Когнитивный критерий

Сформированность базовых языковых знаний и умений

Наличие стратегий самостоятельной работы

Способность к переносу знаний в новые ситуации

Заключение

Проблемы обучения английскому языку в начальной школе носят

комплексный характер и требуют системного подхода к их решению.

Ключевым условием успеха является создание развивающей

образовательной среды, учитывающей психофизиологические

особенности младших школьников и ориентированной на

формирование устойчивой мотивации и практических

коммуникативных умений.

Перспективы совершенствования процесса обучения видятся в

интеграции современных педагогических технологий, создании гибких

программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, и

повышении профессиональной компетентности учителей. Особое

внимание должно уделяться преемственности между разными

этапами обучения и созданию единой системы иноязычного

образования.

Реализация предложенных мер позволит не только повысить качество

языковой подготовки, но и сформировать у младших школьников

положительное отношение к английскому языку как средству

межкультурной коммуникации, что создаст прочную основу для

дальнейшего успешного обучения.



В раздел образования