Автор: Меркулова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 51
Населённый пункт: г Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие умственных способностей детей средствами математики "
Раздел: дошкольное образование
В
наше
время
,
в
век
«
компьютеров
»
математика
в
той
или
иной
мере
нужно
огромному
числу
людей
различных
профессий
,
не
только
математикам
.
Особая
роль
математики
-
в
умственном
воспитании
,
в
развитии
интеллекта
.
Это
объясняется
тем
,
что
результатами
обучения
математики
являются
не
только
знания
,
но
и
определенный
стиль
мышления
.
В
математике
заложены
огромные
возможности
для
развития
мышления
детей
в
процессе
их
обучения
с
самого
раннего
возраста
.
Упущения
здесь
трудно
восполняемы
.
Психологией
установлено
,
что
основные
логические
структуры
мышления
формируются
примерно
в
возрасте
от
5
до
11
лет
.
Запоздалое
формирование
этих
структур
протекает
с
большими
трудностями
и
часто
остается
незавершенными
.
Поэтому
,
математика
по
праву
занимает
очень
большое
место
в
системе
дошкольного
образования
.
Она
оттачивает
ум
ребенка
,
развивает
гибкость
мышления
,
учит
логике
.
Все
эти
качества
пригодятся
детям
,
и
не
только
в
обучении
математике
.
Одна
из
основных
задач
дошкольного
образования
-
математическое
развитие
ребенка
.
Оно
не
сводится
к
тому
,
чтобы
научить
дошкольника
считать
,
измерять
и
решать
арифметические
задачи
.
Это
еще
и
развитие
способности
видеть
,
открывать
в
окружающем
мире
свойства
,
отношения
,
зависимости
,
умения
их
«
конструировать
»
предметами
,
знаками
и
словами
.
В
дошкольном
воспитании
вопрос
развития
личности
ребенка
связывается
в
основном
с
развитием
творческих
способностей
детей
.
Многочисленные
исследования
педагогов
и
психологов
посвящены
проблемам
исследования
и
формирования
творческих
способностей
ребенка
(
А
.
К
.
Бондаренко
,
В
.
Я
.
Воронова
,
Р
.
И
.
Жуковская
,
Т
.
А
.
Маркова
,
Д
.
В
.
Менджерицкая
,
Е
.
А
.
Флерина
и
др
.).
Психолого
-
педагогические
условия
,
закономерности
и
механизмы
развития
различных
способностей
детей
в
последние
годы
являются
предметом
активных
исследований
ученых
(
Ю
.
Д
.
Бабаева
,
Е
.
С
.
Белова
,
Ю
.
З
.
Гильбух
,
Н
.
С
.
Лейтес
,
Е
.
Л
.
Мельникова
,
В
.
И
.
Панов
,
Т
.
В
.
Симаева
,
А
.
И
.
Савенков
,
М
.
И
.
Фидельман
,
Н
.
Б
.
Шумакова
,
Е
.
И
.
Щебланова
,
В
.
С
.
Юркевич
,
Е
.
Л
.
Яковлева
и
др
.).
Понятие
«
развитие
математических
способностей
»
является
довольно
сложным
,
комплексным
и
многоаспектным
.
Оно
состоит
из
взаимосвязанных
и
взаимообусловленных
представлений
о
пространстве
,
форме
,
величине
,
времени
,
количестве
,
их
свойствах
и
отношениях
,
которые
необходимы
для
формирования
у
ребенка
«
житейских
»
и
«
научных
»
понятий
.
Под
математическим
развитием
дошкольников
понимаются
качественные
изменения
в
познавательной
деятельности
ребенка
,
которые
происходят
в
результате
формирования
элементарных
математических
представлений
и
связанных
с
ними
логических
операций
.
Математическое
развитие
—
значимый
компонент
в
формировании
«
картины
мира
»
ребенка
.
Я
поставила
перед
собой
цель
:
развитие
умственных
способностей
средствами
математики
.
Для
достижения
поставленной
цели
мне
потребуется
решить
ряд
задач
:
1.
Эмоционально
вовлекать
ребенка
в
познавательную
деятельность
(
только
в
этом
случае
он
понимает
и
ощущает
,
что
можно
получать
удовольствие
от
интеллектуальных
усилий
,
переживать
красоту
решения
проблемы
);
2.
Стимулировать
любознательность
ребенка
,
используя
занимательные
пособия
и
материалы
,
которые
вызывают
интерес
и
удивление
;
3.
Передавать
инициативы
от
взрослого
ребенку
,
самостоятельно
находить
способы
их
реализации
;
4.
Поддерживать
детскую
активность
,
исследовательский
интерес
и
любопытство
.
Для
детей
дошкольного
возраста
игра
имеет
исключительное
значение
:
игра
для
них
–
учеба
,
игра
для
них
–
труд
,
игра
для
них
-
серьезная
форма
воспитания
.
Игра
для
дошкольников
–
способ
познания
окружающего
мира
.
Игра
будет
являться
средством
воспитания
,
если
она
будет
включаться
в
целостный
педагогический
процесс
.
Руководя
игрой
,
организуя
жизнь
детей
в
игре
я
воздействую
на
все
стороны
развития
личности
ребенка
:
на
чувства
,
на
сознание
,
на
волю
и
на
поведение
в
целом
.
В
процессе
игры
у
детей
вырабатывается
привычка
сосредотачиваться
,
мыслить
самостоятельно
,
развивается
внимание
,
стремление
к
знаниям
.
Увлёкшись
,
дети
не
замечают
,
что
учатся
:
познают
,
запоминают
новое
,
ориентируются
в
необычных
ситуациях
,
пополняют
запас
представлений
,
понятий
,
развивают
фантазию
.
Даже
самые
пассивные
из
детей
включаются
в
игру
с
огромным
желанием
,
прилагают
все
усилия
,
чтобы
не
подвести
товарищей
по
игре
.
В
игре
ребенок
приобретает
новые
знания
,
умения
,
навыки
.
Игры
,
способствующие
развитию
восприятия
,
внимания
,
памяти
,
мышления
,
развитию
творческих
способностей
,
направлены
на
умственное
развитие
дошкольника
в
целом
.
В
отличие
от
других
видов
деятельности
игра
содержит
цель
в
самой
себе
;
посторонних
и
отделенных
задач
в
игре
ребенок
не
ставит
и
не
решает
.
Игра
часто
и
определяется
как
деятельность
,
которая
выполняется
ради
самой
себя
,
посторонних
целей
и
задач
не
преследует
.
Свободное
и
добровольное
включение
детей
в
игру
:
не
навязывание
игры
,
а
вовлечение
в
нее
детей
.
Дети
хорошо
понимают
смысл
и
содержание
игры
,
ее
правила
,
идею
каждой
игровой
роли
.
Смысл
игровых
действий
совпадает
со
смыслом
и
содержанием
поведения
в
реальных
ситуациях
с
тем
,
чтобы
основной
смысл
игровых
действий
переносился
в
реальную
жизнедеятельность
.
В
игре
дети
руководствуются
принятыми
в
обществе
нормами
нравственности
,
основанными
на
гуманизме
,
общечеловеческих
ценностях
.
В
игре
не
унижаться
достоинство
ее
участников
,
в
том
числе
и
проигравших
.
Для
выработки
определенных
математических
умений
и
навыков
я
использую
умения
:
сравнивать
,
анализировать
,
конкретизировать
,
обобщать
.
Я
стараюсь
научить
ребенка
решать
проблемные
ситуации
,
делать
определенные
выводы
,
приходить
к
логическому
заключению
.
Решение
логических
задач
развивает
способность
выделять
существенное
,
самостоятельно
подходить
к
обобщениям
(
см
.
приложение
1).
Логические
игры
математического
содержания
воспитывают
у
детей
познавательный
интерес
,
способность
к
творческому
поиску
,
желание
и
умение
учиться
.
Необычная
игровая
ситуация
с
элементами
проблемности
,
характерными
для
каждой
занимательной
задачи
,
всегда
вызывает
интерес
у
детей
.
Занимательные
задачи
способствуют
развитию
у
ребенка
умения
быстро
воспринимать
познавательные
задачи
и
находить
для
них
верные
решения
.
Дети
начинают
понимать
,
что
для
правильного
решения
логической
задачи
необходимо
сосредоточиться
,
они
начинают
осознавать
,
что
такая
занимательная
задачка
содержит
в
себе
некий
"
подвох
"
и
для
ее
решения
необходимо
понять
,
в
чем
тут
хитрость
.
Я
использую
логические
задачки
:
-
У
двух
сестер
по
одному
брату
.
Сколько
детей
в
семье
? (
Ответ
: 3)
Очевидно
,
что
конструктивная
деятельность
ребенка
в
процессе
выполнения
данных
упражнений
развивает
не
только
математические
способности
и
логическое
мышление
ребенка
,
но
и
его
внимание
,
воображение
,
тренирует
моторику
,
глазомер
,
пространственные
представления
,
точность
и
т
.
д
.
Каждое
из
приведенных
в
Приложении
упражнений
направлено
на
формирование
логических
мыслительных
приемов
.
Например
,
упражнение
4
учит
ребенка
сравнивать
;
упражнение
5 -
сравнивать
и
обобщать
,
а
также
анализировать
;
упражнение
1
учит
анализу
и
сравнению
;
упражнение
2 -
синтезу
;
упражнение
6 -
фактическая
классификация
по
признаку
.
Логическое
развитие
ребенка
предполагает
также
формирование
умения
понимать
и
прослеживать
причинно
-
следственные
связи
явлений
и
умения
выстраивать
простейшие
умозаключения
на
основе
причинно
-
следственной
связи
.
Дидактические
игры
и
игровые
упражнения
стимулируют
общение
,
поскольку
в
процессе
проведения
этих
игр
взаимоотношения
между
детьми
,
ребенком
и
родителем
,
ребенком
и
педагогом
начинают
носить
более
непринуждённый
и
эмоциональный
характер
.
1.
Это
счетные
палочки
-
с
их
помощью
я
знакомлю
ребенка
с
формами
.
Дети
строят
и
преобразуют
простые
и
сложные
фигуры
по
условиям
.
Головоломки
предлагаю
детям
в
определенной
последовательности
:
составить
два
равных
треугольника
из
5
палочек
.
Составить
два
равных
квадрата
из
7
палочек
.
Составить
2
квадрата
и
2
треугольника
из
9
палочек
.
Далее
усложняется
характер
задач
на
формирование
фигур
.
Например
:
в
фигуре
,
состоящей
из
9
квадратов
,
убрать
4
палочки
,
чтобы
осталось
5
квадратов
.
2.
Кодирование
,
схематизация
и
моделирование
простейших
математических
простейших
математических
объектов
,
свойств
.
Это
игры
«
Логические
таблицы
», «
Что
лишнее
», «
Найти
фигуру
», «
Символы
»,
«
Таблицы
»
Эти
игры
учат
пользоваться
таблицами
,
обозначать
свойства
предметов
с
помощью
символов
. (
см
.
приложение
2)
3.
Использую
загадки
математического
содержания
.
Они
оказывают
неоценимую
помощь
в
развитии
самостоятельного
мышления
,
умений
доказывать
правильность
суждения
,
владения
умственными
операциями
(
анализ
,
синтез
,
сравнение
,
обобщение
).
Отгадывая
задачи
математического
содержания
-
дети
радуются
,
если
правильно
ответили
.
Ведь
отгадывание
загадок
-
это
мыслительный
процесс
.
Но
не
достаточно
только
отгадать
.
Каждая
загадка
-
это
еще
и
логическая
задача
,
решая
которую
ребенок
должен
совершать
сложные
мыслительные
операции
.
4.
Предлагаю
детям
поиграть
в
игры
-
головоломки
.
Сущность
игры
состоит
в
том
,
чтобы
воссоздать
на
плоскости
силуэты
предметов
по
образу
или
замыслу
. «
Танграм
» -
дети
выкладывают
силуэты
животных
,
человека
,
предметы
домашнего
обихода
. «
Колумбово
яйцо
» -
силуэты
птиц
,
самостоятельно
придумывают
фигуры
воинов
,
балерин
. «
Пифагор
» -
силуэты
животных
.
Эти
игры
широко
представлены
в
книге
«
Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников
»
З
.
А
.
Михайлова
, «
Математика
до
школы
» -
библиотека
программы
«
Детство
».
5.
Загадываю
задачи
-
шутки
.
Построение
,
содержание
,
вопрос
в
этих
задачах
необычны
.
Оно
лишь
косвенно
напоминают
математическую
задачу
.
Сущность
задачи
,
т
.
е
.
основное
,
благодаря
чему
можно
догадаться
о
решении
,
найти
ответ
,
замаскировано
внешними
условиями
.
Например
: 1)
Ты
да
я
,
да
мы
с
тобой
,
сколько
нас
всего
? (
двое
). 2)
Как
с
помощью
одной
палочки
образовать
на
столе
треугольник
? (
положить
ее
на
угол
стола
).3)
Сколько
концов
у
палки
?
У
двух
палок
?
У
двух
с
половиной
?
(
шесть
).
6.
Развивающие
игры
по
математике
активизируют
внимание
детей
,
закрепляют
полученные
навыки
и
умения
.
Так
,
например
,
в
игре
, «
Прятки
»
я
называю
цепочку
чисел
,
пропуская
несколько
из
них
.
Задача
детей
,
назвать
пропущенные
числа
.
В
этой
игре
ребенок
легко
усваивает
числовой
ряд
,
развивает
внимание
.
7.
Дети
с
удовольствием
играют
в
шашки
.
Это
игра
развивает
у
детей
логическое
мышление
,
смекалку
и
сообразительность
,
умение
планировать
очередной
ход
.
Учу
детей
обдумывать
каждый
ход
,
соблюдать
правила
игры
.
Ведь
шашки
являются
одной
из
самых
распространённых
народных
игр
в
мире
.
Шашки
–
незаменимый
«
тренажёр
»
для
тех
,
кто
желает
поумнеть
и
научиться
мыслить
логически
.
Шашки
удачно
сочетают
в
себе
спорт
и
искусство
,
объединяют
все
возрасты
и
«
весовые
категории
».
Дети
дошкольного
возраста
с
удовольствием
играют
в
шашки
.
Эта
игра
развивает
у
детей
логическое
мышление
,
смекалку
и
сообразительность
,
умение
планировать
очередной
ход
.
Ребята
,
играющие
в
шашки
,
как
правило
,
хорошо
учатся
.
Шашки
вырабатывают
умение
мыслить
абстрактно
,
воспитывают
усидчивость
и
пространственное
воображение
.
Большое
значение
я
уделяю
художественной
литературе
.
Читая
ребенку
книжку
или
рассказывая
сказки
,
когда
встречаются
числительные
,
я
прошу
его
отложить
столько
счетных
палочек
,
сколько
,
например
,
было
зверей
в
истории
.
После
того
как
мы
сосчитали
,
сколько
в
сказке
было
зверюшек
,
спрашиваю
,
кого
было
больше
,
кого
-
меньше
,
кого
-
одинаковое
количество
.
Сравниваем
игрушки
по
величине
:
кто
больше
-
зайка
или
мишка
,
кто
меньше
,
кто
такого
же
роста
.
Дети
очень
любят
сами
придумывает
сказки
с
числительными
.
Пусть
они
скажут
,
сколько
в
них
героев
,
какие
они
(
кто
больше
-
меньше
,
выше
-
ниже
),
я
прошу
его
во
время
повествования
откладывать
счетные
палочки
.
А
затем
он
рисует
героев
своей
истории
и
рассказывает
о
них
,
составляет
их
словесные
портреты
и
сравнивает
их
.
Очень
полезно
сравнивать
картинки
,
в
которых
есть
и
общее
,
и
отличное
.
Особенно
хорошо
,
если
на
картинках
будет
разное
количество
предметов
.
Я
спрашиваю
малыша
,
чем
отличаются
рисунки
.
Прошу
его
самого
рисовать
разное
количество
предметов
,
вещей
,
животных
и
т
.
д
.
Обычные
загадки
,
созданные
народной
мудростью
,
также
способствуют
развитию
логического
мышления
ребенка
:
-
Два
конца
,
два
кольца
,
а
посередине
гвоздик
(
ножницы
).
-
Висит
груша
,
нельзя
скушать
(
лампочка
).
-
Зимой
и
летом
одним
цветом
(
елка
).
-
Сидит
дед
,
во
сто
шуб
одет
;
кто
его
раздевает
,
тот
слезы
проливает
(
лук
).
Все
это
подтверждают
данные
диагностики
,
которая
проводится
ежегодно
в
начале
и
в
конце
учебного
года
.
Диагностика
проводится
по
всем
видам
деятельности
:
игровая
,
трудовая
,
а
также
на
занятиях
познавательного
характера
,
в
частности
математики
.
Таким
образом
,
в
игровой
форме
происходит
прививание
ребенку
знания
из
области
математики
,
он
обучается
выполнять
различные
действия
,
развивает
память
,
мышление
,
творческие
способности
.
В
процессе
игры
дети
усваивают
сложные
математические
понятия
,
учатся
считать
,
читать
и
писать
.
Самое
главное
-
это
привить
малышу
интерес
к
познанию
.
Для
этого
занятия
должны
проходить
в
увлекательной
игровой
форме
.