Автор: Чеботнягина Наталья Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 Населённый пункт: Шелехов Наименование материала: Статья Тема: "Формирование УУД на уроках русского языка" Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
ЭлбертХаббарт.
На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться
ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное
место занимает формирование универсальных учебных действий.
Обучащийся сам должен стать «архитектором и строителем»
образовательного процесса. Универсальные учебные действия - это
совокупность способов действий, которые обеспечивают способность
обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и
организацию самого процесса усвоения. В основе формирования УУД лежит
«умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех
компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы;
учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает
существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися
предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и
ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Необходимо вооружить ученика такими универсальными способами
действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в
непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть способ
обучения, нацеленный на формирование УУД, что означает способность
обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию, к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого
процесса.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные
результаты обучения , которыми должны владеть обучающиеся. Развитие
личности обеспечивается через формирование универсальных учебных
действий, создающих возможность самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, умений и компетентностей. Основным средством будет
служить правильный подбор учебных заданий, стимулирующих учащихся
приобретать и развивать требуемые способности. При постановке учебного
задания необходимо создание таких условий, которые бы инициировали
(провоцировали) собственные действия учащихся, их самостоятельную
деятельность, т.е. создать учебную ситуацию.
В подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция –
осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленное на
достижение поставленных целей. Способность к саморегуляции
предполагает планирование, контроль и коррекцию как предметной, так и
познавательной деятельности учащегося. Для достижения всей совокупности
требований Стандарта в арсенале учителя должны быть учебно-практические
и учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование
личностных и
метапредметных результатов. Приведем примеры учебных
заданий на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции на
уроках русского языка.
Шелехов, Моты, Смоленщина
Почему так названы географические объекты: Шелехов, Чистые Ключи,
Листвянка, Моты, Веденщина,Смоленщина, Слюдянка, Большой Луг,
Баклаши, Олха?(1 объект на 2-3 обуч-ся).Создайте буклет о Шелеховском
районе, отразив в нем информацию, почему так названы населенные пункты.
Распределите обязанности между участниками вашей группы:
соберите
материал по теме,
сформулируйте
цель в виде конечного продукта(как
представить материал?), представьте работу вашей группы классу. Ответьте
на следующие вопросы:
-На что ушло времени больше всего?
- Является ли это задание важным для вас?
-Есть ли названия, которые хотелось бы поменять, почему? Предложите свои
названия для географических объектов своего населенного пункта.
Мнение Саши Петрова Упр.№399 (часть 2)
Я из-за безударных гласных сколько разных ударов получал: и в школе, и
дома!
Прочитайте. Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать
слова? В чем причина затруднений и неудач Саши – в нем, в других людях, в
сложившихся обстоятельствах. В каком направлении нужно изменить себя,
чтобы получить хороший результат? Составьте Саше, возможно и себе, план
повышения грамотности:
- определите темы, в которых вы испытываете затруднение;
-с формулируйт е цель в виде конкретного ожидаемого результата;
- определите сроки выполнения задания;
- продумайт е критерии оценивания.
Знакомство .
Знакомиться можно по-разному, в зависимости от того, кто знакомится, с кем,
самостоятельно или с чьей-то помощью, при каких обстоятельствах, с какой
целью и т.д.
Предложите несколько способов знакомства с очень необычным человеком,
например, с героем любимого фильма или ровесником из ..будущего,
А.С.Пушкиным или Б.Гейтсом.
. 1. Опишите свой способ, ситуацию, в которой его можно было бы
применить;
2. Познакомьтесь со способами, которые предложат другие ребята. Какой
из них вам кажется наиболее удачным? Какие – сомнительными? Задайте
вопросы, или, наоборот, откликнитесь на предложение знакомства.
3. Ответьте на вопросы, адресованные вам.
Выполняйте работу в паре, определите, кто и что будет делать. Результаты
своей работы оформите по следующим пунктам и представьте классу:
- Кто знакомится.
- С кем.
-Обстоятельства знакомства.
- Цель знакомства.
- Как нужно знакомиться, чтобы произвести впечатление.
-Что нужно изменить в своих действиях и поведении.
Оцени свою работу ( по 5бальной шкале):
- Я в полной мере участвовал(а) в выполнении задания…
- Я с уважением отношусь к мнению других участников, даже если не
согласен (согласна) с ними…
-Способен (способна) ли я вызвать интерес и чувство доверия у
собеседника…
-Все ли у тебя получилось так как ты думал? Что надо было сделать иначе?
-Что бы ты исправил, чтобы повысить оценку.
Зимушка-зима
Напишите сочинение-миниатюру (10-12 предложений):
1 группа пишет небольшой текст - повествование «Зима на Байкале»;
2 вторая группа – текст - описание «Зимний лес»;
3 текст - рассуждение «За что я люблю зиму?».
В группе обсудите все варианты, придите к единому решению. Распределите
обязанности между участниками группы: редактор, корректор, оформитель,
чтец. Время выполнения задания 20 минут.
Оцени свою работу в группе:
- На уроке я работал(а) активно пассивно
- Своей работой я доволен не доволен (что нужно исправить?)
-Мне интереснее работать в группе да …нет…затрудняюсь ответить
-За что ты хотел бы похвалить себя или одноклассников? Поясните свой
ответ.
-Что надо учесть в следующей работе?
- Один день из жизни Никиты
При изучении рассказа А.А.Платонова «Никита».
Дома вы прочитали рассказ А.А.Платонова «Никита»,познакомились с
главным героем..Определитесь с направлением (художники, чтецы,
исследователи), объединитесь в группы, определите, кто и что будет делать.
1.Художники
-Нарисуйте обложку для книжки или главного героя (иллюстрации
неправдоподобных, фантастических эпизодов рассказа).
-Составьте описание первой иллюстрации художника Л.П.Дурасова. Почему
художник на переднем плане изобразил героя рассказа, а на заднем – дом и
солнце?
2. Чтецы
-Приготовьте чтение по ролям, сценки.
3. Интервью
-Разработайте список вопросов, включите наиболее значимые события из
жизни мальчика. Далее эти вопросы задайте ученикам, играющим роль
Никиты.
4.Исследователи.
-Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.
-Какими видит Никита предметы, находящиеся за пределами знакомого ему
мира.
-Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие-злыми.
-Как меняется характер отношения мальчика к предметам.
Оцени свою работу в группе. Отметь , в какой мере ты согласен/не согласен
со следующими утверждениями:
- На уроке я работал(а) активно пассивно
-Меня устраивает самооценка да…нет…
- Своей работой я доволен не доволен (что нужно исправить?)
Я похвалил(а) бы (ребят, группу)…
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-
методического комплекта, но и от педагогически правильного
взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной
деятельности. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности,
успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых
знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение
всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы;
учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.