Автор: Гордеева Галина Аркадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Чуваштимяшская СОШ" Ибресинского района Чувашской Республики Населённый пункт: Чувашская Республика Ибресинский район с.Чувашские Тимяши Наименование материала: Проект Тема: "Каша-пища наша" Раздел: начальное образование
Введение
Каша – традиционное блюдо русской кухни. Само слово "каша" в древнем значении
означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна. В давние времена кашу готовили в
русской печи в глиняных горшках, и без неё не обходилось ни одно праздничное застолье –
свадьба, рождественские праздники, рождение ребёнка, крестины.
И сегодня для многих людей каша хотя и остаётся традиционной пищей на завтрак, но
популярность её падает. Почему именно кашу нужно есть хотя бы несколько раз в неделю?
Потому что именно крупы являются богатым источником полезных веществ. Нет ни одной
крупы, в которой бы не содержались клетчатка, белки, витамины и минеральные вещества.
Основные достоинства каш в том, что после тепловой обработки, содержащийся в крупах
белок хорошо усваивается организмом. Помимо этого в крупах содержится много углеводов,
что делает их хорошим источником энергии на протяжении всего дня.
Итак, каша – это блюдо из разваренных в воде или молоке зерен или крупы злаков
И в школе, и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», Не
будешь есть кашу, силы не будет». А многие ребята кашу не любят. Да и в школе, в столовой
я часто вижу, как дети уносят кашу обратно. Особенно наш класс не любит кашу. Когда
кормят кашей в столовой, пол класса в этот день вообще не завтракает. И мне захотелось
узнать о пользе каши и объяснить одноклассникам об этом. Вот я и подумала:
«Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?». Я решила выяснить этот
вопрос. Может быть это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень
вкусное, полезным – вкусное не всегда. Я поставила цель, определила задачи и составила
план работы.
Мотивом выбора темы работы послужили слова повара нашей школы Морковкиной
Е.В. о том, что ученики нашего класса многие не завтракают, не хотят есть кашу. Наверное,
они не знают о её полезных свойствах.
Проблема: нежелание детьми есть кашу и уменьшение популярности каш.
Цель работы : узнать и рассказать о кашах, о пользе каш, как одного из натуральных
продуктов.
Задачи работы:- изучить литературу по теме;
-проанализировать понятия «каша»;
-познакомиться с различными видами зерновых культур, используемых для приготовления
круп;
-узнать, какая бывает каша, и чем она полезна;
-провести изучение мнений сверстников о кашах методом анкетного опроса;
-разработать рекомендации, повышающие популярность каши как продукта питания
современного человека;
-подобрать иллюстративный материал для сопровождения данной работы;
Объект исследования: каша
Предмет исследования: полезные свойства каши.
Гипотеза исследования: предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и
поэтому не хотят есть кашу.
Предполагаемые результаты: если дети будут больше знать о пользе каши, то, возможно,
полюбят это блюдо или, хотя бы, изменят своё отношение к каше в лучшую сторону; если в
школе дети с удовольствием будут есть кашу на завтрак, то меньше будут болеть,
следовательно, вырастет здоровое поколение нашей страны.
Методы:
1. Анализ литературы по теме.
2.Эксперимент.
3. Социологический опрос.
1
Основная часть.
В русском быту есть поговорка - «
Щи да каша - пища наша
». Сейчас в эту поговорку
вкладывают другой смысл, но это проблема тех, кто не знает историю своей страны.
Щи да
каша - это традиционные блюда русского стола. Традиции русской кулинарии обусловлены
именно этими двумя блюдами и не только спецификой их исторического приготовления (печь
и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси –
хлебопашество, возделывание зерновых культур.
Русский народ традиционно проявляет любовь к горячему жидкому вареву. Уже в период
древнерусской кухни
сформировались такие понятия как щи, уха и каша, основой для
которых стали овощи, рыба и зерно. Надо сразу сказать, что мясо и молоко вплоть до 17 века
употреблялись сравнительно редко и не отличались кулинарной обработкой. Молоко пили
сырое, а каши варили на воде или в говяжьем бульоне.
Как и у каждого народа, у которого
преобладало земледелие в отличие от разведения скота и охоты, зерновые культуры и
продукты его переработки были символами культа и почитания, предметами всевозможных
бытовых и религиозных обрядов.
Каша была частым блюдом у людей, работающих
бригадой. Возможно, это и стало причиной появления популярного и сегодня слова
«однокашники», что означало работу в одном отряде или коллективе. В России каша была
частым горячим блюдом в армии, особенно в походных условиях, а армейских поваров
называли кашеварами. В древности каши приобрели значение массового ритуального блюда,
которым начиналось и завершалось любое крупное мероприятие, отмеченное участием
значительных масс народа, будь то свадьба, начало или завершение строительства церкви,
крепости или иное общественно значимое событие. В народе сохранилось множество
поговорок про кашу: «Кашу заварили» (т.е. затеяли пиршество), «С таким кашу не сваришь»
(т.е. мира не заключишь) и прочие.
Основой каш стало зерно, и прежде всего овсяное. Каши на Руси делались
в трёх видах в
зависимости от соотношения зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие).
Из
разжиженных кашиц с добавлением овощей впоследствии вышли такие современные супы
как рассольники. Приготовлялись каши с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи,
грибов, овощей, ягод, и фруктов.
Каша – самое распространенное русское блюдо. Самое слово каша в древнем его значении
праславянское и означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна (краш - "тереть").
Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с
появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало
означать преимущественно гречневую кашу. И сегодня для многих людей каша хотя и
остаётся традиционной пищей на завтрак, не является популярной. Её популярность
падает. Почему именно кашу нужно есть хотя бы несколько раз в неделю? Потому что
именно крупы являются богатым источником полезных веществ. Нет ни одной крупы, в
которой бы не содержались клетчатка, белки, углеводы, витамины и минеральные вещества.
Хотелось бы узнать из каких злаков готовятся каши и каких видов они бывают?
Манная каша или манная крупа — это не крупа, а пшеничная мука твердых сортов
пшеницы крупного помола, широко используется при болезнях желудка инфаркте и других
заболеваниях. Манная каша
обладает высокой калорийностью,
питательной ценностью и
высокой усвояемостью. Манная каша практически не содержит клетчатки, поэтому
рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в послеоперационный
период. В манной каше 70% крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и
витаминов Е и В1. Манная каша ― это, по сути, каша пшеничная, мелкого помола (немного
крупнее муки). Благодаря такой глубокой обработке манка теряет всю клетчатку,
большинство витаминов (остаётся немного Е и гр.В).
Рисовая каша . В Китае, Японии, Вьетнаме, Индии и других странах рисом питаются
ежедневно. В Россию же рис попал сравнительно недавно. Однако в настоящее время рис в
России — один из самых желанных и востребованных продуктов.
Среди круп рис занимает
2
первое место по содержанию высококачественного крахмала - 77,3% и биологической
ценности белка. К тому же в нем есть богатый набор витаминов -
B1, В2, В6, РР, Е и
участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является важным средством
профилактики малокровия.
Рисовая каша
очень полезна при заболеваниях органов
пищеварения. При расстройстве желудка и поносах хороший эффект дает слизистый рисовый
отвар. В народной медицине такой отвар с добавлением мяты и репчатого лука применяется и
как потогонное средство. Рисовую кашу, а также другие блюда из риса (пудинг, запеканка,
кисель) рекомендуется использовать в диетическом питании . Он хороший адсорбент ―
способен связывать и выводить из организма вредные вещества разного рода от холестерина
до токсинов.
Овсяная каша одно из самых ранних блюд, это традиционное блюдо славянских народов.
Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши
благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в
диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему
пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина.
В ней много растительного белка, углеводов, содержится клетчатка, лецитин и линолевая
кислота.
Пшенная каша одно из главных продуктов питания еще с библейских времен. К сведению,
две сотни лет назад в России пшенная каша была основой каждого крестьянского стола. Это
нежное на вкус, воздушное блюдо и с уверенностью можно сказать, что это одна из самых
красивых каш. Пшенная каша очень полезна для здоровья. Улучшает работу ЖКТ, очищает
организм, снижает уровень холестерина в крови, применяется при заболеваниях сердечно -
сосудистой системы и печени.
Гречневая каша укрепляет иммунную систему, улучшает кровообращение, снижает
уровень холестерина и сахара в крови, повышает гемоглобин в крови. Обладая большой
пищевой ценностью, гречка при выращивании неприхотлива: растёт на бедных почвах и не
боится соседства сорняков, вытесняя их с полей самостоятельно без гербицидов, именно
поэтому она считается самым экологически чистым злаком.
Перловая каша - одна из самых полезных и вкусных в русской кухне. В ней много белка и
крахмала, витамины группы В, витамин А, Е, D, железо, кальций, медь, йод, фосфор. Ещё
одно достоинство перловой крупы — обилие лизина. Эта аминокислота оказывает
противовирусное действие, особенно в отношении микробов, вызывающих герпес и острые
простудные инфекции.
При изучении питательности каш, я узнала, что
диетологи выделяют 4 наиболее
полезные каши: гречневая каша– для сердца, одна из самых полезных каш это овсяная каша-
для желудка, против старения; пшённая каша- для энергии; перловая каша - для молодости.
Практическая часть
Цели работы: 1.Выявить в кашах содержание необходимых для
организма полезных веществ и рассказать об этом одноклассникам. 2. Сравнить состав
различных образцов каш.
Обнаружение крахмала.
При исследовании содержания крахмала в крупах, необходимо
предварительно в сухую крупу добавить теплой воды и оставить на 10-15 мин. Затем слить
воду и провести обнаружение крахмала в крупе, добавив несколько капель настойки йода.
Качественной реакцией на крахмал является образование фиолетовой окраски при
добавлении 5%-й спиртовой настойки йода. Наиболее сильное окрашивание наблюдается при
эксперименте с рисовой крупой, это свидетельствует о том, что в рисе содержание крахмала
выше по сравнению с образцами других каш.
Обнаружение глюкозы. Также в исследуемых образцах содержится глюкоза, в чём можно
убедиться при выполнении несложной химической реакции. Я выполнила этот несложный
опыт с учителем химии с Михайловой Е.В. Если взять фильтраты от сваренных каш,
поместить небольшое его количество в лабораторную пробирку и добавить туда
последовательно несколько капель соли меди (сульфата меди) и щёлочи, то можно наблюдать
образование интенсивной синей окраски.
3
Обнаружение белков.
Если взять фильтраты от сваренных каш, поместить небольшое его
количество в фарфоровую чашку, добавить туда несколько капель концентрированной
азотной кислоты и осторожно нагреть чашку, то проявится ярко-жёлтая окраска. С помощью
этой реакции в кашах обнаружили белки.
Вывод: во всех кашах обнаружены углеводы (крахмал и глюкоза), а также белки, жизненно
необходимые вещества для человека.
С О С Т А В Р А З Л И Ч Н Ы Х К А Ш ( В 100 граммах)
ГРЕЧНЕВАЯ ОВСЯНАЯ ПШЁННАЯ ПЕРЛОВАЯ РИСОВАЯ
Калорийность ккал
313
344.1
323.9
320
304.8
Белки
г
12.6
11.0
11.5
9.3
7.0
Жиры
г
3.3
6.1
3.3
1.1
1.0
Углеводы
г
62.1
65.4
66.2
73.7
71.4
Крахмал
г
60,7
54.7
64,8
65,6
73.7
Следующий этап исследования: социологический опрос.
Провела социологический опрос по теме «Что Вы знаете о каше» в 1-4 классах
1.
Знаете ли Вы, какие виды каш используются для питания?
27 учеников знают такие виды каш: манная, рисовая, пшенная, гороховая, пшеничная,
гречневая, овсяная.
33 учеников не знают: перловая, ячневая
2. Назовите виды каш, которые используются для питания
в вашей семье? Из 60 учеников
готовят: в 39 семьях – манную, гречневую, рисовую;
в одной семье гороховую, в 9-ти семьях- пшеничную, в 6 семьях- пшенную.
3. Как часто в вашей семье готовят кашу? Один раз в неделю -10, часто готовим - 41, другой
ответ -9.
4. Какую кашу вы больше всех любите?
Из 60 учеников: 31- манную кашу, 12- рисовую, 9- гречневую, 5 – пшеничную,
3-пшенную.
5.Какую кашу вы любите есть в школьной столовой?
32ученика-каша «Дружба»(рисовая и пшённая),15- рисовую, 6 -пшенную,7- пшеничную.
6.Полезна ли каша для организма и в чём её полезность? Все 60 ответили, что каша полезна
для организма, но в чём её полезность не смогли ответить.
Итак, по результатам опроса сделала вывод, что дети знают некоторые виды каш. (о перловой
и ячневой каш вообще не знают) и о её полезности затрудняются отвечать.
Провела опрос среди взрослого населения
Фельдшерица нашего офиса Вяцкова Э.Н.:
« В кашах очень много полезных веществ и
витаминов. Они улучшают пищеварение. Вы не будете страдать болезнями желудка. У вас
будет хороший иммунитет.
Заведующая школьной столовой Морковкина Е.В: « В каше много белков и витаминов,
она улучшает пищеварение. Она придаёт вам силы и хорошее настроение на весь день. Но
почему- то наши школьники неохотно едят кашу. Я думаю, многие из них не знают о пользе
каш».
Дедушка Данилов В.Н.: « Каша лёгкое питательное блюдо для организма. В детстве у нас
основными блюдами были каша и щи. Сладостей не было. Наверно поэтому, я и сейчас не
страдаю болезнями желудка. И по сей день на завтрак готовим кашу, и едим с аппетитом».
Мама Мотиль Т.В.:
« Каша придаёт силы человеку, в ней много витаминов для роста,
развития детского организма.
Вывод:
каша полезна всем, она укрепляет иммунную систему человека, улучшает
пищеварение, снижает уровень холестерина в крови.
Заключение
4
Изучив историю круп и каш, их полезные свойства, проанализировав результаты анкет, я
пришла к выводу: раньше (несколько веков назад) каше придавалось большее значение, чем
в настоящее время. Сейчас к каше относятся не как к основному продукту питания,
полезному для здоровья. Каша – это концентрат энергии и пищевых веществ, что
делает её
главным продуктом детского и диетического питания.
Каша – великолепное блюдо для утра, для начала нового энергичного дня. Начиная день
с каши, вы насыщаете организм полезными веществами. Каша помогает быть в хорошем
настроении, лучше противостоять стрессам и находится в хорошей физической форме в
сравнении с теми, кто не ест кашу. Она полезна для организма человека, так как зерно, из
которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы (показала практическая
работа). Она благотворно влияет на пищеварение, на работу сердца, печени и других органов,
способствует росту и развитию детского организма.
Если же вам кажется, что обычная каша
– это очень скучно, то можно придумать оригинальные блюда.
Наша гипотеза, что некоторые школьники мало знают о полезных свойствах каши и поэтому
не всегда едят её, подтвердилась (это видно из опроса). Используя различные источники,
необходимо побольше узнать о пользе каши для организма и постараться, чтобы каша была
ежедневным блюдом на завтрак. Ешьте больше каши, будете здоровыми.
Список литературы
1.Чувашская кухня? Чёваш апат-=им.= кухни? Чебоксары? Чувашское книжное
издательство?2007?
2? Н?Э?Наумов? Халёх =\п=инчен? Этнографи ёнлав.сен пуххи? Шупашкар:
Чёваш к.неке издательстви:2010=?
3. "Жилище в обрядах и представлениях восточных славян" А. К. Байбурин, Ленинград
"НАУКА" 1983 г.
4. "Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000.
5. В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка".
6. Болтовской Г. Каша – здоровье наше.
7. Интернет- ресурсы.
5
6