Автор: Долгих Алла Аскаровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку Тема: "Краткие прилагательные" Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
План-конспект урока русского языка
с приложением для учащихся 5-х классов
Долгих Алла Аскаровна
учитель русского языка и литературы
Конспект учебного занятия
1. Предмет : русский язык
2. Тип урока: урок-знакомство с новой темой
3. Тема: «Краткие прилагательные»
4. Цель урока:
познакомить учащихся с грамматическими особенностями кратких прилагательных.
5. Задачи:
Научить различать полные и краткие прилагательные ;
Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать
над устойчивостью внимания;
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость;
6. Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся должны
Знать : о грамматических особенностях кратких прилагательных.
Уметь: различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных
в предложении; правильно произносить наиболее употребительные прилагательные; правильно
писать краткие прилагательные с основой на шипящую.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и решение
проблемы;
-Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
- Коммуникативные: умение работать в группе, в паре, осуществлять поиск и сбор
информации ,владение разными формами речи.
Личностные:
воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои
ответы и ответы своих одноклассников.
7.Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная
работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический,
частично-поисковый.
8.Технология: блочно-модульная
9.Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерное
место учителя, рабочие места учеников (по количеству детей в группе), объединенные в 3
группы, учебник, презентация к уроку в программе PowerPoint.
10. Место проведения: кабинет русского языка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Ход занятия
I
.Организационный этап.
Слайд1
Учитель:
-Добрый день, дорогие друзья! Начинаем наш очередной урок
русского языка. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня. Тихонечко
садитесь самые хрупкие, милые, нежные, красивые и умные. Я говорю о
девочках. А теперь занимают свои места самые сильные, смелые, те, на которых
можно положиться, не менее красивые и умные. Я говорю о наших мальчиках. Я
рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт
всем нам радость от общения.
А я жду от вас внимания, активности,
слаженной работы и надеюсь на плодотворное сотрудничество. На столах у
вас лежат технологические карты, с которыми вы будете сегодня работать.
Запишите на них свою фамилию и число.
Учебный Элемент – 0 Входной контроль.
Учитель: На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя прилагательное».
Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?
В технологических картах заполните схему, записав каждый признак в
отдельный кружок.
Слайд 2
Составление кластера.
Слайд 3 (щелчок )
Самопроверка.
Учитель:
Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив
правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем.
Те ребята, кто выполнил работу без ошибок, поставьте звёздочку рядом с
заданием.
УЭ – 1 Мотивация и целеполагание.
Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном и узнаем
некоторые особенности этой части речи.
-А начнем мы с акцентологической разминки
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Слайд 4
Задание: укажите верно или неверно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук
1.алфАвит
2.библиотЕка
3.цЕмент
4.заморОзки
5.инстрУмент
6.ширОкий
7.прОцент
8.щАвель
9.хлопОты
10.ширОка
Слайд 5
Ответ: 1- 2 +3 - 4 – 5- 6 + 7- 8- 9- 10-
Учитель: Посчитайте количество «+» и запишите в таблицу
Учитель: Найдите среди слов акцентологической разминки слово и его форму,
выделите окончание, поставьте ударение (шир о кий –широк а ).
- А почему вы так решили?(изменилось только окончание, лексическое значение не
изменилось)
- Ребята, посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать об ударении в этих
словах? ( в полной форме ударение падает на основу, а в краткой –на окончание).
А почему ударение подвижно ? ( не знаем) НА ДОСКУ!!!
- К какой части речи относятся данные слова? (
прилаг.) А что это за формы?
( полная и краткая ) НА ДОСКУ!!!
Слайд 6
Учитель: Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.
КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Слайд 6.
Запишем тему урока.
Слайд 7
Учитель:
Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться….,
учиться находить… и правильно …уметь определять роль….
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Учитель
(щелчок по 7 слайду): Итак, наши задачи:
познакомиться с
грамматическими признаками кратких прилагательных, учиться находить краткие
прилагательные и правильно употреблять их в речи,
уметь определять роль
кратких прилагательных в предложении.
Учитель: Молодцы!
УЭ – 2 Работа по теме урока.
Слайд 8
Учитель: Мы с вами выяснили, что в русском языке есть полные и краткие
прилагательные. Чтобы узнать,
какие грамматические особенности имеются у
кратких прилагательных, я предлагаю вам самим прочитать п. 104 и
познакомиться с информацией на стр.91 и 92 (до упр.598), а также с
дополнительным источником информации. Затем обсудить прочитанное в вашей
группе, отвечая на вопросы (см. приложение №2)
Вопросы
1. Что вы узнали об имени прилагательном? (имеют полную и краткую форму)
2.На какие вопросы отвечают краткие прилагательные? (
Каков? Какова?Каково?
Каковы
?)
3.Как изменяются краткие прилагательные? (не склоняются, но изменяются по
числам и в ед.ч. по родам)
4.Каким членом предложения являются краткие прилагательные? ( сказуемое)
5. Расскажите об ударении в некоторых кратких прилагательных м.р., ж.р., ср.р и
мн. ч.?
Учитель: Очень хорошо! Оцените себя, насколько вы овладели теоретическими
знаниями (овладел, запомнил-«+» , еще не в полной мере « - »)
УЭ – 3 Первичное закрепление нового материала.
Учитель: А сейчас я предлагаю образовать краткие формы имен прилагательных.
Упр.589 ( два ученика выполняет упр. у доски, остальные у себя в картах)
Вывод : краткие прилагательные образуются от полной формы, отличаясь только
окончаниями (в ж.р. –а, м.р.-нулевое, ср.р.-о, во мн.ч. –и,ы), причем если основа
полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый
гласный звук о или е.
Физкультминутка для глаз.
Учитель: Д авайте продолжим работу по теме урока.
УЭ- 4 Закрепление знаний.
Выборочный диктант ( работаем в группе )
Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Выпишите из
каждого предложения все прилагательные. Определите синтаксическую роль
прилагательных в них. Выделите окончания, отметив, на что они указывают.
1.Тиха украинская ночь. (А. Пушкин)
2. Но тих был наш бивак открытый.(М.Лермонтов)
3. Воздух легок и чист, и замерзла река. ( И. Никитин)
4. Широк и желт вечерний свет, нежна апрельская прохлада.(А. Ахматова)
5. Ночь светлая и морозная.
Внимание учащихся обращается на то, что употребление краткой формы
прилагательного больше свойственно книжным стилям речи, так как с ее
помощью качество обозначается сильнее, ярче, категоричнее, чем в полной
форме прилагательного.
Слайд 9 Проверка
Проблемная ситуация :
на слайде группы слов (сущ. с ь на конце после шип., без
ь, крат. прил. с основой на шипящ.) (Слайд 10)
-Ребята, какое правило мы вспоминаем, глядя на слова 1-го столбика, 2-го, 3-го? А
как называются слова 4-го столбика? Как они пишутся? Сформулируйте правило.
Сверимся с учебником.
1 2 3 4
Ветош_ карандаш_ (из-за)туч_ трескуч_
Брош_ нож_ (много) задач_ свеж_
Молодеж_ шалаш_ (возле)луж_ могуч_
Ученики знакомятся с правилом на стр.92
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Самостоятельная работа ( дифференцированная) с последующей
взаимопроверкой
Задание на 3 балла : вставь пропущенные буквы
Задание на 4 балла: вставь пропущенные буквы ,распредели данные
словосочетания на группы. На какие и по какому принципу реши сам, каждую
группу озаглавь
Задание на 5 балла: вставь пропущенные буквы, распредели данные
словосочетания на группы. На какие и по какому принципу реши сам, каждую
группу озаглавь, дополни каждую группу двумя своими примерами .
Весенняя ноч_, Зеленый плющ_,возле дач_, песок сыпуч_,строишь блиндаж_,
шиповник колюч_, газ горюч_, лесная глуш_
Слайд 11
Проверка
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы справились со своим заданием.
Учитель: Молодцы. Вы замечательно справились с работой. Проверьте и оцените
друг друга , поменявшись картами.
УЭ – 5 Повторение теоретических сведений.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке? В
чём особенность этих прилагательных?
Слайд 12
Учитель:
Как вы считаете, задачи, поставленные нами в начале урока,
достигнуты?
(ответы учеников)
УЭ – 6 Итоговый контроль.
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
Некоторые ребята проверят свои знания за компьютерами. [3] А остальные
выполнят работу в технологических картах. Выберите одно из двух заданий.
Задание на дом:
(разноуровневое):
1. Базовый уровень - п. 104,. Упр.592, 596
2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с
использованием полных и кратких прилагательных).
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова
Рефлексия.
- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех
предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора.
/Приложение / Вы
должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете
нужным. Рисунки эти обозначают следующее (
слайд 13 ): чемодан - на уроке
чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем;
мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома
переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.
- Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/.
Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г. Серпухова