Автор: Чумакова Ирина Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СОШ х.Бурковский Населённый пункт: х.Бурковский Наименование материала: статья Тема: "Технология тьюторства" Раздел: среднее образование
Чумакова Ирина Александровна,
учитель физики и математики,
МОУ СОШ х. Бурковский.
Технология тьюторства в ученической деятельности.
Если говорить о происхождении слова Тьютор (англ. tutor), то в переводе на
русский язык оно означает “домашний учитель, репетитор, наставник, опекун“.
Исторически позиция тьютора была впервые введена в XII веке в Оксфордском, а
чуть позже в XIII веке – в Кембриджском Университетах,
с целью противопоставления
обучения студента узконаправленному процессу по определённому предмету
возможности видеть и использовать весь его потенциал. Также, для формирования
индивидуальных образовательных программ, оказывающих
консультации в ответ на
образовательные конкретные запросы учащихся. Тьютор в школе, это
педагог,
осуществляющий общее руководство самостоятельной внеклассной работой
обучающихся, помогает школьникам осваивать способы нахождения новых знаний , может
работать с интересом каждого ученика
, являться
его
индивидуальным научным
руководителем, или воспитателем.
По своему роду деятельности т
ьютор выполняет совершенно самостоятельные
функции в учебном процессе. Тьюторское сопровождение,
принципиально отличается
своей особой спецификой и своими задачами от психологического, или педагогического
сопровождения. Суть его заключается в организации работы по принципу
индивидуализации действий ученика по самостоятельно разработанным нормам, которые
затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия
и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего
познавательного интереса. Создание социально-педагогических условий для
формирования культуры работы с собственным будущим.
Основными составляющими тьюторства являются:
-
поддержка, как
диспетчер самостоятельности при выборе предмета для
изучения прогнозирует индивидуальный учебный план, при составлении программы
образования её проектирует, при определении, в какой последовательности, в какие сроки
и какими средствами будет реализована образовательная программа, конструирует
индивидуальный образовательный маршрут;
-
сопровождение, как научный руководитель в
реализации индивидуальной
образовательной программы , в
проектной деятельности и учебно-исследовательской
работе. Как тренер для «олимпийской» подготовки, а в работе с отстающими учениками –
репетитор. Причём, не только со слабоуспевающими школьниками, но и способными, но
пропустившими уроки по всевозможным уважительным причинам;
-
фасилитация,
(англ. facilitate – помогать, облегчение)
,
как агроном поля
развития необходим для формирования мотивации, опоры и перспектив в
сопровождении
по пути культурного, профессионального и личностного самоопределения.
Сегодня педагог должен не только учить, но понимать и чувствовать, как ребенок
учится, и, даже, предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на
уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально
использоваться в будущем. В связи с этим в современном образовании необходима новая
профессия – тьютор, с конкретно поставленными целями:
- анализа познавательных интересов, намерений, потребностей, личных
устремлений обучающихся;
- продумывания способов мотивации и вариантов фиксации достижений;
- разработки направлений проектной деятельности;
- профессиональной организации групповой работы для прояснения и достижения
поставленных целей;
- организации образовательных событий;
- применения специальных тьюторских технологий и других.
В отличие от различных школьных должностей: завуча, классного руководителя,
педагога-психолога, социального педагога, или мотивированного родителя, тьютор - это
призвание и он старается использовать практически любую ситуацию в качестве
образовательного ресурса, «проводит» обучающегося через разные способы работы,
обращает внимание на успехи и неудачи. Для достижения цели ставит следующие задачи:
- помочь школьникам получить от учебы максимальную отдачу;
- следить за ходом учебы ученика;
- давать обратную связь по заданиям;
- консультировать и поддерживать отстающих;
- заинтересовывать в обучении на протяжении курса изучения предмета;
- предоставить при необходимости возможность связи посредством личного
контакта, телефона, электронной почты и компьютерных конференций.
В результате всей работы становится очевидна успешность обучающихся, которая
проявляется как:
1)
Готовность к решению проблем
2)
Готовность к самообразованию
3)
Готовность к использованию информационных ресурсов
4)
Готовность к социальному взаимодействию
5)
Коммуникативная компетентность.
Для будущих выпускников педагог-тьютор в своей работе обязательно вносит
дополнительные задачи, а именно:
- оказывает помощь в решении проблем самоопределения;
- предоставляет информацию для разработки и дальнейшей корректировки ИУП;
- обеспечивает поддержку учащихся;
- организует рефлексию;
- анализирует результаты принятых им решений;
- обучает методам планирования карьеры;
- помогает сделать выбор направления после школы
Тьюторство также, может быть реализовано с помощью проектной технологии,
технологии работы с «портфолио», технологии консультирования, тренинговой
технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующей
методики и информационных технологий.
В заключении замечу, что тьюторская деятельность является сложной и
интегрированной, она строится по принципу взаимодополняемости психологической,
педагогической и информационной составляющих.
Значит, тьюторская помощь может
совмещаться с другими видами образовательной деятельности.
И главное: тьюторами не рождаются, тьюторами - становятся!