Математическая сказка по теме "Решение уравнений", 5 класс
Автор: Егорова Елена Ивановна Должность: учитель математики и информатики Учебное заведение: МКОУ "Барановская СОШ" Населённый пункт: д.Бараново Сафоновского района Смоленской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Математическая сказка по теме "Решение уравнений", 5 класс Раздел: среднее образование
5 класс
Игра ведётся на основе сказки «Гуси-лебеди».
Егорова Елена Ивановна
Учитель математики
МКОУ «Барановская СОШ» Сафоновского района Смоленской области
Цель:
повторить и обобщить материал по теме «Решение уравнений» и
применить полученные знания в практической деятельности при
решении задач.
Задачи:
Учебная: закрепить знания и умения решать уравнения; с помощью
приобретённых навыков составлять уравнения по условию задачи.
Развивающая: развивать математическую речь, логическое и креативное
мышление, навыки самостоятельной и творческой работы, контроля и
самоконтроля; развивать умение выделять главное, сравнивать,
анализировать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и
аккуратность в оформлении решений уравнений.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие (с презентацией).
Сегодня я расскажу вам интересную сказку. Все вы её знаете, но сказка будет
математической. Мы с вами послушаем сказку и повторим решение уравнений.
Поэтому возьмите ручку, тетрадь и внимательно слушайте.
Жили-были мама и папа, и было у них двое детей - братик и сестричка.
Сестричку звали Машенька, а братца - Иванушка.
Мама и папа поехали в город, они обещали купить Машеньке подарок, если
она хорошо будет присматривать за братиком.
Машенька постелила подстилку, посадила на неё братика, а сама с
подружками стала играть в математическую школу. Она была за учительницу и
задавала задания:
1. Найти сумму чисел 25 и 23; 35 и 16;
2. Найти разность чисел 37 и 18; 100 и 21;
3. Найти произведение чисел 18и5;11 и 10;
4. Найти частное чисел 60 и 12; 1000 и 8;
5. Вычислите наиболее удобным способом:
18 + 24 + 32 +16 =
25*293*4=
189*25 - 25*89=
62*15 + 38*15 =
670*7 + 33*70=
И так они заигрались, что забыли про Иванушку. А тут
прилетели Гуси-лебеди, схватили его и понесли к Бабе-Яге.
Спохватилась Машенька, нет братца, только мелькнули
вдалеке Гуси-лебеди. Бросилась Машенька их догонять, да
не знает, куда бежать.
А тут печка. «Печка,
печка, куда Гуси-
лебеди полетели?». А
печка отвечает:
«Съешь пирожок да
реши уравнение,
тогда скажу».
Давайте, дети,
поможем Машеньке.
1 . х + 143 = 276
2. 628 + у = 715
3. а - 127 = 273
4. 2000 - b = 1500
5. с – 218=400
Побежала Машенька
дальше, куда печка
показала, стоит
яблонька. «Яблонька,
яблонька! Куда Гуси-
лебеди полетели?»
Яблонька в ответ:
«Съешь моего
лесного яблочка да
реши уравнения».
Давайте, дети, и мы
попробуем лесного
яблочка и поможем
решить уравнения:
1. 5х = 15
2. 12 : y = 4
3. z : 2 = 8
4. 2a = 30
5. 7k = 14
6. 8 : d = 2
7. t : 6 = 12
8. 3b = 6
Уравнения решили правильно, а Машенька уже у реки. «Речка-речка!
Как мне тебя переплыть?» А речка предлагает Машеньке упростить
выражение
1) 5 • 3x =
2) 20 • 8a =
3) 4x + 15x =
4) 100x – x =
Машенька схватила Иванушку и
побежала домой. А Баба-Яга
увидела это и послала гусей её
догнать. Подбежала Машенька к
речке. А речка предложила попить
молочка и решить уравнения,
применяя распределительный
закон умножения:
1. 5x + 6x + 2x = 65
x =
2. 18x + 28x - 39x = 63
x =
Машенька попила молочка, съела
киселька, спрятала её речка от
гусей да на большом плоту
переправила на другой берег.
Бежит Машенька дальше, а
гуси её увидели, догоняют,
крыльями хлопают, вот-вот
вырвут из рук братика. А
Машенька к яблоньке.
«Яблонька, яблонька, спрячь
нас». «Хорошо, - говорит
яблонька, - только найди
корни уравнения:
2x + 4x*2 - х = 270
- Решили мы уравнение,
спрятала яблонька Машеньку
с Иванушкой, закрыла
своими веточками. Гуси
мимо полетели. Решили
Машенька с братиком
отдохнуть: нашли красивый
цветок и любуются. И мы
отдохнем.
Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Выбежала Машенька и
побежала с братиком
дальше. Гуси опять их
увидели, догоняют,
клювами хватают.
Подбежала девочка к печке:
«Печка, печка! Спрячь
нас!» «Решай быстро
уравнение 10y + 2y – 5y
+ 27 = 202», - отвечает
печка.
Решили уравнение, спрятала
печка детей, они отдохнули и
побежали домой.
А тут и мама с папой приехали, подарки привезли. Но чтобы
получить подарки, нужно упростить выражение 5а+3а и найдите
его значение при а=125.
Дети получили подарки и благодарят вас за помощь.
А для того, чтобы каждый учащийся
смог оценить себя: как успешно умею
решать уравнения, предлагаю
выполнить работу №8 по теме
«Уравнения. Упрощение выражений»
из блиц-опроса Е.Е.Тульчинской.
- Что понравилось на уроке? Что удивило?
- Над чем надо поработать? В чем
затруднения?
- Какое настроение на конец урока?