Напоминание

"Развитие умственных способностей детей средствами математики "


Автор: Меркулова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 51
Населённый пункт: г Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие умственных способностей детей средствами математики "
Раздел: дошкольное образование





Назад




В

наше

время

,

в

век

«

компьютеров

»

математика

в

той

или

иной

мере

нужно

огромному

числу

людей

различных

профессий

,

не

только

математикам

.

Особая

роль

математики

-

в

умственном

воспитании

,

в

развитии

интеллекта

.

Это

объясняется

тем

,

что

результатами

обучения

математики

являются

не

только

знания

,

но

и

определенный

стиль

мышления

.

В

математике

заложены

огромные

возможности

для

развития

мышления

детей

в

процессе

их

обучения

с

самого

раннего

возраста

.

Упущения

здесь

трудно

восполняемы

.

Психологией

установлено

,

что

основные

логические

структуры

мышления

формируются

примерно

в

возрасте

от

5

до

11

лет

.

Запоздалое

формирование

этих

структур

протекает

с

большими

трудностями

и

часто

остается

незавершенными

.

Поэтому

,

математика

по

праву

занимает

очень

большое

место

в

системе

дошкольного

образования

.

Она

оттачивает

ум

ребенка

,

развивает

гибкость

мышления

,

учит

логике

.

Все

эти

качества

пригодятся

детям

,

и

не

только

в

обучении

математике

.

Одна

из

основных

задач

дошкольного

образования

-

математическое

развитие

ребенка

.

Оно

не

сводится

к

тому

,

чтобы

научить

дошкольника

считать

,

измерять

и

решать

арифметические

задачи

.

Это

еще

и

развитие

способности

видеть

,

открывать

в

окружающем

мире

свойства

,

отношения

,

зависимости

,

умения

их

«

конструировать

»

предметами

,

знаками

и

словами

.

В

дошкольном

воспитании

вопрос

развития

личности

ребенка

связывается

в

основном

с

развитием

творческих

способностей

детей

.

Многочисленные

исследования

педагогов

и

психологов

посвящены

проблемам

исследования

и

формирования

творческих

способностей

ребенка

(

А

.

К

.

Бондаренко

,

В

.

Я

.

Воронова

,

Р

.

И

.

Жуковская

,

Т

.

А

.

Маркова

,

Д

.

В

.

Менджерицкая

,

Е

.

А

.

Флерина

и

др

.).

Психолого

-

педагогические

условия

,

закономерности

и

механизмы

развития

различных

способностей

детей

в

последние

годы

являются

предметом

активных

исследований

ученых

(

Ю

.

Д

.

Бабаева

,

Е

.

С

.

Белова

,

Ю

.

З

.

Гильбух

,

Н

.

С

.

Лейтес

,

Е

.

Л

.

Мельникова

,

В

.

И

.

Панов

,

Т

.

В

.

Симаева

,

А

.

И

.

Савенков

,

М

.

И

.

Фидельман

,

Н

.

Б

.

Шумакова

,

Е

.

И

.

Щебланова

,

В

.

С

.

Юркевич

,

Е

.

Л

.

Яковлева

и

др

.).

Понятие

«

развитие

математических

способностей

»

является

довольно

сложным

,

комплексным

и

многоаспектным

.

Оно

состоит

из

взаимосвязанных

и

взаимообусловленных

представлений

о

пространстве

,

форме

,

величине

,

времени

,

количестве

,

их

свойствах

и

отношениях

,

которые

необходимы

для

формирования

у

ребенка

«

житейских

»

и

«

научных

»

понятий

.

Под

математическим

развитием

дошкольников

понимаются

качественные

изменения

в

познавательной

деятельности

ребенка

,

которые

происходят

в

результате

формирования

элементарных

математических

представлений

и

связанных

с

ними

логических

операций

.

Математическое

развитие

значимый

компонент

в

формировании

«

картины

мира

»

ребенка

.

Я

поставила

перед

собой

цель

:

развитие

умственных

способностей

средствами

математики

.

Для

достижения

поставленной

цели

мне

потребуется

решить

ряд

задач

:

1.

Эмоционально

вовлекать

ребенка

в

познавательную

деятельность

(

только

в

этом

случае

он

понимает

и

ощущает

,

что

можно

получать

удовольствие

от

интеллектуальных

усилий

,

переживать

красоту

решения

проблемы

);

2.

Стимулировать

любознательность

ребенка

,

используя

занимательные

пособия

и

материалы

,

которые

вызывают

интерес

и

удивление

;

3.

Передавать

инициативы

от

взрослого

ребенку

,

самостоятельно

находить

способы

их

реализации

;

4.

Поддерживать

детскую

активность

,

исследовательский

интерес

и

любопытство

.

Для

детей

дошкольного

возраста

игра

имеет

исключительное

значение

:

игра

для

них

учеба

,

игра

для

них

труд

,

игра

для

них

-

серьезная

форма

воспитания

.

Игра

для

дошкольников

способ

познания

окружающего

мира

.

Игра

будет

являться

средством

воспитания

,

если

она

будет

включаться

в

целостный

педагогический

процесс

.

Руководя

игрой

,

организуя

жизнь

детей

в

игре

я

воздействую

на

все

стороны

развития

личности

ребенка

:

на

чувства

,

на

сознание

,

на

волю

и

на

поведение

в

целом

.

В

процессе

игры

у

детей

вырабатывается

привычка

сосредотачиваться

,

мыслить

самостоятельно

,

развивается

внимание

,

стремление

к

знаниям

.

Увлёкшись

,

дети

не

замечают

,

что

учатся

:

познают

,

запоминают

новое

,

ориентируются

в

необычных

ситуациях

,

пополняют

запас

представлений

,

понятий

,

развивают

фантазию

.

Даже

самые

пассивные

из

детей

включаются

в

игру

с

огромным

желанием

,

прилагают

все

усилия

,

чтобы

не

подвести

товарищей

по

игре

.

В

игре

ребенок

приобретает

новые

знания

,

умения

,

навыки

.

Игры

,

способствующие

развитию

восприятия

,

внимания

,

памяти

,

мышления

,

развитию

творческих

способностей

,

направлены

на

умственное

развитие

дошкольника

в

целом

.

В

отличие

от

других

видов

деятельности

игра

содержит

цель

в

самой

себе

;

посторонних

и

отделенных

задач

в

игре

ребенок

не

ставит

и

не

решает

.

Игра

часто

и

определяется

как

деятельность

,

которая

выполняется

ради

самой

себя

,

посторонних

целей

и

задач

не

преследует

.

Свободное

и

добровольное

включение

детей

в

игру

:

не

навязывание

игры

,

а

вовлечение

в

нее

детей

.

Дети

хорошо

понимают

смысл

и

содержание

игры

,

ее

правила

,

идею

каждой

игровой

роли

.

Смысл

игровых

действий

совпадает

со

смыслом

и

содержанием

поведения

в

реальных

ситуациях

с

тем

,

чтобы

основной

смысл

игровых

действий

переносился

в

реальную

жизнедеятельность

.

В

игре

дети

руководствуются

принятыми

в

обществе

нормами

нравственности

,

основанными

на

гуманизме

,

общечеловеческих

ценностях

.

В

игре

не

унижаться

достоинство

ее

участников

,

в

том

числе

и

проигравших

.

Для

выработки

определенных

математических

умений

и

навыков

я

использую

умения

:

сравнивать

,

анализировать

,

конкретизировать

,

обобщать

.

Я

стараюсь

научить

ребенка

решать

проблемные

ситуации

,

делать

определенные

выводы

,

приходить

к

логическому

заключению

.

Решение

логических

задач

развивает

способность

выделять

существенное

,

самостоятельно

подходить

к

обобщениям

(

см

.

приложение

1).

Логические

игры

математического

содержания

воспитывают

у

детей

познавательный

интерес

,

способность

к

творческому

поиску

,

желание

и

умение

учиться

.

Необычная

игровая

ситуация

с

элементами

проблемности

,

характерными

для

каждой

занимательной

задачи

,

всегда

вызывает

интерес

у

детей

.

Занимательные

задачи

способствуют

развитию

у

ребенка

умения

быстро

воспринимать

познавательные

задачи

и

находить

для

них

верные

решения

.

Дети

начинают

понимать

,

что

для

правильного

решения

логической

задачи

необходимо

сосредоточиться

,

они

начинают

осознавать

,

что

такая

занимательная

задачка

содержит

в

себе

некий

"

подвох

"

и

для

ее

решения

необходимо

понять

,

в

чем

тут

хитрость

.

Я

использую

логические

задачки

:

-

У

двух

сестер

по

одному

брату

.

Сколько

детей

в

семье

? (

Ответ

: 3)

Очевидно

,

что

конструктивная

деятельность

ребенка

в

процессе

выполнения

данных

упражнений

развивает

не

только

математические

способности

и

логическое

мышление

ребенка

,

но

и

его

внимание

,

воображение

,

тренирует

моторику

,

глазомер

,

пространственные

представления

,

точность

и

т

.

д

.

Каждое

из

приведенных

в

Приложении

упражнений

направлено

на

формирование

логических

мыслительных

приемов

.

Например

,

упражнение

4

учит

ребенка

сравнивать

;

упражнение

5 -

сравнивать

и

обобщать

,

а

также

анализировать

;

упражнение

1

учит

анализу

и

сравнению

;

упражнение

2 -

синтезу

;

упражнение

6 -

фактическая

классификация

по

признаку

.

Логическое

развитие

ребенка

предполагает

также

формирование

умения

понимать

и

прослеживать

причинно

-

следственные

связи

явлений

и

умения

выстраивать

простейшие

умозаключения

на

основе

причинно

-

следственной

связи

.

Дидактические

игры

и

игровые

упражнения

стимулируют

общение

,

поскольку

в

процессе

проведения

этих

игр

взаимоотношения

между

детьми

,

ребенком

и

родителем

,

ребенком

и

педагогом

начинают

носить

более

непринуждённый

и

эмоциональный

характер

.

1.

Это

счетные

палочки

-

с

их

помощью

я

знакомлю

ребенка

с

формами

.

Дети

строят

и

преобразуют

простые

и

сложные

фигуры

по

условиям

.

Головоломки

предлагаю

детям

в

определенной

последовательности

:

составить

два

равных

треугольника

из

5

палочек

.

Составить

два

равных

квадрата

из

7

палочек

.

Составить

2

квадрата

и

2

треугольника

из

9

палочек

.

Далее

усложняется

характер

задач

на

формирование

фигур

.

Например

:

в

фигуре

,

состоящей

из

9

квадратов

,

убрать

4

палочки

,

чтобы

осталось

5

квадратов

.

2.

Кодирование

,

схематизация

и

моделирование

простейших

математических

простейших

математических

объектов

,

свойств

.

Это

игры

«

Логические

таблицы

», «

Что

лишнее

», «

Найти

фигуру

», «

Символы

»,

«

Таблицы

»

Эти

игры

учат

пользоваться

таблицами

,

обозначать

свойства

предметов

с

помощью

символов

. (

см

.

приложение

2)

3.

Использую

загадки

математического

содержания

.

Они

оказывают

неоценимую

помощь

в

развитии

самостоятельного

мышления

,

умений

доказывать

правильность

суждения

,

владения

умственными

операциями

(

анализ

,

синтез

,

сравнение

,

обобщение

).

Отгадывая

задачи

математического

содержания

-

дети

радуются

,

если

правильно

ответили

.

Ведь

отгадывание

загадок

-

это

мыслительный

процесс

.

Но

не

достаточно

только

отгадать

.

Каждая

загадка

-

это

еще

и

логическая

задача

,

решая

которую

ребенок

должен

совершать

сложные

мыслительные

операции

.

4.

Предлагаю

детям

поиграть

в

игры

-

головоломки

.

Сущность

игры

состоит

в

том

,

чтобы

воссоздать

на

плоскости

силуэты

предметов

по

образу

или

замыслу

. «

Танграм

» -

дети

выкладывают

силуэты

животных

,

человека

,

предметы

домашнего

обихода

. «

Колумбово

яйцо

» -

силуэты

птиц

,

самостоятельно

придумывают

фигуры

воинов

,

балерин

. «

Пифагор

» -

силуэты

животных

.

Эти

игры

широко

представлены

в

книге

«

Игровые

занимательные

задачи

для

дошкольников

»

З

.

А

.

Михайлова

, «

Математика

до

школы

» -

библиотека

программы

«

Детство

».

5.

Загадываю

задачи

-

шутки

.

Построение

,

содержание

,

вопрос

в

этих

задачах

необычны

.

Оно

лишь

косвенно

напоминают

математическую

задачу

.

Сущность

задачи

,

т

.

е

.

основное

,

благодаря

чему

можно

догадаться

о

решении

,

найти

ответ

,

замаскировано

внешними

условиями

.

Например

: 1)

Ты

да

я

,

да

мы

с

тобой

,

сколько

нас

всего

? (

двое

). 2)

Как

с

помощью

одной

палочки

образовать

на

столе

треугольник

? (

положить

ее

на

угол

стола

).3)

Сколько

концов

у

палки

?

У

двух

палок

?

У

двух

с

половиной

?

(

шесть

).

6.

Развивающие

игры

по

математике

активизируют

внимание

детей

,

закрепляют

полученные

навыки

и

умения

.

Так

,

например

,

в

игре

, «

Прятки

»

я

называю

цепочку

чисел

,

пропуская

несколько

из

них

.

Задача

детей

,

назвать

пропущенные

числа

.

В

этой

игре

ребенок

легко

усваивает

числовой

ряд

,

развивает

внимание

.

7.

Дети

с

удовольствием

играют

в

шашки

.

Это

игра

развивает

у

детей

логическое

мышление

,

смекалку

и

сообразительность

,

умение

планировать

очередной

ход

.

Учу

детей

обдумывать

каждый

ход

,

соблюдать

правила

игры

.

Ведь

шашки

являются

одной

из

самых

распространённых

народных

игр

в

мире

.

Шашки

незаменимый

«

тренажёр

»

для

тех

,

кто

желает

поумнеть

и

научиться

мыслить

логически

.

Шашки

удачно

сочетают

в

себе

спорт

и

искусство

,

объединяют

все

возрасты

и

«

весовые

категории

».

Дети

дошкольного

возраста

с

удовольствием

играют

в

шашки

.

Эта

игра

развивает

у

детей

логическое

мышление

,

смекалку

и

сообразительность

,

умение

планировать

очередной

ход

.

Ребята

,

играющие

в

шашки

,

как

правило

,

хорошо

учатся

.

Шашки

вырабатывают

умение

мыслить

абстрактно

,

воспитывают

усидчивость

и

пространственное

воображение

.

Большое

значение

я

уделяю

художественной

литературе

.

Читая

ребенку

книжку

или

рассказывая

сказки

,

когда

встречаются

числительные

,

я

прошу

его

отложить

столько

счетных

палочек

,

сколько

,

например

,

было

зверей

в

истории

.

После

того

как

мы

сосчитали

,

сколько

в

сказке

было

зверюшек

,

спрашиваю

,

кого

было

больше

,

кого

-

меньше

,

кого

-

одинаковое

количество

.

Сравниваем

игрушки

по

величине

:

кто

больше

-

зайка

или

мишка

,

кто

меньше

,

кто

такого

же

роста

.

Дети

очень

любят

сами

придумывает

сказки

с

числительными

.

Пусть

они

скажут

,

сколько

в

них

героев

,

какие

они

(

кто

больше

-

меньше

,

выше

-

ниже

),

я

прошу

его

во

время

повествования

откладывать

счетные

палочки

.

А

затем

он

рисует

героев

своей

истории

и

рассказывает

о

них

,

составляет

их

словесные

портреты

и

сравнивает

их

.

Очень

полезно

сравнивать

картинки

,

в

которых

есть

и

общее

,

и

отличное

.

Особенно

хорошо

,

если

на

картинках

будет

разное

количество

предметов

.

Я

спрашиваю

малыша

,

чем

отличаются

рисунки

.

Прошу

его

самого

рисовать

разное

количество

предметов

,

вещей

,

животных

и

т

.

д

.

Обычные

загадки

,

созданные

народной

мудростью

,

также

способствуют

развитию

логического

мышления

ребенка

:

-

Два

конца

,

два

кольца

,

а

посередине

гвоздик

(

ножницы

).

-

Висит

груша

,

нельзя

скушать

(

лампочка

).

-

Зимой

и

летом

одним

цветом

(

елка

).

-

Сидит

дед

,

во

сто

шуб

одет

;

кто

его

раздевает

,

тот

слезы

проливает

(

лук

).

Все

это

подтверждают

данные

диагностики

,

которая

проводится

ежегодно

в

начале

и

в

конце

учебного

года

.

Диагностика

проводится

по

всем

видам

деятельности

:

игровая

,

трудовая

,

а

также

на

занятиях

познавательного

характера

,

в

частности

математики

.

Таким

образом

,

в

игровой

форме

происходит

прививание

ребенку

знания

из

области

математики

,

он

обучается

выполнять

различные

действия

,

развивает

память

,

мышление

,

творческие

способности

.

В

процессе

игры

дети

усваивают

сложные

математические

понятия

,

учатся

считать

,

читать

и

писать

.

Самое

главное

-

это

привить

малышу

интерес

к

познанию

.

Для

этого

занятия

должны

проходить

в

увлекательной

игровой

форме

.



В раздел образования