"Роль проектной деятельности в творческом развитии учащихся на уроках английского языка"
Автор: Рублёвская Татьяна Владимировна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: станица Атаманская Наименование материала: статья Тема: "Роль проектной деятельности в творческом развитии учащихся на уроках английского языка" Раздел: среднее образование
Роль проектной деятельности в творческом развитии учащихся на
уроках английского языка
Рублёвская Т.В. учитель английского языка МБОУ СОШ № 4 ст.
Атаманской, Краснодарского края
Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед. Он затронул все
области науки, культуры и искусства. Не удивительно, что особое внимание
уделяется развитию творческих способностей школьников. Это обусловлено
тем, что разносторонне развитой личности гораздо легче самореализоваться в
социуме, адаптироваться во взрослой жизни. Одним из продуктивных
методов решения этой непростой задачи является, по моему личному
убеждению, метод проектов. Тем более что методический комплекс
В.П.Кузовлева, по которому я работаю, предоставляет для этого огромные
возможности. Темы, представленные для изучения, охватывают огромный
спектр бытовых, социальных и политических областей жизни. Тем самым
осуществляется связь с другими предметами, изучаемыми в школе и дается
возможность использовать полученные знания не только по английскому
языку, но и по другим предметам, развивать творческую инициативу. И в этом
отношении метод проектов является незаменимым. Проекты в учебниках
В.П.Кузовлева предложены для выполнения учащимися с 6-го класса. Они в
основном краткосрочны. В 6-7 классах предлагаются лишь как итог изучения
раздела. В последующих классах обучающиеся выполняют проекты в
течение изучения темы. Подготовка проектов вызывает интерес учеников к
изучаемому языку, является стимулом для слабых учеников получить
положительную оценку, учит школьников работать в группе, способствует
сплочению коллектива. Метод проектов позволяет творчески применить
языковой материал, расширить кругозор учащихся. Так как проектная
деятельность предусмотрена в каждой теме, то подготовку конечного
результата, независимо от ступени обучения, нужно начинать с начала ее
изучения. При этом учитель выступает в роли соучастника, помогает в
выборе темы, подборе материала, источников получения информации (в
зависимости от языковой подготовки обучающихся). При чем, роль учителя
как наставника уменьшается по мере взросления школьников. Чем старше
ученик - тем меньше роль учителя в разработке проекта. Например, в 6
классе в начале изучения темы «Внешность» детям предлагается создать
буклет «Магазин модной одежды». В настоящее время можно найти
разнообразие каталогов, которые составят основу будущего проекта.
Сложность составляет только та лексика, которая не изучается в рамках
программы. Широкое поле для творческой деятельности предоставляется и в
старшем звене. По теме «Западные демократии» я предлагаю тему «Имидж
политика» на основе истории и современности.
Таким образом, выделяется еще одно преимущество этой методики –
обогащение словарного запаса.
Метод проектов учит приобретать знания
самостоятельно, работать в сотрудничестве с учителем (а также с учителями-
предметниками) и одноклассниками, знакомиться с разными культурами,
собирать необходимую информацию. В результате выпускник школы
оказывается более приспособленным к жизни, приобретает способность
адаптироваться к разным условиям, самостоятельно находить решения.
Результатом проектной деятельности может быть постер, сообщение,
буклет и на более сложном уровне – презентация. Проекты защищаются на
одном из последних занятий, как правило, в устной форме. При этом
учитывается содержание, грамотность и логичность изложения материала,
аккуратность в оформлении и наличие иллюстративной части.
При оценивании работ необходимо создать ситуацию успеха. Нельзя
оценивать только языковой материал и заострять внимание на ошибках.
Необходимо учитывать сложности, которые возникают при создании проекта,
использование родного языка, разный уровень языковой компетенции и
многое другое. Все это компенсируется достигнутым результатом и
положительными изменениями в развитии личности. Ученики приобщаются
к творчеству и практическому владению иностранным языком, повышается
их самооценка, совершенствуется общая культура общения и социальное
поведение в целом, умения и навыки письменной речи. В конечном итоге
выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения,
закрепления и повторения учебного материала, устранения пробелов в
образовании.
Работы обучающихся вывешиваю на стенде, организую выставки для
родителей и обучающихся всей школы.
Проектная методика, несомненно, усиливает мотивацию к изучению
английского языка.