Авторы: Стройкова Елена Анатольевна, Морозова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №26 "Кораблик"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии как средство приобщения детей к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование
С.В. Музычко, воспитатель
В.М. Филиппова, воспитатель
Е.А. Стройкова, воспитатель
Ю.В. Морозова, воспитатель
МАДОУ №26 «Кораблик»
Новосибирская область, город Бердск
Инновационные технологии как средство приобщения детей к истории и
культуре родного края
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем
поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная
проблема приобретает особую актуальность.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Поскольку
патриотизм воспитывать нужно
с
раннего
детства,
в дошкольном учреждении
ознакомление
с
окружающим
миром
осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные
историко-культурные, национальные, географические, особенности региона.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из средств
воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и
знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и
культуры).
Цель краеведческой работы в нашем детском саду – создание условий для
развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея.
Поэтому на сегодняшний день мы её рассматриваем как инновационную
педагогическую технологию.
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений
современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у
ребенка уважения и интереса к народной культуре. Это направление успешно
реализуется в нашем детском саду.
Задачи:
1. Углубить знания дошкольников о своей Родине, родном крае, месте
рождения.
2. Расширить знания детей об истории, традициях, культуре народов
Сибири.
3. Воспитывать гражданское самосознание и причастности к родным
истокам, уважение к своей нации.
В своей работе мы используем такие формы и методы как:
– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и
культурным разнообразием родного города;
– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и
традициями народа, населяющего город Бердск и Новосибирскую область;
– встречи с родителями: посиделки, дегустация сибирских блюд;
– чтение произведений детской литературы, в которой представлена
художественно-эстетическая оценка родного края;
– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы
незаменимы в краеведческой работе.
– просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий,
передвижные
выставки
экспозиций
головного
мини
–
музея
«Океан
странствий»;
– виртуальные экскурсии.
Используя в своей работе такое многообразие форм и методов, мы
способствуем закреплению полученных знаний у детей, это благотворно влияет
на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность
почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни
Бердска.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с городом Бердском и
Новосибирской областью является предметно-развивающая среда. Именно в
определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок
приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
В
процессе
работы,
в
группах
ДОУ
создана
предметно
–
пространственная среда, ориентированная на расширение познавательных
интересов, потребности общения и взаимодействия друг с другом.
1. Создан мини – музей «Природа Сибири», который позволяет
реализовать общие задачи и задачи образовательных областей на основе
федеральных государственных требований. Основная
цель мини-музея -
пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к
здоровому образу жизни.
2 . Мини-музей природы «Океан странствий»
В центре природы собран природоведческий материал о животном и
растительном мире наших лесов, о сезонных изменениях в природе.
Альбомы «Природа родного края», «Наш город в разные времена года»,
«Наши друзья».
Художественная
литература:
подборка
детских
книг
и
энциклопедической литературы на природоведческие темы; книжки о природе,
изданные детьми и родителями («Домашние и дикие животные», «Красная
книга наших лесов»).
В центре природы выставляются детские и совместные с родителями
работы из природного материала; макеты, изготовленные вместе с взрослыми
(«Деревенский двор», «В нашем лесу»), имеется природный материал для
творческой деятельности детей.
3. Мини-музей «Русская горница»
Собраны экспонаты народного быта нашей области, народные костюмы,
потешки, поговорки, русские народные хороводные игры.
В горнице проводятся экскурсии, занятия, посиделки, досуги, чаепития с
гостями, чтение и рассказывание произведений и сказов сибирских писателей.
На высоком эмоциональном уровне проходят здесь занятия по знакомству с
жилищем, бытом русского народа с народными куклами и костюмами.
3. Групповые мини-музеи по краеведению
Созданы авторские альбомы «Моя семья», «Наш детский сад», «Наши
праздники», «Наш город Бердск», «Старый Бердск», «Новосибирск – столица
Сибири»,
«Прошлое
и
настоящее
Бердска».
Фотоальбомы:
«Реки
Новосибирской
области»,
«Знаменитые
люди
нашего
края»,
«Достопримечательности Бердска, Новосибирска, Новосибирской области»,
«Красная книга нашего города», «Путешествуем по городу: интересные
места»,
«История жизни наших предков», «Памятники воинской славы».
Дидактические игры «Расскажи о своём городе», «Путешествие по
Бердску».
4. Уголок родного края на территории ДОУ.
Обращение к праздникам народного календаря является также одной из
эффективных форм работы с детьми. Это передача знаний из поколения к
поколению, сплочение участников событий в единый коллектив. В ДОУ
традиционно проводятся сезонные праздники: Рождество, Святки, Масленица,
Пасха.
Нашими социальными партнерами являются
детский центр развития
«Лукоморье», МБОУ СОШ №13, 11, МАОУ ДО ДООЦТ «Юность», Бердский
историко-художественный музей, Центр развития «Сто друзей» («Русская
изба», музей природы), Городская библиотека, библиотека ДК «Родина».
Проведенная нами работа позволила сформировать у дошкольников
интерес к музею, к прошлому и настоящему родного края: быту, традициям,
окружающей природе, что неразрывно связано с воспитанием любви к малой
Родине.
Поэтому знакомство детей с культурными ценностями посредством
музейной педагогики, способствует развитию их духовности, нравственно-
патриотическому воспитанию.