Напоминание

Современные технологии для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"


Автор: Кириллова Ольга Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №32 "Дуслык"
Населённый пункт: города Белебея РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные технологии для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Современные технологии для успешной адаптации детей

младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

Младший возраст имеет исключительно большое значение в развитии

человека.

В

этот

период

закладываются

наиболее

важные

и

фундаментальные человеческие способности: познавательная активность,

любознательность, уверенность в себе и многое другое. Но развитие ребенка

возможно в среде доверия, поддержки и эмоционального благополучия, где

эмоциональное благополучие выступает как показатель психологического

здоровья, способствует развитию ребенка и внутренней его гармонии. Чтобы

сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным,

безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы

работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта;

формы работы, имеющие, по сути терапевтический эффект, позволяющие

отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение,

поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

В своей работе мы применяем:

Игровые технологии.

Цель применения данной технологии в этот

сложный

для

ребенка

период

налаживание

контакта,

создание

доверительных отношений. Эта технология включает в себя несколько

направлений:

- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям

радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и

одновременно увлекательного время провождения;

- все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних

картинок),

стендовые

(стенд-книжка,

фланелеграф,

теневой

театр),

кукольные, которые проводим за ширмой так и без ширмы (с куклами

бибабо,

пальчиковыми,

перчаточными,

варежковыми,

платочными,

штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками), так как встреча с

театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение,

создает радостную атмосферу;

-знакомим

с

произведениями поэзии:

пение

колыбельных

песен,

рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают

явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную

сферу малышей.

Технологии проектной и исследовательской деятельности, которые

способствуют налаживанию контакта, лучшему взаимодействию воспитателя

и ребенка, заинтересованности и мотивации. Это позволяет лучше узнать

воспитанников,

проникнуть

во

внутренний

мир

детей.

Используем различные упражнения с песком, крупой, водой, которые несут

огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона,

дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный

период адаптации.

Здоровьесберегающие технологии оказывают

большое

влияние

на

физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения

здоровья

ребенка.

К

данным технологиям относятся

различные

виды гимнастик: дыхательная, пальчиковая, глазодвигательная; подвижные

игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции.

Используем музыкотерапию, сказкотирапию в различных режимных

моментах, что обеспечивает эмоциональный комфорт, так ребенок чувствует

нежность и заботу, которые исходят от взрослого.

Современные

дети

отличаются

от

предыдущих

поколений,

информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их

воздействия на детскую психику велика. А значит необходимо создать новые

условия для успешной адаптации его к детскому саду. Роль взрослого взять

роль проводника на себя.

Информационно-коммуникативные технологии вызывают активный

познавательный интерес, оказывают помощь воспитателю в оформлении

развивающей предметно-пространственной среды. Это и подбор яркого

иллюстративного

материала

для

показа

детям

и

музыкального

сопровождения

для

прослушивания, использование мультимедиа

и

планшетов в работе с детьми, развивает интеллектуальные, творческие

способности,

и

что

очень

актуально

в

раннем

детстве

-

умение

самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ делает процесс интересным

и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию,

расширяет границы, реализует возможность восприятия того или иного

объекта, обеспечить который в реальности сложно. А это, в свою очередь,

требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную

информацию

в

информационном

пространстве

интернета,

составлять

презентации, включать в ООД интерактивные игры.

Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей

младшего возраста:

1. Презентации в PowerPoint/ Видео

2. Создание дидактических игр

3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса

животных и т. д. с подтверждением картинкой

4. Физкультминутки

5. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые

они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции привлечь родителей)

Слайды или видео позволяют показать моменты из окружающего мира:

например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или

мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению

интереса

к

занятию,

развивает

память,

воображение,

творчество.

Способствует

созданию

мотивации

и

заинтересованности

в

период

адаптации.

В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей

проводниками в мир новых, современных технологий.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей,

необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в

дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих

занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и

требованиями Санитарных правил.

Благодаря использованию ИКТ, в группе складывается благоприятная

обстановка для адаптационного периода детей. Эмоциональное состояние

малышей с тяжелой адаптацией постепенно улучшается.

В настоящее время активно используем нетрадиционные формы работы

с родителями - интерактивные технологии, основанные на сотрудничестве и

взаимодействии педагогов и родителей. Общение через сайт ДОУ, WhatsApp,

группы в социальных сетях дают возможность родителям принимать

активное участие в жизни ДОУ, позволяют донеси до родителей любую

информацию, установить с семьями партнерские отношения, создать

атмосферу взаимопонимания, общности интересов и объединение сил для

развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных

умений

родителей.

Возникает

тесная

связь

между

участниками

образовательного

процесса.

При

использовании

соцсетей,

родители

становятся сподвижниками и помощниками воспитателя, что в свою очередь

влияет на общий эмоциональный фон ребенка.

Создание в группе развивающего пространства должно давать педагогу

возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность

детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности.

Использование следующих технологий позволит разнообразить пребывание

ребенка в детском саду, повысить мотивацию, укрепить контакт с

воспитателем,

сделать

образовательный

процесс

насыщенным

и

интерессным.

Одним

из

перспективных

способов

развития

ребенка

является

инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет –

уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной

технологии формирует

познавательный

интерес,

развивает

детскую

впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет -

это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный

характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку

отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный

мир,

где

могут

разговаривать

животные,

оживать

различные

объекты. Технология макетирования

развивает

сенсорные

способности детей (работа

с

различными

материалами

способствует

развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых

интересных технологий.

Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда.

Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная

развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки,

бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую

очередь,

учится

нажимать,

открывать,

крутить

различные

предметы.

Бизиборд, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального

напряжения,

развитию

любознательности,

проявлению

собственной

активности.

Также

служит

предметом

интеграции

элементов

всех

образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.

Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны

идти в ногу со временем. Использование современных и педагогических

технологий

в

период

адаптации

детей к

условиям

ДОУ

способствует успешному и

гармоничному

развитию

ребёнка:

созданию

эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формированию у ребёнка

чувства

уверенности

(познавательной

осведомлённости);

приобщению

ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и

правилам, в том числе моральным; созданию условий для охраны и

укрепления здоровья детей.



В раздел образования