Напоминание

От игры к знаниям: развиваем предпосылки функциональной грамотности у детей дошкольного возраста


Автор: Караева Наталия Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Дашковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г.о.Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: От игры к знаниям: развиваем предпосылки функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«От

игры

к

знаниям:

развиваем

предпосылки

функциональной

грамотности у детей дошкольного возраста»

В современном мире функциональная грамотность становится ключевым

фактором успешной адаптации и самореализации человека. Это не просто

умение читать и писать, а способность использовать полученные знания и

навыки для решения повседневных задач и достижения жизненных целей.

Именно поэтому развитие функциональной грамотности у дошкольников

становится приоритетной задачей образовательных учреждений.

Наш детский сад, участвуя в региональном проекте «Предшкола — стандарт

детского

сада»,

активно

работает

над

развитием

функциональной

грамотности у детей подготовительных групп. Мы понимаем, что подготовка

к школе — это не только обучение чтению, письму и счёту, но и

формирование

навыков

критического

мышления,

решения

проблем,

коммуникации и взаимодействия с окружающим миром.

Опыт наших воспитателей показывает, что инвестирование в развитие

функциональной грамотности дошкольников приносит значительные плоды.

Дети, прошедшие нашу программу, демонстрируют высокий уровень

подготовки к школе, что подтверждается результатами диагностики.

В рамках нашего проекта мы разработали и внедрили инновационные

методики, направленные на развитие функциональной грамотности. Мы

используем разнообразные педагогические приёмы, которые помогают детям

учиться

с

интересом

и

удовольствием.

Наши

воспитанники

учатся

анализировать информацию, принимать решения, работать в команде и

общаться с взрослыми и сверстниками.

Наши педагоги активно обмениваются опытом и лучшими практиками на

педагогических советах. Мы обсуждаем эффективные методы и приёмы,

которые

помогают

нам

развивать

функциональную

грамотность

дошкольников.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная

грамотность

это

способность

использовать

приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона

задач

в

различных

сферах

человеческой

деятельности,

общения

и

социальных отношений.

Почему функциональная грамотность важна для дошкольников?

Дошкольный возраст — это период активного развития ребёнка, когда

формируются основы его личности, мышления, речи и поведения. Именно в

этот период важно заложить основы функциональной грамотности, чтобы

ребёнок мог успешно адаптироваться к школьной жизни и дальнейшему

обучению.

Как формировать функциональную грамотность у дошкольников?

Формирование функциональной грамотности у дошкольников — это

комплексный процесс, который включает в себя различные аспекты развития

ребёнка. Вот некоторые из них:

1.

Развитие речи. Речь — это основное средство общения человека. Чем богаче

и разнообразнее речь ребёнка, тем легче ему будет выражать свои мысли и

чувства, понимать окружающих и быть понятым ими. Для развития речи

используются различные методы и приёмы, такие как чтение книг,

рассказывание сказок, беседы и обсуждения.

2.

Математическое развитие. Математика — это неотъемлемая часть нашей

жизни. Она помогает нам решать повседневные задачи, ориентироваться в

пространстве и времени, понимать причинно-следственные связи. Для

математического развития используются игры, упражнения и задачи,

которые помогают детям научиться считать, измерять, сравнивать и

классифицировать.

3.

Социально-коммуникативное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие — это процесс усвоения ребёнком норм и ценностей общества, в

котором он живёт. Для этого используются различные методы и приёмы,

такие как игры, беседы, обсуждение социальных ситуаций.

4.

Формирование основ информационной культуры. В современном мире

информация окружает нас повсюду. Ребёнок должен уметь ориентироваться

в

информационном

пространстве,

находить

нужную

информацию

и

критически её оценивать. Для этого используются различные методы и

приёмы, такие как работа с книгами, энциклопедиями, интернетом.

5.

Формирование основ экологической культуры. Экологическая культура

— это система знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку

бережно относиться к природе и окружающей среде. Для этого используются

различные методы и приёмы, такие как экскурсии, наблюдения, опыты.

Современные

методики

развития

функциональной

грамотности

дошкольников, которые используют педагоги включает в себя следующие

подходы:

1.

Игровые

технологии.

Игра

это

основной

вид

деятельности

дошкольников, который позволяет им учиться, развиваться и общаться.

Использование

игровых

технологий

в

образовательном

процессе

способствует развитию у детей навыков решения проблем, коммуникации,

критического мышления и творчества.

2.

Проектная деятельность. Организация проектов, направленных на решение

конкретных задач, помогает детям развивать исследовательские навыки,

учиться работать в команде и применять полученные знания на практике.

3.

Интерактивные методы обучения. Использование интерактивных досок,

планшетов, мобильных приложений и других современных технологий

позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для

детей.

4.

Интеграция различных видов деятельности.

Объединение различных

видов деятельности (чтение, письмо, математика, искусство, музыка и т. д.) в

рамках одного занятия способствует более глубокому пониманию материала

и развитию функциональной грамотности.

5.

Развитие критического мышления. Обучение детей анализу информации,

оценке достоверности источников, выделению главного и второстепенного

способствует

развитию

критического

мышления

и

функциональной

грамотности.

6.

Проектная

деятельность

с

использованием

информационных

технологий.

Организация

проектов,

включающих

использование

информационных

технологий

(создание

презентаций,

видеороликов,

интерактивных игр и т. д.), помогает детям развивать навыки работы с

информацией и коммуникации.

7.

Групповые проекты. Организация групповых проектов, в которых дети

работают вместе, помогает развивать навыки сотрудничества, коммуникации

и решения проблем.

8.

Обучение через игру. Использование игровых элементов в образовательном

процессе способствует более глубокому усвоению материала и развитию

функциональной грамотности.

9.

Интерактивные экскурсии. Организация интерактивных экскурсий, в ходе

которых дети могут наблюдать за реальными процессами и явлениями,

способствует развитию функциональной грамотности.

10.Использование

цифровых

образовательных

ресурсов.

Применение

цифровых образовательных ресурсов (онлайн-курсы, электронные учебники,

интерактивные задания и т. д.) способствует более эффективному усвоению

материала и развитию функциональной грамотности.

Интеграция различных аспектов функциональной грамотности помогает

детям лучше понимать мир вокруг себя и развивать свои способности.

Важно помнить, что каждая методика должна быть адаптирована к возрасту

и уровню развития детей. Она должна быть интересной и понятной для них,

чтобы они могли эффективно развивать свою функциональную грамотность.

Как оценить уровень функциональной грамотности у дошкольников?

Оценка уровня функциональной грамотности у дошкольников — это важный

этап

в

работе

педагогов

дошкольного

образования.

Она

позволяет

определить, насколько успешно ребёнок овладевает необходимыми знаниями

и навыками, и внести коррективы в образовательный процесс. Для оценки

уровня функциональной грамотности используются различные методы и

приёмы, такие как наблюдения, беседы, тестирование.

Таким образом, развитие функциональной грамотности у дошкольников —

это не просто требование времени, но и залог успешного будущего наших

детей. Мы уверены, что наш опыт может быть полезен для других

образовательных

учреждений,

стремящихся

подготовить

своих

воспитанников к успешной жизни в современном мире.



В раздел образования