"Реализация междисциплинарного взаимодействия в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом в условиях введения ФГОС"
Автор: Беляева Фаина Николаевна Должность: директор школы Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Иртышская средняя общеобразовательная школа" Черлакского муниципального района Омской области Населённый пункт: с. Иртыш Наименование материала: статья Тема: "Реализация междисциплинарного взаимодействия в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом в условиях введения ФГОС" Раздел: среднее образование
в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом
в условиях введения ФГОС
Беляева Фаина Николаевна
директор МБОУ «Иртышская СОШ»
Черлакского муниципального района
Омской области
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым
годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации,
предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее
переработки поставили теоретиков и практиков образования перед
необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Сегодня
потребление информации должно быть активным, избирательным,
оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности. Развитие
умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и
письма в школе, по мнению Сметанниковой Натальи Николаевны, президента
Русской Ассоциации Чтения, руководителя текущего Европейского проекта
«Школа, где процветает грамотность»,
является актуальной
проблемой сегодняшнего образования.
В «Национальной программе
поддержки и развития чтения» современная ситуация в этом отношении
характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна
подошла к критическому пределу пренебрежения чтением… на данном этапе
можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра
национальной культуры».
Результаты проведённого исследования показали,
что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности
чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к
осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а
также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По
всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация
текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты
российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих
европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения из
возможных 5-ти).
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности как условия достижения высокого качества
образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических
ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в
освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является
текст, работа с
которым позволяет добиваться оптимального результата.
Педагогической
наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом
десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение
читателя к книге активным или умеренно пассивным.
В дошкольном образовании
общение с книгой задает взрослый
воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного
слушания.
Начальная школа , как следующая ступень общего образования, призвана
внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской
самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период
происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный
возраст – это наиболее благоприятный период для формирования
читательской компетентности. Основная и старшая школа продолжает и
совершенствует данную работу.
Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно,
сказывается на результатах школьного обучения.
В настоящее время проблемы, связанные с чтением подростков,
обусловлены такими недостатками образовательных программ, как:
- несоответствие многих используемых приемов и методик обучения
чтению современным требованиям работы с письменной информацией;
невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий
чтения в соотнесении с его целями;
-низкий уровень обучения чтению и работе с письменными
источниками информации на всех ступенях системы образования».
Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к
«картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном,
компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия
«культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность,
неустойчивость…
Исследование показало, что как обучающиеся 5 классов, так и
девятиклассники и одиннадцатиклассники испытывают большие трудности,
при выполнении заданий, связанных с работой с информацией на
мониторинговых процедурах и при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ.
Ключевая роль в формировании информационной грамотности
учащихся принадлежит учителям русского языка и литературы, которые
через предметное содержание формируют навыки работы с текстом, обучают
различным видам активного чтения. В примерной образовательной
программе основного общего образования одной из междисциплинарных
программ является программа «Стратегии смыслового чтения и работа с
текстом». В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования» обозначены
универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с
текстом» (2010).
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200
факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на
успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того,
чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный
подход к обучению смысловому чтению. Стратегия смыслового чтения
обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на
этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Многолетний опыт работы педагогов школы по проблеме развития
креативности школьников в рамках экспериментальной работы, участников
регионального ИнКО «Школа – центр творчества и развития одаренности
детей», работа по программе «Школа – 2100», позволил более успешно
решать проблемы формирования у школьников навыков осмысленного
чтения. Педагоги активно используют в своей деятельности эффективные
технологии развития критического мышления, ИКТ – технологии,
проблемного обучения, текстовые технологии, технологии проектного
обучения.
Формирование у обучающихся навыка осмысленного чтения и работы с
текстом требует от учителей использования специальных методов и приемов,
основных стратегий смыслового чтения.
На каждой из стадий урока
используются свои методические приемы.
Для достижения поставленных выше целей и задач, педагоги школы
активно применяют информационно - коммуникационные технологии,
используют на уроках электронные учебники, мультимедиа; работают с
готовыми электронными продуктами, создают наглядность, тесты –
тренажеры с помощью ПК; создают уроки – презентации; разрабатывают
мультимедийные презентации, памятки, алгоритмы, клише. Широко
используют различные формы деятельности в организации учебного
процесса, направленного на формирование навыка осмысленного чтения и
работы с текстом. Но, как показывает практика и анализ деятельности
педагогического коллектива в этом вопросе, педагогами школы на
сегодняшний день активно используются лишь отдельные приемы и методы
смыслового чтения и работы с информацией. Мы видим проблему в
необходимости освоения педагогами стратегий смыслового чтения в полном
объеме и соблюдении единых требований к организации данной работы на
учебных и внеучебных занятиях различных учебных дисциплин, а,
следовательно, необходимо усилить методическую поддержку педагогам в
решении данной проблемы
Внеклассная работа по предмету . Чтобы развить творческие способности,
работа по анализу текста, написанию творческих работ продолжается и на
элективных, факультативных курсах, внеурочных занятиях, занятиях
школьного «Пресс-центра», НОУ «Поиск», «Школы риторов», организации
работы школьного музея и других форм занятий со школьниками, где
требуется работа с информацией, а следовательно и необходимость
осмысленного отношения к тексту. Более системной эта работа становится в
связи с реализацией плана мероприятий, посвященных Году литературы. В
течение года в школе проведены интересные общешкольные мероприятия,
такие как игра «Путешествие в Книгоград», Бал литературных героев,
конкурсы чтецов, риторов, «Живая классика», конкурс рисунков на лучшую
иллюстрацию к художественному произведению, литературно – музыкальная
композиция, посвященная 70-летию Победы, Дни науки, творчества и спорта,
встреча с омским детским писателем Николаем Пономаревым, бывшим
выпускником нашей школы, которые способствуют выявлению и поддержке
литературно одаренных обучающихся; мотивации работы по развитию
культуры русского языка и творческих способностей обучающихся, а также
повышению уровня общей, коммуникативной культуры современного
школьника, формирования у него интереса к художественной литературе.
Большая роль в развитии навыков осмысленного чтения принадлежит
участию ОУ в региональном проекте «Наедине с книгой», который
реализуется в школе с января этого года. Согласно Положения основными
целями общешкольных еженедельных чтений являются:
гуманизация
школьного образования, формирование интереса к чтению и художественной
литературе; восстановление и сохранение национальных традиций,
расширение и развитие образовательного пространства, обновление
школьного образования в сфере литературного в соответствии с социальным
заказом. Проведенная диагностика, показывает, что подавляющее количество
школьников (97 % опрошенных) считает, что данное мероприятия
необходимо не только для освоения учебной программы, но и играют
большую роль в повышении интереса к художественной литературе
В век стремительного развития высоких технологий ни для кого не
секрет – интерес у детей к книге значительно снизился. Повысить роль
классической литературы и чтения в жизни детей и подростков,
способствовать их нравственному развитию, формированию читательской
активности - основная задача школьной библиотеки.
В течение года совместно с сельской библиотекой в школе проведены
различные мероприятия, способствующие формированию у школьников
навыков осмысленного чтения и повышению интереса к художественной
литературе:
Обучающиеся 1-4 классов стали участниками федерального
телекоммуникационного проекта «Чудная вереница сказок Чуковского», «Про
белочек и зайчат и весёлых медвежат» по книгам Е. Чарушина.
Данная работа дает положительные результаты.
Ребята, участвуя в
сетевых учебных конкурсах - проектах; конкурсах сочинений; составляют
сборники из собственных рассказов, сказок, стихов; участвуя в написании
исследовательских работ развивают не только творческие способности, но и
совершенствуют навыки работы с информацией, представленной в
различных видах. Но сегодня необходимо говорить о новой роли школьной
библиотеки как информационного центра, основными функциями которого
являются
содействие образованию и воспитанию личности учащихся;
формирование информационной культуры и культуры чтения всех участников
образовательного процесса в школе, удовлетворение информационных
потребностей учащихся, учителей и других работников школы с
использованием, как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов
других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем. И здесь
речь идет не только о ее оснащенности в качестве информационного центра,
сколько о подготовке библиотекарей как специалистов,
владеющих методикой
информационной культуры в работе с обучающимися различных возрастных
категорий.
Одним из основных направлений в деятельности методической службы
школы является оказание помощи педагогам в организации
междисциплинарного взаимодействия по формированию навыков
смыслового чтения. Данные вопросы регулярно обсуждаются на заседаниях
методических объединений, творческих групп педагогов в рамках коучинг –
проекта, на общешкольных научно – педагогических конференциях,
педагогических чтениях
Педагогами школы обобщен и представлен опыт по данной проблеме:
- в муниципальном сборнике «Инновации и современные технологии в
системе образования Черлакского муниципального района» по результатам
работы школы по проблеме развития креативности школьников в рамках
экспериментальной площадки РАО,
- на муниципальных семинарах для педагогов образовательных учреждений
района на базе школы;
- муниципальных методических семинарах
-на всероссийском Фестивале педагогического творчества, Межрегиональном
Интернет – педсовете «Инновации и современные технологии в системе
образования»;
V межрайонной научно – практической конференции молодых педагогов «От
теории к практике»
Администрация школы убеждена, что работа по реализации Программы
смыслового чтения и работы с текстом в рамках реализации ФГОС должна
быть управляемой и системной.
В современной школе наблюдается
кричащее противоречие: между высокими требованиями к продукту
образовательной деятельности, который должен обладать
функциональной грамотностью, и старой методологией обучения,
отсутствием системного подхода в обучении чтению.
Школа как
социальный институт имеет возможности оказать колоссальное влияние на
решение проблемы чтения, так как чтение является одним из главных
общеучебных навыков. Сложившаяся ситуация с грамотностью чтения
заставила рассмотреть и решать эту проблему комплексно и поэтапно.
Главным в решении проблемы, на наш взгляд, является: разработка
согласованных действий учителей отдельных учебных предметов и
дисциплин по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с
текстом обучающихся на всех уровнях обучения
- единого режима работы
школы с текстовой информацией.
Считаем необходимым на данном этапе
разработку Программы по
формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом
обучающихся. На сегодняшний день определены цели и задачи данной
Программы, основные этапы и направления ее реализации, где особое
внимание мы уделяем не только формам урочной и внеурочной деятельности,
но и
организации социального взаимодействия
(организация совместной
работы с другими культурно-воспитательными институтами: районной и
сельской библиотеками, учреждениями дополнительного образования,
учреждениями культуры, писательскими организациями и читательскими
ассоциациями участие в межрегиональных и общероссийских проектах,
посвященных повышению читательской активности и читательской
компетентности, создание читательских сообществ и ассоциаций среди
родительской общественности и т.д.), ожидаемые результаты .
Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по
введению единого режима работы школы с текстовой информацией можно
считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой
будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные
психологи, школьные библиотекари и родители.
Работа по реализации междисциплинарного взаимодействия в
формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом для
педагогов основной школы на данном этапе – дело новое. Тем очевиднее, что
в этом вопросе в любом образовательном учреждении еще очень много
нерешенных вопросов и проблем, как в выборе методов и приемов, так и
форм организации
учебного процесса, направленного на формирование
навыка осмысленного чтения и работы с текстом. Несомненно, что эта
деятельность должна стать более системной и продуманной как на уровне
отдельного педагога, так и каждого ОУ в целом.