Урок развития речи. Сжатое изложение по рассказу И. С. Тургенева "Воробей"
Автор: Буркова Александра Серафимовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма" Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок развития речи. Сжатое изложение по рассказу И. С. Тургенева "Воробей" Раздел: среднее образование
. ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ»
Цель деятельности
учителя
Актуализировать и восстановить умение писать выборочное изложение, обучать созданию собственного текста, элементам компрессии
текста
Тип урока
Урок развития речи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать приемы систематизации материала; уметь излагать мысли
на заданную тему, осваивать приемы сжимания текста.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять
речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь
с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы
обучения
Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-
демонстрационный
материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Тема, основная мысль текста, выборочное изложение текста, сжимание текста
О рганизационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляе
мая
деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодейс
твия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Контроль
результат
ов
учебной
деятельн
ости
1
2
3
4
5
6
7
1.
Мотиваци
я (само-
определен
ие)
к учебной
деятельно
сти
Эмоциональная
,
психологическа
я и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
–Как звучит тема нашего урока? Запишите тему.
Исходя из темы, определите задачи нашего урока. ( Продолжим
работу с текстом: будем учиться определять тему, главную мысль, а
также учиться писать выборочное изложение по вопросам,
касающимся не всего текста, а его части)
Перед каждым учеником на парте - текст изложения.
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с учителем;
размещают
учебные
материалы
на рабочем
месте,
демонстрир
уют
готовность
к уроку
Фронтальна
я
Личностные:
положительно относятся к
учению,
познавательной
деятельности, желают
приобретать новые знания,
умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные:
осознают познавательную
задачу.
Регулятивные: планируют
(в сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции
Листы
обратно
й связи
2.
Актуализа
ция
и пробное
учебное
действие
Чтение
текста
1.Чтение текста учителем.
2.Самостоятельное чтение текста учащимися (про себя).
3.Чтение вслух учащимися.
4. Беседа на повторение знаний
- Докажите, что перед нами текст.
- Вспомните признаки текста (наличие темы,
грамматической, и смысловой связи)
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала
впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв
перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной
около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно
качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив
едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись
с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед
самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным
и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой
раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его
маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он
замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться
собака!
И все-таки он не мог усидеть на своей высокой,
безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту
силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической
птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее
Отвечают
на вопросы,
строят
понятные
для
партнера
высказыван
ия;
обдумываю
т ответы на
вопросы и
осознают,
что
Индивидуал
ьная,
групповая
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности.
Познавательные:
выполняют учебно-
познавательные действия в
материализованной и
умственной форме;
осуществляют для решения
учебных задач операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают логические
связи, формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
-
Слушаю
т и
осмысли
вают
текст
3.
Работа со
словарем
Беседа по
содержанию
Работа с
текстом
смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и
движется жизнь.
Словарно-лексическая работа .
- Значения каких слов вам были непонятны?
- Найдите в словаре слово "Благоговел", прочтите его
лексическое значение.
Беседа на восприятие прочитанного:
– От имени кого ведется повествование?
– О ком и о чем этот текст? Какова тема текста?
– Что побудило воробья, поборов свой страх,
жертвовать собой?
(Сила любви к своему птенцу,
желание любой ценой защитить его от опасности.)
Определение главной мысли текста и подбор к нему
заголовка.
- Найдите в тексте слова, в которых выражена главная
мысль текста (16- предложение).
- Как мы озаглавим текст нашего изложения?
(Любовь
сильнее страха смерти)
– Давайте запишем заголовок нашего будущего
изложения.
- Мы определили с вами главную мысль нашей будущей
работы.
Выбор части текста для написания изложения.
- Какая главная цель урока?
(Написать выборочное
изложение).
- Теперь внимательно посмотрите в текст и скажите,
какой отрывок текста мы будем излагать?
Обдумываю
т ответы на
вопросы и
осознают,
что знаний
у них
недостаточн
о для
полных
ответов.
Фронтальна
я
Личностные: имеют
желание осознавать свои
трудности и стремиться к
их преодолению; проявляют
способность к самооценке
своих действий, поступков.
Познавательные:
выполняют учебно-
познавательные действия в
материализованной форме
Личностные: имеют
желание осознавать свои
Устные
ответы,
вопросы
для
уточнен
ия
информа
ции
Выявлен
ие места
и
причины
затруднен
ия
Членение
текста на
части
Работа с
презентацие
й над
составление
м плана
Орфографич
еская работа
- Вспомните
принцип пирамиды
. Что является
стержнем текста? (Тема, основная мысль)
Работа над вступлением изложения. Элементы
сжимания текста.
- Перед этим отрывком в тексте есть еще предложения
(1 - 5)
- Прочитайте их.
- Какие из них не помогут нам раскрыть тему нашего
выборочного изложения? Какие предложения мы
исключим вообще? Вычеркните их из текста
карандашом. (1-3)
- Текст всегда состоит из каких частей? Как мы
озаглавим вступление?
(На слайде - части плана изложения:
I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение .
После обсуждения набираю название пункта
вступления).
(I. Вступление . Молодой воробей выпал из гнезда.
- Запишите первый пункт плана
-Давайте напишем вступление в тетради.
Ветер сильно качал березы. М
оло дой в
оро бей с
ж е лтизной окол о клюва и пух
ом на г оло ве выпал из
гн е зда и с и дел непо движн о , бе с помощн о ра с топырив
едва пр о р а ставшие крыл ы шки.
трудности и стремиться к
их преодолению; проявляют
способность к самооценке
своих действий, поступков.
Познавательные:
выполняют учебно-
познавательные действия в
материализован ной и
умственной форме;
осуществляют для решения
учебных задач операции
анализа, синтеза,
сравнения, модификации,
устанавливают причинно-
следственные связи, делают
выводы, извлекают
необходимую информацию
из прослушанного
объяснения учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные знания.
Регулятивные: осознают
недостаточность своих
знаний.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информации
Задают
вопросы
для
уточнен
ия
информа
ции
Обучение
приемам
сжимания
текста.
Работа в
тексте
карандашом
по
сжиманию
текста
Лексическая
работа
Работа над основной частью.
- О чем основная часть?
- Прочитайте часть текста.
- Как мы его озаглавим?
II.
Основная часть.
Старый воробей спасает
молодого воробья. ("Старый воробей бросился спасать
своё детище").
- Работаем карандашом в листочке с текстом.
- Что мы вычеркнем из текста? (слово "моя")
– Как старый воробей защищал своего птенца?
Выбор из текста предложений для ответа на вопрос (5,
6-е предложения). Выяснение значения слова
«неподвижно».
– Было ли ему страшно?
- Прочитайте восклицательные предложения. Какое
чувство надо передать при чтении каждого их них?
Нахождение ответа на вопрос (7-е предложение).
Можно ограничиться только 7-м предложением. Однако
данная подтема может включать и другие предложения :
«По аллее бежала собака. Она увидела воробышка и
стала красться. Собака раскрыла
пасть и медленно
приближалась к птенцу».
Лексическая замена слов
: «собака» – «она»,
«воробышек» – «птенец». Выясняется значение слова
«красться».
– Почему автор сказал, что воробей жертвовал собой?
8–11-е предложения.
Лексическая работа . Обращается внимание на выбор
Выполняют
элементарн
Фронтальна
я
Коммуникативные:
осуществляют деятельность
с учетом конкретных
учебно-познавательных
задач
Познавательные:
приобретают умения
использовать
приобретенные знания
и умения в практической
деятельности и
повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают
свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.
Коммуникативные:
формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения.
Личностные: приобретают
мотивацию к процессу
образования.
Познавательные:
устанавливают взаимосвязь
между объемом
4.Здоровье
сбережени
е
5 .
Выявлени
е места
и причины
затруднен
Физкультми
нутка
слов и их значения: «вдруг», «камнем упал», «упал
перед собакой», «заслонял собою» и др.
Ключевые слова основной части: камнем упал, ринулся
спасать, заслонил собой, его тело трепетало от ужаса.
он замирал, жертвовал собою! Собака казалась
громадным чудовищем!
Работа над заключением.
III. Заключение . Собака отступила.
- Прочтите заключительные предложения текста.
- Каким предложением надо закончить третью часть?
(Собака остановилась и отступила.)
- Выяснение значения слова «отступила».)
– Как вопросы к тексту помогли определить содержание
микротем?
Выделение трудных для написания слов в каждой части:
1) «воробышек», «не умел», «неподвижно»; 2) «по
аллее», «стала».
Организует и сопровождает совместную
деятельность обучающихся.
Включаю видеофизкультминутку в презентации
ые
упражнения
Индивидуал
ьная
Групповая
Индивидуал
ьная
приобретенных знаний и
операционных,
исследовательских,
аналитических умений;
приобретают умение
мотивированно
организовывать свою
деятельность.
Регулятивные: оценивают
свою работу
Личностные: приобретают
мотивацию к процессу
образования.
Познавательные:
устанавливают
взаимосвязь между
объемом
приобретенных знаний
Выполн
яют
упражне
ния
ия
6. Твор-
ческая
практичес
кая
деятельно
сть
Воспроизвед
ение текста
выборочного
изложения
Составление
связных
рассказов,
письменная
работа,
проверка
черновых
вариантов
Работа
учащихся в
парах,
составление
диалога;
Устное изложение выборочного изложения по листочку.
2-й урок. Написание текста изложения.
Выбор варианта работы по уровням сложности.
Организует написание изложения, контролирует
правильность работы
1) запись по памяти изложения по вопросам;
2) выборочное списывание по вопросам;
3) запись ответа на один из вопросов.
\
– Придумайте устно диалог, который мог бы произойти
между старым воробьем и собакой.
Пишут
изложение
(черновой
вариант),
осуществля
ют
проверку
Формулиру
ют
собственны
е мысли,
высказываю
т и
обосновыва
ют свою
точку
зрения;
выполняют
задание,
и операционных,
исследовательских,
аналитических умений;
приобретают умение
мотивированно
организовывать свою
деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою
работу
Письмен
ная
работа
Устные
ответы
7.Рефлекс
ия
обобщение
полученных
на уроке
сведений,
оценивание
Заключитель
ная беседа
по вопросам;
монологичес
кие
высказывани
я
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Как вы
их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас
сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из
предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок
понравился – выбираете карточку с улыбающимся
лицом, нет – карточку с грустным лицом
отвечают на
вопросы
Выполняют
заданияе,
формулиру
ют текст
изложения с
помощью
листочков
Оценивают
свои
знания,
отвечают на
вопросы
Листы
обратно
й связи
7.
Рефлексия