Автор: Кириллова Ольга Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Дуслык"
Населённый пункт: города Белебея РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные технологии для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Современные технологии для успешной адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Младший возраст имеет исключительно большое значение в развитии
человека.
В
этот
период
закладываются
наиболее
важные
и
фундаментальные человеческие способности: познавательная активность,
любознательность, уверенность в себе и многое другое. Но развитие ребенка
возможно в среде доверия, поддержки и эмоционального благополучия, где
эмоциональное благополучие выступает как показатель психологического
здоровья, способствует развитию ребенка и внутренней его гармонии. Чтобы
сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным,
безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы
работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта;
формы работы, имеющие, по сути терапевтический эффект, позволяющие
отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение,
поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.
В своей работе мы применяем:
Игровые технологии.
Цель применения данной технологии в этот
сложный
для
ребенка
период
–
налаживание
контакта,
создание
доверительных отношений. Эта технология включает в себя несколько
направлений:
- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям
радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и
одновременно увлекательного время провождения;
- все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних
картинок),
стендовые
(стенд-книжка,
фланелеграф,
теневой
театр),
кукольные, которые проводим за ширмой так и без ширмы (с куклами
бибабо,
пальчиковыми,
перчаточными,
варежковыми,
платочными,
штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками), так как встреча с
театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение,
создает радостную атмосферу;
-знакомим
с
произведениями поэзии:
пение
колыбельных
песен,
рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают
явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную
сферу малышей.
Технологии проектной и исследовательской деятельности, которые
способствуют налаживанию контакта, лучшему взаимодействию воспитателя
и ребенка, заинтересованности и мотивации. Это позволяет лучше узнать
воспитанников,
проникнуть
во
внутренний
мир
детей.
Используем различные упражнения с песком, крупой, водой, которые несут
огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона,
дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный
период адаптации.
Здоровьесберегающие технологии оказывают
большое
влияние
на
физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения
здоровья
ребенка.
К
данным технологиям относятся
различные
виды гимнастик: дыхательная, пальчиковая, глазодвигательная; подвижные
игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции.
Используем музыкотерапию, сказкотирапию в различных режимных
моментах, что обеспечивает эмоциональный комфорт, так ребенок чувствует
нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современные
дети
отличаются
от
предыдущих
поколений,
информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их
воздействия на детскую психику велика. А значит необходимо создать новые
условия для успешной адаптации его к детскому саду. Роль взрослого взять
роль проводника на себя.
Информационно-коммуникативные технологии вызывают активный
познавательный интерес, оказывают помощь воспитателю в оформлении
развивающей предметно-пространственной среды. Это и подбор яркого
иллюстративного
материала
для
показа
детям
и
музыкального
сопровождения
для
прослушивания, использование мультимедиа
и
планшетов в работе с детьми, развивает интеллектуальные, творческие
способности,
и
что
очень
актуально
в
раннем
детстве
-
умение
самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ делает процесс интересным
и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию,
расширяет границы, реализует возможность восприятия того или иного
объекта, обеспечить который в реальности сложно. А это, в свою очередь,
требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную
информацию
в
информационном
пространстве
интернета,
составлять
презентации, включать в ООД интерактивные игры.
Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей
младшего возраста:
1. Презентации в PowerPoint/ Видео
2. Создание дидактических игр
3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса
животных и т. д. с подтверждением картинкой
4. Физкультминутки
5. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые
они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции привлечь родителей)
Слайды или видео позволяют показать моменты из окружающего мира:
например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или
мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению
интереса
к
занятию,
развивает
память,
воображение,
творчество.
Способствует
созданию
мотивации
и
заинтересованности
в
период
адаптации.
В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей
проводниками в мир новых, современных технологий.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей,
необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в
дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих
занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и
требованиями Санитарных правил.
Благодаря использованию ИКТ, в группе складывается благоприятная
обстановка для адаптационного периода детей. Эмоциональное состояние
малышей с тяжелой адаптацией постепенно улучшается.
В настоящее время активно используем нетрадиционные формы работы
с родителями - интерактивные технологии, основанные на сотрудничестве и
взаимодействии педагогов и родителей. Общение через сайт ДОУ, WhatsApp,
группы в социальных сетях дают возможность родителям принимать
активное участие в жизни ДОУ, позволяют донеси до родителей любую
информацию, установить с семьями партнерские отношения, создать
атмосферу взаимопонимания, общности интересов и объединение сил для
развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных
умений
родителей.
Возникает
тесная
связь
между
участниками
образовательного
процесса.
При
использовании
соцсетей,
родители
становятся сподвижниками и помощниками воспитателя, что в свою очередь
влияет на общий эмоциональный фон ребенка.
Создание в группе развивающего пространства должно давать педагогу
возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность
детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности.
Использование следующих технологий позволит разнообразить пребывание
ребенка в детском саду, повысить мотивацию, укрепить контакт с
воспитателем,
сделать
образовательный
процесс
насыщенным
и
интерессным.
Одним
из
перспективных
способов
развития
ребенка
является
инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет –
уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной
технологии формирует
познавательный
интерес,
развивает
детскую
впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет -
это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный
характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку
отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный
мир,
где
могут
разговаривать
животные,
оживать
различные
объекты. Технология макетирования
развивает
сенсорные
способности детей (работа
с
различными
материалами
способствует
развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых
интересных технологий.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда.
Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная
развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки,
бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую
очередь,
учится
нажимать,
открывать,
крутить
различные
предметы.
Бизиборд, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального
напряжения,
развитию
любознательности,
проявлению
собственной
активности.
Также
служит
предметом
интеграции
элементов
всех
образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.
Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны
идти в ногу со временем. Использование современных и педагогических
технологий
в
период
адаптации
детей к
условиям
ДОУ
способствует успешному и
гармоничному
развитию
ребёнка:
созданию
эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формированию у ребёнка
чувства
уверенности
(познавательной
осведомлённости);
приобщению
ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и
правилам, в том числе моральным; созданию условий для охраны и
укрепления здоровья детей.