Напоминание

Организация устного счета на уроках математики как средство коррекции и развития познавательной деятельности учащихся


Автор: Аксанова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Организация устного счета на уроках математики как средство коррекции и развития познавательной деятельности учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Организация устного счета на уроках математики как средство коррекции и развития

познавательной деятельности учащихся

Аннотация: В статье рассматривается роль устного счета в системе математического образования

как ключевого инструмента для преодоления недостатков познавательной деятельности.

Обосновывается необходимость использования современных мультимедийных технологий и

дидактических игр для повышения эффективности учебного процесса, развития мышления и

формирования устойчивых вычислительных навыков у учащихся, в том числе с особыми

образовательными потребностями.

Ключевые слова: математическое образование, устный счет, познавательная деятельность,

коррекционная педагогика, мультимедийные технологии, дидактическая игра, универсальные

учебные действия.

Введение

Математика как учебный предмет решает одну из важнейших специальных задач – преодоление

дефицитов познавательной деятельности у школьников. Ее изучение направлено на

формирование логического типа мышления, развитие когнитивных способностей, а также на

целенаправленное формирование и коррекцию таких умственных операций, как сравнение,

анализ, синтез, обобщение и конкретизация. Как отмечает М. Н. Перова, именно эти особенности,

необходимые для успешного овладения математическими знаниями, часто являются

несформированными у определенной категории учащихся [1]. Сложность усвоения математики

обусловлена, с одной стороны, высокой степенью абстрактности ее понятий, с другой –

индивидуальными особенностями восприятия и переработки информации обучающимися.

В связи с этим актуализируется поиск эффективных форм и методов подачи учебного материала,

способных не только облегчить процесс усвоения знаний, но и пробудить устойчивый

познавательный интерес.

Роль и формы устного счета в современном уроке математики

Начало урока математики, традиционно отводимое устному счету, обладает значительным

дидактическим потенциалом. Успешная и engaging организация этой этапа создает

положительный эмоциональный настрой и мотивирует учащихся к дальнейшей учебной

деятельности, предотвращая восприятие предмета как нечто рутинного и сложного.

В педагогической практике выделяются три основные формы организации устного счета:

1.

Слуховая – при которой задания воспринимаются учащимися на слух, без визуальной

опоры. Данная форма является наиболее сложной, особенно для детей с

интеллектуальными нарушениями, так как требует высокой концентрации внимания и

развитой оперативной памяти.

2.

Зрительная – с использованием таблиц, плакатов, записей на доске или интерактивных

средств. Визуальная опора существенно облегчает вычислительный процесс, снижая

нагрузку на память.

3.

Комбинированная – интегрирующая слуховое восприятие (чтение задания учителем) с

одновременной зрительной иллюстрацией.

Учитывая, что у многих учащихся наблюдаются нарушения отдельных анализаторов, ослаблена

память и неустойчиво внимание, наиболее эффективной признается комбинированная форма. Ее

реализация с помощью мультимедийных презентаций, созданных в среде PowerPoint, позволяет

представить учебный материал как систему ярких, динамичных и эстетичных опорных образов.

Это не только облегчает запоминание и усвоение, но и вызывает эмоциональный отклик, что,

согласно психологическим исследованиям, способствует более прочному закреплению знаний [2].

Дидактические принципы отбора заданий для устного счета

Содержание устного счета должно быть тесно связано с основной дидактической целью урока.

Однако в его структуру целесообразно включать упражнения, направленные на:

отработку беглости вычислительных навыков;

закрепление ранее изученного материала;

подготовку к восприятию новой темы;

повторение ключевых понятий и алгоритмов.

Параллельно с решением чисто математических задач в процессе устного счета ведется

целенаправленная работа по развитию математической речи, обогащению словарного запаса,

формированию умения давать развернутые ответы и правильно оперировать математической

терминологией.

Для поддержания постоянного познавательного интереса заданиям следует

придавать занимательный характер и широко использовать дидактические игры. Разгадывание

ребусов, задачи на внимание, логические упражнения и задания с геометрическим содержанием

превращают устный счет в увлекательную интеллектуальную деятельность.

Важнейшим условием эффективности является дифференцированный подход к подбору заданий

с учетом индивидуальных возможностей и темпа работы каждого ребенка. Это позволяет

осуществлять фронтальную работу, вовлекая в активную учебную деятельность всех учащихся

класса, независимо от их текущего уровня подготовки.

Заключение

Таким образом, систематическая и методически грамотная организация устного счета, основанная

на комбинированной наглядности, игровых технологиях и принципе индивидуального подхода,

способствует не только формированию прочных вычислительных навыков. Она играет

значительную роль в коррекции и развитии психических процессов (памяти, внимания,

мышления), стимулирует познавательный интерес и создает благоприятные условия для

успешного освоения математики как сложной, но фундаментальной научной дисциплины.

Вызывая интерес и прививая любовь к предмету через разнообразные виды устных упражнений,

педагог помогает ученикам активно взаимодействовать с учебным материалом, пробуждая в них

стремление к совершенствованию собственных способов познания.

Библиографический список:

1.

Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе

VIII вида / М. Н. Перова. – М. : Владос, 2001.

2.

Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М. :

Просвещение, 1968.



В раздел образования