Напоминание

"Инновационные технологии как средство приобщения детей к истории и культуре родного края"


Авторы: Стройкова Елена Анатольевна, Морозова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №26 "Кораблик"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии как средство приобщения детей к истории и культуре родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




С.В. Музычко, воспитатель

В.М. Филиппова, воспитатель

Е.А. Стройкова, воспитатель

Ю.В. Морозова, воспитатель

МАДОУ №26 «Кораблик»

Новосибирская область, город Бердск

Инновационные технологии как средство приобщения детей к истории и

культуре родного края

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем

поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная

проблема приобретает особую актуальность.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у

детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской

преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Поскольку

патриотизм воспитывать нужно

с

раннего

детства,

в дошкольном учреждении

ознакомление

с

окружающим

миром

осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные

историко-культурные, национальные, географические, особенности региона.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из средств

воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и

знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и

культуры).

Цель краеведческой работы в нашем детском саду – создание условий для

развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея.

Поэтому на сегодняшний день мы её рассматриваем как инновационную

педагогическую технологию.

Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений

современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у

ребенка уважения и интереса к народной культуре. Это направление успешно

реализуется в нашем детском саду.

Задачи:

1. Углубить знания дошкольников о своей Родине, родном крае, месте

рождения.

2. Расширить знания детей об истории, традициях, культуре народов

Сибири.

3. Воспитывать гражданское самосознание и причастности к родным

истокам, уважение к своей нации.

В своей работе мы используем такие формы и методы как:

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и

культурным разнообразием родного города;

– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и

традициями народа, населяющего город Бердск и Новосибирскую область;

– встречи с родителями: посиделки, дегустация сибирских блюд;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена

художественно-эстетическая оценка родного края;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы

незаменимы в краеведческой работе.

– просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий,

передвижные

выставки

экспозиций

головного

мини

музея

«Океан

странствий»;

– виртуальные экскурсии.

Используя в своей работе такое многообразие форм и методов, мы

способствуем закреплению полученных знаний у детей, это благотворно влияет

на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность

почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни

Бердска.

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с городом Бердском и

Новосибирской областью является предметно-развивающая среда. Именно в

определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок

приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

В

процессе

работы,

в

группах

ДОУ

создана

предметно

пространственная среда, ориентированная на расширение познавательных

интересов, потребности общения и взаимодействия друг с другом.

1. Создан мини – музей «Природа Сибири», который позволяет

реализовать общие задачи и задачи образовательных областей на основе

федеральных государственных требований. Основная

цель мини-музея -

пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к

здоровому образу жизни.

2 . Мини-музей природы «Океан странствий»

В центре природы собран природоведческий материал о животном и

растительном мире наших лесов, о сезонных изменениях в природе.

Альбомы «Природа родного края», «Наш город в разные времена года»,

«Наши друзья».

Художественная

литература:

подборка

детских

книг

и

энциклопедической литературы на природоведческие темы; книжки о природе,

изданные детьми и родителями («Домашние и дикие животные», «Красная

книга наших лесов»).

В центре природы выставляются детские и совместные с родителями

работы из природного материала; макеты, изготовленные вместе с взрослыми

(«Деревенский двор», «В нашем лесу»), имеется природный материал для

творческой деятельности детей.

3. Мини-музей «Русская горница»

Собраны экспонаты народного быта нашей области, народные костюмы,

потешки, поговорки, русские народные хороводные игры.

В горнице проводятся экскурсии, занятия, посиделки, досуги, чаепития с

гостями, чтение и рассказывание произведений и сказов сибирских писателей.

На высоком эмоциональном уровне проходят здесь занятия по знакомству с

жилищем, бытом русского народа с народными куклами и костюмами.

3. Групповые мини-музеи по краеведению

Созданы авторские альбомы «Моя семья», «Наш детский сад», «Наши

праздники», «Наш город Бердск», «Старый Бердск», «Новосибирск – столица

Сибири»,

«Прошлое

и

настоящее

Бердска».

Фотоальбомы:

«Реки

Новосибирской

области»,

«Знаменитые

люди

нашего

края»,

«Достопримечательности Бердска, Новосибирска, Новосибирской области»,

«Красная книга нашего города», «Путешествуем по городу: интересные

места»,

«История жизни наших предков», «Памятники воинской славы».

Дидактические игры «Расскажи о своём городе», «Путешествие по

Бердску».

4. Уголок родного края на территории ДОУ.

Обращение к праздникам народного календаря является также одной из

эффективных форм работы с детьми. Это передача знаний из поколения к

поколению, сплочение участников событий в единый коллектив. В ДОУ

традиционно проводятся сезонные праздники: Рождество, Святки, Масленица,

Пасха.

Нашими социальными партнерами являются

детский центр развития

«Лукоморье», МБОУ СОШ №13, 11, МАОУ ДО ДООЦТ «Юность», Бердский

историко-художественный музей, Центр развития «Сто друзей» («Русская

изба», музей природы), Городская библиотека, библиотека ДК «Родина».

Проведенная нами работа позволила сформировать у дошкольников

интерес к музею, к прошлому и настоящему родного края: быту, традициям,

окружающей природе, что неразрывно связано с воспитанием любви к малой

Родине.

Поэтому знакомство детей с культурными ценностями посредством

музейной педагогики, способствует развитию их духовности, нравственно-

патриотическому воспитанию.



В раздел образования