"Использование современных образовательных технологий в начальной школе"
Автор: Терентьева Маргарита Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ " Эммаусская школа-интернат" Населённый пункт: н.п. Эммаусс Наименование материала: выступление Тема: "Использование современных образовательных технологий в начальной школе" Раздел: начальное образование
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Эммаусская школа-интернат».
Терентьева М.В.
2016.
1
Использование современных образовательных технологий
в начальной школе.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего
образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у
выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных
знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности
школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование
желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств,
эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих
задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося
на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в
начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих
условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его
жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие
современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не
только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и
навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные
возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем
сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения
атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику
преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение
нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их
в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень
готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась
необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных
технологий, как:
2
Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
2.
Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии
Проблемное обучение
Проектно-исследовательская технология
3.
Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса:
Технология уровневой дифференциации обучения
Групповые технологии
Информационно-компьютерные технологии
4.
Частнопредметные технологии
5.
Здоровьесберегающая технология
В сценарий урока могут включаться элементы различных современных
образовательных технологий :
Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые
знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный
познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного
обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе
играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое
применение информационных компьютерных технологий в нашей школе
существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их
качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии
грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
В моей практике уже сформировались основные направления применения
ИКТ:
подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного
процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и
видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с
применением интерактивной доски);
создание собственного персонального сайта для общения с коллегами;
ведение документации учителя и классного руководителя;
3
«портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить
индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива
в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных
действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
электронная почта;
изучение основ информатики и вычислительной техники;
составление отчётов, графиков, диаграмм;
тестирование по предметам, проверка техники чтения;
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков,
проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему
миру, для внеклассной и воспитательной работы;
проведение родительских собраний и лекториев;
воспитательные события и социальные проекты;
музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
тренажёры по предметам, тестирования;
развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в
особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей
технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на
релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные
игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного
отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое
условие успешности современного человека. Данная технология проходит
красной линией через все этапы урока.
Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и
социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся
использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие
нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел –
сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует
себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте:
выпуск газет рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.
Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой
переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам,
общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиром считаю
педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-
личностной педагогикой.
4
Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных
образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь
безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может
оказаться опасной для общества.
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а
компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и
средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга,
хранителем и распространителем информации. При грамотном применении
информационно-коммуникативной технологии существенно повышается
эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а,
значит, образование младших школьников становится качественным,
отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Литература
1.
Полат Е.С. Метод проектов.
2.
Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие
образовательные ресурсы сети Интернет.
3.
Педагогические Интернет-ресурсы.
4.
Сборник информационно-методических материалов о проекте
«Информатизация системы образования».
5.
Программа «Перспективная начальная школа». Москва,
Академкнига/Учебник, 2007 год.
6.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998.
7.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.:
Сентябрь, 1996.
5