Напоминание

Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики"


Автор: Данилова Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках курса «Основы

религиозных культур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и

остаётся важной задачей для общества. В соответствии с Концепцией

духовно-нравственного развития личности гражданина России, данное

воспитание представляет собой «педагогически организованный процесс

усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей».

Эти ценности формируются многонациональным народом Российской

Федерации, государственной системой, семьей, культурными сообществами

и традиционными религиями.

Для достижения целей духовно-нравственного воспитания в учебный план

включён курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Этот курс предназначен для учащихся 4-х классов и призван познакомить

детей с культурным наследием народов России, а также с

общечеловеческими ценностями, отраженными в религиозных учениях,

фольклоре и искусстве. Основная задача курса — воспитание духовно-

нравственного гражданина, который будет любить свою страну и стремиться

к нравственному развитию.

Уроки ОРКСЭ представляют собой погружение детей в мир добродетелей.

Учитель в этой ситуации выступает как проводник в мир человеческих

ценностей, открывая детям добрые сердца тех, кто жил и живет рядом. Он не

только передаёт знания, но и формирует у детей этические и моральные

ориентиры. Основная цель — помочь ученикам понять, что основа счастья

состоит в доброте, милосердии, трудолюбии и осмысленном отношении к

жизни.

Важно, чтобы процесс обучения не превращался в назидание. Эффективные

методы включают использование эпизодов из жизни выдающихся людей,

сказки, рассказы, поэтические произведения и притчи. Эти материалы

способствуют глубокому пониманию и размышлениям о нравственных

аспектах жизни, создавая эмоциональную связь с изучаемым материалом.

Очень важно, чтобы дети осознавали свои переживания, когда совершают

добрые поступки. Например, милосердие пробуждает в человеке

беспокойство о других: о голодных детях, одиноких пожилых людях и

беззащитных животных. Милосердные люди, такие как благотворители и

добровольцы, без колебаний вступятся за тех, кто слабее, и готовы пойти на

риск ради спасения. Это качество вдохновляет на добрые дела и формирует

активную позицию в обществе. Дети должны понять, что каждого из нас

охватывает радость, когда мы помогаем другим, и что истинная сила

заключается в способности отдавать, а не только в получении.

Курс ОРКСЭ также развивает в детях навыки критического мышления,

позволяя им осмысливать и анализировать этические и религиозные

доктрины. Это способствует формированию более глубокого понимания

различных точек зрения и укрепляет чувство уважения к культурным

различиям. Понимание традиций и взглядов других народов помогает детям

стать более восприимчивыми и открытыми к миру, что в свою очередь

укрепляет общественные связи.

Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» не

только знакомит школьников с культурным богатством России, но и служит

важным инструментом формирования нравственного сознания. Уроки

ОРКСЭ обеспечивают детям возможность осознать свою роль в обществе,

развивая в них стремление к добру, состраданию и духовному

совершенствованию. Таким образом, данный курс не только способствует

развитию индивидуальных качеств личности, но и вносит вклад в

формирование ответственного, граждански активного общества, где каждый

сможет найти своё место и сделать мир лучше.



В раздел образования