Автор: Данилова Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и
остаётся важной задачей для общества. В соответствии с Концепцией
духовно-нравственного развития личности гражданина России, данное
воспитание представляет собой «педагогически организованный процесс
усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей».
Эти ценности формируются многонациональным народом Российской
Федерации, государственной системой, семьей, культурными сообществами
и традиционными религиями.
Для достижения целей духовно-нравственного воспитания в учебный план
включён курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Этот курс предназначен для учащихся 4-х классов и призван познакомить
детей с культурным наследием народов России, а также с
общечеловеческими ценностями, отраженными в религиозных учениях,
фольклоре и искусстве. Основная задача курса — воспитание духовно-
нравственного гражданина, который будет любить свою страну и стремиться
к нравственному развитию.
Уроки ОРКСЭ представляют собой погружение детей в мир добродетелей.
Учитель в этой ситуации выступает как проводник в мир человеческих
ценностей, открывая детям добрые сердца тех, кто жил и живет рядом. Он не
только передаёт знания, но и формирует у детей этические и моральные
ориентиры. Основная цель — помочь ученикам понять, что основа счастья
состоит в доброте, милосердии, трудолюбии и осмысленном отношении к
жизни.
Важно, чтобы процесс обучения не превращался в назидание. Эффективные
методы включают использование эпизодов из жизни выдающихся людей,
сказки, рассказы, поэтические произведения и притчи. Эти материалы
способствуют глубокому пониманию и размышлениям о нравственных
аспектах жизни, создавая эмоциональную связь с изучаемым материалом.
Очень важно, чтобы дети осознавали свои переживания, когда совершают
добрые поступки. Например, милосердие пробуждает в человеке
беспокойство о других: о голодных детях, одиноких пожилых людях и
беззащитных животных. Милосердные люди, такие как благотворители и
добровольцы, без колебаний вступятся за тех, кто слабее, и готовы пойти на
риск ради спасения. Это качество вдохновляет на добрые дела и формирует
активную позицию в обществе. Дети должны понять, что каждого из нас
охватывает радость, когда мы помогаем другим, и что истинная сила
заключается в способности отдавать, а не только в получении.
Курс ОРКСЭ также развивает в детях навыки критического мышления,
позволяя им осмысливать и анализировать этические и религиозные
доктрины. Это способствует формированию более глубокого понимания
различных точек зрения и укрепляет чувство уважения к культурным
различиям. Понимание традиций и взглядов других народов помогает детям
стать более восприимчивыми и открытыми к миру, что в свою очередь
укрепляет общественные связи.
Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» не
только знакомит школьников с культурным богатством России, но и служит
важным инструментом формирования нравственного сознания. Уроки
ОРКСЭ обеспечивают детям возможность осознать свою роль в обществе,
развивая в них стремление к добру, состраданию и духовному
совершенствованию. Таким образом, данный курс не только способствует
развитию индивидуальных качеств личности, но и вносит вклад в
формирование ответственного, граждански активного общества, где каждый
сможет найти своё место и сделать мир лучше.