Урок по русскому языку в 4 классе.
Автор: Тынчерова Наталия Петровна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 37
города Махачкалы.
Тема: « Жить- Родине служить. Правописание безударных падежных окончаний
существительных единственного и множественного числа. Обобщение.»
Цель: 1 обобщение знаний о падежных окончаниях существительных единственного и
множественного числа.
2 развитие орфографической зоркости учащихся, речи.
Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение формулирование познавательной
цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение
логической цепи рассуждений; доказательство; к.- умение с достаточной точностью и
полнотой выражать свои мысли; р.- постановка учебной задачи; оценивание качества и
уровня усвоения материала ;л.- нравственно-патриотическое оценивание усваиваемого
материала, обеспечивающее личностный выбор на основе моральных ценностей.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предложенный мною урок предназначен для
учителей начальных классов и рассчитан на учащихся 4 классов.
Оборудование: учебник « Родная речь, книга 3 часть 2» ( авторы : М. В. Голованова, В.Г.
Горецкий, Л. Ф. Климанова),мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
1.
Разминка для ума и рук. « Я -победитель, у меня все получится».( правая рука
согнута в локте и показывает V указательным и средним пальцами, а левая рука
вытянута вперед и показывает большой палец. Хлопок. Меняем руки. Повторяем 5
раз).
2.
Мин. чистописания.
Рр Ро Рв Рл Ор От од
Родина Слайд1
- Подберите синонимы к слову Родина.
Запись: Родина, Отчизна ,Отечество, родной край, колыбель.
- Найдите существительное, в котором букв больше, чем звуков.( Колыбель).
-Выполните фонетический разбор этого слова.( 1 группа по цепочке)
- Подберите антоним к слову Родина. ( Чужбина).
-Выполните разбор по составу слова чужбина.
-Выполните морфологический разбор слова чужбина.
3. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня наш урок посвящен Родине не случайно . 27 января – День воинской славы
России. Сегодня исполняется 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады.
-Назовите нашу большую родину.( Россия) Покажите ее на карте. Слайд2
-Назовите нашу малую родину.( Дагестан) Покажите ее на карте.
- Молодцы!
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность
написания. Слайд3
1. Жить- Родин… служить.
2. Лучше умереть стоя, чем жить на колен….
- Определите тему сегодняшнего урока.( Правописание падежных окончаний
существительных ед.ч. и мн.ч.)
4. Основная часть.
-Запишите первую пословицу. Выделите окончание, обозначьте склонение, падеж и число
существительного.
- Давайте сделаем синтаксический разбор этой пословицы.( простое, повествовательное,
невосклицательное, распространенное, ничем не осложнено ) -Что интересного заметили?
(Подлежащее и сказуемое выражены н. ф. глагола ).
-Запишите вторую пословицу. Обозначьте падеж и число существительного.
- Как понимаете смысл пословиц?
- Попробуйте заменить первую пословицу одним словом. ( Патриотизм)
Словарь: патриотизм, патриот. Слайд4
-Запишите. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
-Прочитайте значение слов патриотизм и патриот.
Патриотизм- привязанность к родной земле, языку, традициям.
Патриот- тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги
во имя интересов родины.
- Запишите значение того слова, которое для вас является наиболее трудным.
-Молодцы!
- А теперь работа в группах. Слайд5
-Внимательно прочитайте задание. Обсудите выполнение задания. Определите
выступающего от вашей группы. Запишите задание в тетрадь.
1группа. Слайд6
Почитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Спишите. Обозначьте падеж и число
существительных, выделите окончания.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
2группа. Слайд7
Прочитайте высказывание В. Гюго. Спишите. Обозначьте падеж и число
существительных, выделите окончания.
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
3группа. Слайд8
Прочитайте. Спишите. Обозначьте падеж и число выделенных существительных,
выделите окончания.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Выступление групп.
-Отлично!
-Давайте еще раз вспомним и обобщим знания о падежных окончаниях существительных
единственного числа в Р.п., Д.п., П.п. ( заполнение таблицы) Слайд9
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Р. п.
Д. п.
П. п.
-и
-е
-е
-е
-и
-и
-и
-Молодцы!
Физ. минутка. Слайд10
-Творческим домашним заданием было прочитать рассказ А. Гайдара « О Военной Тайне,
- О чем рассказ? ( Это военная история, рассказывающая о том, что такое война, как ее
проходили Мальчиш-Кибальчиш ( он положительный герой) и Мальчиш- Плохиш).
-Как вы думаете, какова идея этой истории? ( Пусть даже самый-самый малыш знает и
понимает, что живет в стране с удивительным народом, с непобедимой армией и
неразгаданной Военной Тайной).
-А что лежало в основе Военной Тайны? ( Мужество героя).
-Верно.
- Давайте прочитаем стихотворение « Мужество».(« Родная речь» ч.2, с.61)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки!
-Кто автор? ( А. А. Ахматова)
- Какая пословица, из выше записанных, по смыслу похожа на это стихотворение?
-Молодцы!
Коллективная работа. Слайд12
-Выпишите словосочетания с именами существительными во множественном числе.
Определите падеж. Выделите окончания.
-Молодцы!
- Давайте еще раз вспомним и обобщим знания о падежных окончаниях существительных
во множественном числе мужского и среднего рода.
Заполнение таблицы. Слайд13
Д. п.
Т.п.
П. п.
-ам ( -ям)
-ами (- ями)
-ах (-ях)
- Отлично!
- А теперь предлагаю вам творческое задание. Запишите 3-4 предложения на тему: «
Родина бывает разная, но у всех она одна!». Слайд14
Чтение работ.
5. Итог.
-Что повторяли на уроке?
6.Рефлексия. Слайд15
- Оцените свое состояние на уроке .
Красный кружок-Мне было плохо, неуютно. Ничего не понял.
Желтый кружок- Трудно, но интересно!
Зеленый кружок- Отлично! Я собой доволен!
7.Домашнее задание. Слайд16
Упр. 263,
Найти информацию об авторе стихотворения « Мужество».