"Консультативная деятельность специалистов школы с родителями по преодолению проблем в обучении учащихся"
Автор: Белочкина Елена Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ СОШ № 155 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Статья Тема: "Консультативная деятельность специалистов школы с родителями по преодолению проблем в обучении учащихся" Раздел: среднее профессиональное
Белочкина Е.А.
г. Челябинск
Консультативная деятельность специалистов школы с родителями
по преодолению проблем в обучении учащихся
Современный этап развития образования ориентируется на создание
необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка и его
самореализации в жизни. Изменение социально-экономической ситуации в
России в последнее десятилетие привело к появлению и обострению
различных проблем, касающихся детей.
В настоящее время формируется особая ситуация развития личности
ребенка. Ее познание говорит о необходимости создания новых модулей
обучения, обеспечивающих разработку и внедрение в практику процесса
образования различных форм обучения, а также индивидуализацию
обучения, учитывающего:
-готовность к обучению детей с ограниченными возможностями
здоровья;
- индивидуально-психологические особенности учащихся;
- состояние здоровья учащихся;
- социальное состояние индивидуума.
В связи с этим, значимость консультативной деятельности
специалистов, оказывающая помощь детям, испытывающим проблемы в
обучении, и родителям высока.
Консультативная помощь специалиста помогает родителям преодолеть
трудности в обучении их детей, узнать особенности (специфические
положительные и отрицательные) ребенка, получить информацию об уровне
его актуального развития, о прогнозе возможностей дальнейшего развития и
обучения, поменять жизнь ребенка и его семьи в лучшую сторону, преодолеть
трудности взаимодействия с социумом и обучить родителей некоторым
методикам коррекционной работы.
В процессе консультирования специалисты на примерах убеждают
родителей, что «особенный» ребенок является не столько обузой для семьи,
сколько источником ее духовного роста, так как ежедневное общение с ним
коренным образом меняет мировоззрение родителей, делает их гуманнее,
мудрее, позволяет осознать, что все люди имеют право на существование и
любовь независимо от того, похожи они или не похожи на других, учатся или
нет.
Такое «прозрение» родителей является благом для родителей и ребенка
и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок
пробуждает в родителях их творческое начало. Начиная помогать
собственному ребенку, они творчески подходят к его обучению и делятся
опытом с окружающими.
Также важно в семье единство всех требований к ребенку.
Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его
умения и навыки, социально приемлемое поведение. Так как дети стараются
подражать родителям, то разные их подходы, особенно грубость одного из
них, вызывают эмоциональный стресс. Родители должны организовать
охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную
систему ребенка..
Консультации родителей специалистом содержат теоретические знания
и практические приемы по специальной педагогике и психологии, так как они
помогают семье глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить
интуитивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные
ситуации. Все это делает родителей более уверенными в себе.
В процессе консультирования предусмотрены как работа по
преодолению трудностей, так и шаги по профилактике, действия по
формированию личности ребенка с опорой на его положительные качества, а
также формирование мировоззрения, социально значимых знаний, умений и
навыков и практическая ориентированность.
Так, для преодоления проблем в обучении, родителям предлагается
проводить следующие мероприятия: сохранение физического и психического
здоровья ребенка (профилактические мероприятия); постоянное
стимулирование психического развития ребенка, соответствующее его
возрастным и индивидуальным особенностям; создание благоприятных
условий для обучения и выполнения охранительного режима; формирование
эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого
взаимодействия ребенка с семьей и со сверстниками.
Перечисленные действия родителей способствуют успешному процессу
обучения, социальной адаптации ребенка и предупреждению у него
патологического поведенческого стереотипа.
Таким образом, в процессе консультирования родителей, специалист
дает рекомендации по вопросам обучения детей и создает условия, которые
максимально стимулировали бы родителей к активному решению
возникающих проблем в обучении учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.