Автор: Паламарчук Валентина Васильевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Херсонский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Скадовск, Херсонская область
Наименование материала: статья
Тема: Модель экологического воспитания обучающихся начальных классов на уроках учебного предмета "Окружающий мир"
Раздел: начальное образование
Модель
экологического
воспитания
обучающихся
начальных
классов на уроках учебного предмета «Окружающий мир»
Автор: Паламарчук Валентина Васильевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Херсонский
государственный педагогический университет»
Населённый пункт: г. Скадовск
Наименование материала: статья
Тема: Модель экологического воспитания обучающихся начальных классов
на уроках учебного предмета «Окружающий мир»
Постижение педагогических закономерностей реализуется посредством
моделирования
образовательных
процессов.
Использование
моделей
позволяет выявлять или конкретизировать атрибуты, а также оптимизировать
методы
разработки
новых
конструируемых
элементов
педагогической
деятельности.
Этот
подход
обеспечивает
более
глубокое
понимание
взаимосвязей и способствует созданию эффективных стратегий обучения и
воспитания [3].
«Моделирование – это инструментов исследования и научного поиска.
По мнению Н. В. Клягина, людям свойственно делить окружающий мир на
явления, данные в ощущениях, и сущности вещей, постигаемые мысленно»
[4].
«Писаренко
В.
И.
рассматривает
педагогическую
модель
как
специально конструируемый в исследовательских целях объект или процесс,
несущий
определенную
информационно-исследовательскую
нагрузку,
воспроизводящий педагогическую реальность, ориентированный на ее
изучение, анализ и воспроизведение в новых условиях. Данное определение
отражает
все
основные
особенности
педагогических
моделей
–
ориентированность
на исследование,
наличие
информации,
связь
с
реальностью, объектную или процессуальную сущность, воспроизводимость
в новых условиях». Именно поэтому одной из основных целей при создании
моделей является активное распространение педагогических знаний, их
усовершенствование и адаптация к современным реалиям. Это позволяет
двигаться вперед в образовательной сфере [6].
«Модель экологического воспитания обучающихся начальных классов
на
уроках
учебного
предмета
«Окружающий
мир» основывается на
интеграции знаний о природе с практическими действиями, направленными
на
защиту
окружающей
среды.
Важно
отметить,
что
экологическое
воспитание не ограничивается лишь передачей знаний о природе и экологии.
Оно включает в себя формирование у детей экологической культуры, которая
подразумевает не только понимание экологических проблем, но и развитие
умений и навыков, необходимых для активного участия в их решении. Это
требует от педагогов применения разнообразных методов и форм работы,
которые способствуют активному вовлечению детей в процесс обучения и
формирования у них позитивного отношения к природе» [1].
Даная модель экологического воспитания на уроках «Окружающий мир»
разработана для обучающих начальных классов и состоит из трех блоков:
целевого, методического и диагностического.
Целевой блок состоит из цели, задач, объекта и предмета.
Целью
данной
модели
является
экологическое
воспитание
обучающихся
начальных
классов
на
уроках
учебного
предмета
«Окружающий мир».
Для достижения цели, при изучении учебного предмета «Окружающий
мир» в начальных классах, нами обозначены такие задачи:
-
воспитывать гуманное, бережное и ответственное отношение
к
объектам природы;
-
сформировать
элементарные
научные
знания
о
природе,
ее
многообразии, целостности и взаимосвязях;
- сформировать начальные навыки экологически грамотного поведения.
Объектом изучения в данной модели экологического воспитания
выступает учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом модели является процесс экологического воспитания
обучающихся
начальных
классов
на
уроках
учебного
предмета
«Окружающий мир».
Следовательно, экологическое воспитание, реализуемое посредством
учебного предмета «Окружающий мир» является комплексной структурой,
ориентированной на создание экологически образованного ученика, готового
к сознательному сотрудничеству с окружающей природой.
Методический блок модели состоит из организационно-педагогических
условий и Программа экологического воспитания обучающихся начальных
классов
на
уроках
учебного
предмета
«Окружающий
мир»
для
их
реализации.
«Организационно-педагогические
условия
определяют,
как
совокупность
целенаправленно
сконструированных
возможностей
содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер
воздействия),
лежащих
в
основе
управления
функционированием
и
развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного
педагогического процесса)» [2].
Для обеспечения результативного воспитательного процесса, в том
числе экологического воспитания, требуется создание условий, отражающих
педагогическую
составляющую.
Это
подразумевает
разработку
и
реализацию методических подходов, направленных на формирование у
обучаемых ответственного отношения к окружающей среде. Потому отвечая
на вопрос «Что необходимо сделать / обеспечить?», и условия, которые будут
отражать организационный аспект (методы, средства, формы, возможности
педагогической деятельности), мы найдем решение вопроса «Как сделать?»
[5].
Для успешного и эффективного процесса экологического воспитания
младших школьников, учитывая его цели и задачи, нами определены
организационно-педагогические условия:
-
активизировать работу учителей;
-
создание экологической учебной среды;
-
просветительская работа с родителями.
Реализация данных условий проводится с помощью программы
экологического воспитания обучающихся начальных классов
на уроках
учебного предмета «Окружающий мир». Программа раскрывает такие
методические аспекты, как разнообразные методы, формы и средства для
работы с учителями, обучающимися и родителями.
Работа с учителями включает такие позиции:
1)
методы – убеждения, анализа и сопоставления;
2)
формы – методический доклад на методическом объединении учителей
начальной школы, самообразование;
3)
средства
–
учебная
и
методическая
литература,
дидактические
материалы, технические средства обучения.
Активация работы учителей, с нашей точки зрения, приведет к
повышению качества образования и воспитания, развитию инновационного
потенциала школ, формированию благоприятной образовательной среды.
Для
повышения
эффективности
экологического
воспитания
обучающихся на уроке учебного предмета «Окружающий мир» используется
следующая программа, которая включает:
- методы – наблюдения, словесные;
- формы – уроки, проекты, игры, конкурсы, акции;
- средства – объекты живой и неживой природы, художественная и
научно-популярная литература, экологические игры и игрушки, специальное
оборудование.
При
изучении
предмета
«Окружающий
мир»
применяются
разнообразные учебные материалы: объекты живой и неживой природы,
художественная и научно-популярная литература, учебники и рабочие
тетради, экологические игры и игрушки, специальное оборудование.
Следовательно, для оптимизации педагогической деятельности следует
использовать различные методы, формы и средства, стимулирующие работы
учеников. Важно сформировать благоприятную среду, в которой педагоги
мотивированы к расширению кругозора, обмену наработками и применению
инновационных технологий в преподавании.
С целью повышения эффективности экологического воспитания в
начальной
школе
необходимо
проводить
просветительскую
работу
с
родителями. Реализация ее проводится с помощью актуальных методов
(метод беседы и метод рассказа), форм (тематическое родительские собрания,
школьные
акции,
выставки)
и
средств
(информационные
буклеты,
видеоматериалы
и
аудиоматериалы,
анкеты
и
опросники)
работы
с
родителями.
Следовательно, просветительская работа с родителями закладывает
фундамент для ответственного отношения к окружающей среде, которое
начинается в семье и распространяется на общество в целом.
Для экспериментальной работы с обучающимися был разработан
диагностический блок модели. Он включает в себя такие аспекты:
- компоненты – мотивационный, когнитивный, поведенческий;
- критерии – отношение, знание, действие;
- уровни – высокий, средний, низкий.
Диагностика критериев экологического воспитания проводилась по
методикам:
- Иванова М. М. «Мое отношение к природе»;
- Полищук Ю. А. «Экологические знания»;
- Берюхова У. К., Груздева Н. В. «Экологические ситуации».
Диагностический блок представляет собой эффективный инструмент
для оценки и мониторинга динамики развития экологической воспитания
обучающихся начальной школы. Результаты, полученные при исследовании,
могут быть использовании для коррекции учебных программ и планов.
На рисунке 1.1 представлена модель экологического воспитания
обучающихся
начальных
классов
на
уроках
учебного
предмета
«Окружающий мир».
Рисунок 1.1. Модель экологического воспитания обучающихся начальных
классов на уроках учебного предмета «Окружающий мир».
Таким образом, разработанная нами модель состоит из трех блоков:
целевого, методического и диагностического. Главный смысл разработки
модели
–
структуризация
исследуемого
процесса
формирования
экологически
образованного
и
воспитанного
ученика,
готового
к
сознательному сотрудничеству с окружающей природой. Целевой блок
устанавливает основные цели и задачи, определяет объект и предмет
исследования. Методический блок модели состоит из организационно-
педагогических
условий
и
методики
для
их
реализации
процессе
экологического воспитания. Диагностический блок оценивает динамику
экологического воспитания обучающихся начальных классов.
При оптимизации педагогической деятельности были использованы
различные методики: работа с учителями, обучающимися и родителями.
Сформированная благоприятная среда, мотивирует учителя к расширению
кругозора, обмену наработками и применению инновационных технологий в
преподавании. Использование разнообразных методы и форм работы
вовлекает учащихся в процесс обучения. Привлечение родителей к участию в
различных мероприятиях, помогает повысить эффективность экологического
воспитания.
Список использованных источников:
1. Баранников О. П. Проблемы экологического воспитания младших
школьников / О. П. Баранников // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 18-22.
2. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей. М.: 1996. –
109 с.
3. Гринёва Е. А., Давлетшина Л. Х. Модель процесса формирования
экологической
культуры
младших
школьников:
духовно-нравственный
аспект / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина // КПЖ. – 2014. –№ 5. – С. 86-92.
4. Клягин Н. В. Современная научная картина мира: учеб. пособие. / Н.
В. Клягин. – М.: Ун-тская книга: Логос, 2012 – 264 с.
5. Мазурчук Н. И., Халезова О. С. Организационно-педагогические
условия экологического воспитания школьников / Н. И. Мазурчук, О. С.
Халезова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2021. –
№ 2. – С. 28-34.
6. Писаренко В. И. Педагогические модели: типология и особенности / В.
И. Писаренко // Проблемы современного образования. – 2024. – № 1. – С.58-
76.